В регионе все никак не приступят к изменению структуры исполнительной власти.
В четверг, 12 января, губернатор Алексей Гордеев провел совещание, напрямую касающееся будущего самой привилегированной части местного сообщества – чиновников областного правительства. Вице-губернатор – первый заместитель председателя правительства области Андрей Ревков к этому совещанию подготовил доклад «О направлениях совершенствования организационной структуры исполнительных органов государственной власти Воронежской области».
За этим скучным названием кроются потенциально драматические события. Пресс-служба облправительства отзывается о сути документа сухо: «В докладе был представлен проект организационной структуры исполнительных органов госвласти области, а также показан опыт ряда других субъектов РФ, где такая работа ранее уже была проведена. Также в доклад были включены примеры объединения и оптимизации подведомственных учреждений».
На деле речь идет об изменении привычного миропорядка. Объединение и оптимизация – признаки неминуемых сокращений. Кто-то лишится хлебной должности, а кто-то – полномочий. При этом губернатор, естественно, кровно заинтересован, чтобы в процессе оптимизации привычная управляемость сохранилась, а то и окрепла.
Задача кажется противоречивой. В совещании приняли участие все заместители Алексея Гордеева – и как губернатора, и как председателя областного правительства – а также руководители некоторых правительственных подразделений.
У них, как сообщает пресс-служба, нашлись замечания по докладу. Что неудивительно: Андрей Ревков – молодой технократ, к задаче «совершенствования структуры» он, скорее всего, подошел с позиций эффективности. А у матерых областных управленцев, безусловно, имеются собственные представления о необходимости и полезности своей службы.
В итоге Алексей Гордеев к окончательному решению не пришел и дал поручение продолжить работу над документом. Вице-губернатору придется еще поломать голову над тем, как совместить эффективность управления с интересами различных групп влияния, каковых, по скромным подсчетам, в правительстве региона не менее четырех.
Однако никуда областным властям от оптимизации не уйти. На федеральном уровне неоднократно звучали призывы к региональным начальникам сократить неэффективные расходы. А у нас, кажется, после того, как в бюджете-2017 были урезаны различные социальные ассигнования (о чем интернет-газета «Время Воронежа» рассказывала), других неэффективных расходов не осталось – только те, что казна тратит на содержание чиновников.
Так что, если глава области хочет получать федеральные субсидии (а он хочет), то он просто обязан произвести сокращения в своих рядах.
Напомним, что по данным Росстата, в первом полугодии прошлого года в Воронежской области насчитывалось 1640 региональных чиновников. Их средняя начисленная заработная плата составляла 43,238 тыс. рублей.
Мы обратились к лидеру фракции КПРФ в областной Думе Андрею Рогатневу с вопросом, назрел ли вопрос о сокращении областных управленцев?
– Скорее перезрел, – отозвался один из лидеров системной оппозиции. – Аппарат раздут сверх всякой меры.
Правда, он предостерег от огульных решений:
– Другое дело – каких именно правительственных блоков коснется возможное сокращение. По моему убеждению, департаменты здравоохранения и соцзащиты и без того выбиваются из сил, и если сокращение затронет эти структуры – будет только хуже.
Назвать с ходу подразделения правительства области, какие, по его мнению, можно оптимизировать без потери для общества Андрей Рогатнев отказался. Но отметил, что в этом вопросе Алексею Гордееву придется проявить волю, силу и мудрость – если, конечно, губернатор намерен создать действительно эффективное и компактное областное правительство.
А известный политик, член Общественной палаты Воронежа Галина Кудрявцева рассуждает так:
– Не только областную, но и городскую власть давно пора сокращать.
Это ее кажущееся радикальным мнение подкреплено расчетами:
– При советской власти у нас областных и городских чиновников было в четыре раза меньше, чем сейчас. А ведь у нынешних управленцев и зона ответственности, и объем работы значительно сократились: многие отрасли находятся в частных руках, другие ключевые вопросы решает федеральный центр.
Галина Кудрявцева даже кое-что перечислила:
– Торговлю регулирует рынок. Строительная отрасль, за маленькими исключениями, – у частника. То же касается промышленности. Что осталось у областного правительства в полномочиях? Здравоохранение, образование, социалка. Это процентов 30 от того, что было при советской власти.
Сейчас, по выражению Кудрявцевой, большинству чиновников на работе и заняться-то нечем. А у каждого из них – штат помощников, заместителей, порученцев. Так что она убеждена, что даже сильное сокращение административных штатов не отразится на жизни большинства жителей области неблагоприятным образом.
Впрочем, вряд ли подобное рассуждение могло прозвучать в кабинете Алексея Гордеева при обсуждении доклада о сокращении штатов.
Герман Полтаев
Время Воронежа, 12:55, 13.01.2017