Белгород. 30.12.2016. ABIREG.RU – Аналитика – Губернатор Белгородской области Евгений Савченко уверен, что в сложной экономической обстановке белгородские власти выполнили свои социальные обязательства, не сократили их в планах на следующий год, а экономика региона продолжает демонстрировать рост. Однако он отметил, что эти усилия стоили белгородским властям некоторых ограничений и ужесточения контроля со стороны федерального центра. О том, как белгородские власти «выбираются» из долгов, с какими трудностями столкнулся регион, губернатор рассказал на заключительном в этом году заседании облдумы, а «Абирег» обобщает сказанное в итогах года.
О самочувствии белгородской экономики
Глава региона обратил внимание на то, что валовой региональный продукт, по его данным, как и в прошлом году покажет положительную динамику. Рост составит около 4%. Чуть ранее господин Савченко даже похвалился, что выручка сельхозпредприятий области составит около 240 млрд рублей – больше, чем у других регионов.
«Все инвестиционные проекты, которые намечали ввести в этом году, исполняются в разной степени. Область живет своей нормальной жизнью, большой озабоченности у нас не вызывает», – подчеркнул губернатор Савченко.
Наиболее крупный проект, на который белгородские власти делали ставку в этом году – новое предприятие группы НЛМК. Компания успешно завершила главный инвестиционный проект «Стратегии 2017» – строительство фабрики окомкования концентрата Стойленского ГОКа мощностью 6 млн тонн окатышей в год. Открыли его в присутствии главы правительства РФ Дмитрия Медведева.
Региональные власти неоднократно говорили о том, что запуск этого проекта позволит области немного поправить свою налоговую базу. Тем более, что с образованием консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) группы НЛМК, уход части налогов от Стойленского ГОКа стал самой существенной потерей для белгородской казны.
Масштабный инвестпроект стоимостью 9,7 млрд рублей постепенно вводится крупнейшим в регионе агрохолдингом «Агро-Белогорье». В 2016 году группа компаний начала увеличивать мощности по производству свинины с 163 тыс. тонн до 217 тыс. тонн в год. Сейчас в нескольких районах региона строятся пять комплексов. Компания уже запустила второй мясоперерабатывающий завод, а в начале следующего года намерена ввести завод по производству сельхозоборудования.
«Негибкий» бюджет
Многие инвестпроекты региона запускаются благодаря лояльности властей и предоставлению госгарантий по кредитам. Еще год назад их доля в долговых обязательствах области составляла более 30%. А после того, как белгородским властям пришлось увеличить расходы на социальную политику (в том числе на повышение фонда оплаты труда медикам и учителям), регион вновь вынужден был занимать деньги на финансовом рынке. В итоге уровень госдолга области достиг критического значения, составив почти 100% собственных доходов.
Для выхода из ситуации областному правительству пришлось пойти на некоторые ограничения. Регион заключил соглашение с Минфином, по которому коммерческие кредиты удалось заменить на долгосрочные бюджетные по ставке 0,1% годовых, что позволит сократить долговую нагрузку.
При этом губернатор Евгений Савченко подчеркнул, что в следующем году, несмотря на сложности, власти не будут сокращать социальные обязательства.
«Бюджет имеет одну особенность, мы в целом вступаем в полосу взаимных ответственных решений, прежде всего, с Министерством финансов Российской Федерации. Мы – под жесточайшим контролем, все изменения согласуем с Минфином, но при этом у нас, в случае принятия оперативных решений, не будет достаточно «гибкости», но ее мы будем компенсировать гибкостью наших личных отношений, в сотрудничестве с Минфином», – считает господин Савченко.
Чуть ранее замгубернатора по финансам Владимир Боровик объяснил, какие именно обязательства взяло на себя правительство области.
«Есть четкие ограничения, в том числе поэтапная отмена налоговых льгот. В случае недополучения темпов роста экономики мы лишаемся дотаций на 3 млрд рублей в год. В расходах – это мораторий на рост числа госслужащих и затрат на их содержание. Существует и мораторий на принятие новых обязательств и затрат на социальные нужды», – отметил господин Боровик.
Ограничения коснулись и объема дефицита областного бюджета. Депутаты утвердили доходы бюджета на 2017 год в объеме 58,5 млрд рублей, расходы – 60,4 млрд рублей, дефицит – 1,9 млрд рублей. При этом в 2016 году после внесения всех поправок он составлял 4,75 млрд рублей. А верхний предел госдолга Белгородской области на 1 января 2018 года не может превышать 40,9 млрд рублей.
