ФАС и суд отменили госконтракт за ноль рублей.
Заключить госконтракт на нулевую сумму невозможно. К такому выводу пришла Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Эту позицию поддержал арбитражный суд. Между тем в России ежегодно совершается около 2 тыс. таких госзакупок.
Государственная фельдъегерская служба (ГФС) объявила запрос котировок на услуги по распродаже имущества – бронежилетов и защитных шлемов. Обнаружилось четыре претендента. Тамбовское ООО «Новые технологии» согласилось потрудиться за ноль рублей ноль копеек. ООО «Регион» из подмосковного Ногинска устроило бы вознаграждение в одну копейку. «Новые технологии» стали победителем – эта компания запросила меньшую цену.
ООО «Регион» пожаловалось в ФАС. Антимонопольная служба пришла к выводу, что ноль – не число: нулевая цена означает отсутствие цены. В решении ФАС записано, что «государственный контракт по запросу котировок является возмездным и предполагает оплату услуг исполнителю». При этом «заявка участника закупки ООО «Новые технологии» не содержит предложения о цене контракта». Фельдъегерской службе предписали пересмотреть результат конкурса. Новым победителем стал «Регион».
ГФС обжаловала предписание ФАС, но Московский арбитражный суд, а за ним апелляционная и кассационная инстанции поддержали антимонополистов. Президиум Арбитражного суда Московского округа даже включил историю с бронежилетами в обзор судебной практики.
– Есть разница между нолем и копейкой, – иронизирует эксперт по госзакупкам Иван Бегтин. – На ноль даже делить нельзя.
В ФАС сообщили, что не ведут статистики «нулевых» госзакупок. По данным исполнительного директора «Бюро контрактной информации», эксперта ООН в сфере публичных закупок Ольги Анчишкиной, в 2015 году в России было 1890 «нулевых» госконтрактов.
– Мотивация у исполнителя может быть разная, – говорит эксперт. – Финансовые организации соглашаются бесплатно разместить депозит, чтобы иметь средства на счету. Нередко бесплатно расчищаются зоны отчуждения у дорог, исполнитель рассчитывает продать древесину, песок и гравий. Иногда фирмам просто важно не допустить конкурента на рынок.
Иван Бегтин отметил, что бесплатный труд дает возможность компании близко познакомиться с перспективным заказчиком.
– Можно наработать репутацию, чтобы потом выигрывать большие контракты, – рассказывает Бегтин. – Кроме того, бывают, например, контракты на разработку технического задания для информационной системы. Все понимают: кто пишет ТЗ, тот потом и систему будет делать.
Гендиректор «Новых технологий» Анатолий Смирнов не стал раскрывать, почему согласился работать бесплатно. Он отметил лишь, что «просто так ничего не бывает». В ГФС напомнили, что победитель конкурса будет перепродавать полученное имущество. По словам представителя службы, закон не запрещает нулевую цену контракта. Ольга Анчишкина придерживается того же мнения.
– В законе «О контрактной системе в сфере закупок» есть антидемпинговая оговорка, – напомнила Ольга Анчишкина. – Но там сказано следующее: если участник конкурса предложил цену на 25 и более процентов ниже начальной, размер обеспечения увеличится на 50%.
В компании ООО «Регион» (победитель конкурса после пересмотра) сообщили, что иск ГФС к ФАС согласился рассмотреть Верховный суд. Слушания пройдут в феврале.
Александр Кондратьев
Известия, 00:01, 31.01.2017