Возможные резервы доходов
Белгородский губернатор считает, что резервов для пополнения бюджета в регионе еще достаточно. В первую очередь он хочет наладить систему сбора подоходного налога от сдачи в аренду жилья. Он уверен, что ежегодно это будет приносить белгородской казне до 200 млн рублей. По словам господина Савченко, в 2015 году сборы налога на этот вид доходов составили лишь 13,6 млн рублей. В тоже время он не видит в этом недоработок налоговой инспекции и решил подключить к администрированию органы местного самоуправления, депутатов.
«Серые зарплаты. Мы что исчерпали все резервы? Уровень скрываемых от налогообложения доходов – не менее 10 млрд рублей. А это поступление налогов в размере не менее 1,3 млрд рублей. Я уж не говорю о плате в различные социальные фонды», – отметил глава региона.
Господин Савченко считает, что недоплачивают в бюджет и предприниматели, которые занимаются ростовщичеством и выдачей займов.
«Какой у нас тут резерв – по скромным оценкам не менее 10 млрд рублей. Если бы мы собирали с них налоги – мы могли бы иметь еще не менее миллиарда рублей в бюджете», – заявил белгородский губернатор.
И тут же он упомянул о повышении эффективности управления на всех уровнях власти. «Мы должны идти по пути максимальной прозрачности, открытости и доступности для населения чиновников, которые оказывают те или иные услуги», – подчеркнул Савченко.
Доходы населения выросли?
«Все плановые показатели, которые принимали, будут выполнены, а по многим направлениям и перевыполнены. Это социальные обязательства, майские указы президента, доходы населения и заработная плата в Белгородской области после двух лет небольшого падения, мне кажется, в текущем году уже будет рост не только на номинальную сумму, но и в реальных зарплатах. Она будет чуть-чуть выше, чем год назад. А это важнейший показатель самочувствия населения области», – отметил губернатор Евгений Савченко.
При этом глава региона оговорился, что точными данными по итогам года он не располагает.
Статистические сведения за девять месяцев этого года говорят о том, что денежные доходы населения действительно немного выросли. Затраты на покупку товаров и услуг в этот период увеличилось на 8,2%, доходы с вычетом обязательных платежей тоже незначительно подросли – на 1,9%.
В тоже время, пока, по данным Белгородстата за январь-октябрь этого года, размер реально начисленной заработной платы в сравнении с прошлым годом уменьшился на 0,1%, хотя номинально рост составил 5,7%. Данные за весь год будут опубликованы чуть позже.
Точка в деле о внебюджетных фондах
Почти год понадобился Федеральной антимонопольной службе, чтобы разобраться в довольно неоднозначной истории с принуждением региональных сельхозпроизводителей к перечислению средств во внебюджетные фонды.
В итоге ФАС признала правительство Белгородской области, департамент АПК, Фонд продвижения и ряд компаний виновными в нарушении антимонопольного законодательства, однако предписание о прекращении нарушений решила не выдавать. А губернатор Евгений Савченко, против которого изначально возбуждалось дело, был освобожден от участия в нем в качестве ответчика.
Напомним, что в конце ноября прошлого года ФАС России возбудила дело о принуждении региональных сельхозпроизводителей к перечислению 3,1 млрд рублей во внебюджетные фонды. Основанием стала найденная при проверке копия протокола поручения, в котором господин Савченко обязывал получивших региональную финподдержку сельхозпроизводителей региона вернуть 1,7 млрд рублей в Фонд содействия и 1,3 млрд рублей – в Фонд продвижения, а также перечислить в Фонд продвижения 15% от полученных федеральных средств по экономически значимым программам в сумме 177,6 млн рублей. За эти добровольные взносы областные власти предоставляли средства из внебюджетных фондов отдельным сельхозпроизводителям на льготных условиях без конкурсных процедур, а также снизили стоимость арендной платы сельхозугодий.
Любопытно, что в конце декабря 2015 года Евгений Савченко заявил на пресс-конференции, что служба указала чиновникам на недопустимую «жесткость» в администрировании внебюджетных фондов, однако подчеркнул, что регион не откажется от «добровольных пожертвований», которые составляют «не один миллиард рублей ежегодно».
Судя по всему, антимонопольная служба учла положение и доводы региональных властей, потому не стала наказывать, хотя и признала, что по закону это недопустимо.
В тоже время ФАС начала штрафовать белгородские компании, участвующие в деле за сговор для получения финансовых преимуществ через сотрудничество с внебюджетными фондами. Так, на 11 млн рублей ФАС оштрафованы ряд компаний (ГК «Зеленая долина», «Зеленая долина – Агро», молочная компания «Зеленая долина 2», старооскольский ликероводочный завод «Люкс», белгородский завод «Белвино», «Нива», региональная корпорация «Развитие»), а также «Дирекция инвестиционного развития» и Фонд продвижения продукции производителей региона. Все они подали иски в арбитражный суд Москвы с требованием отменить это решение антимонопольщиков. Разбирательства назначены на начало 2017 года.