Воронеж. 21.02.2017. ABIREG.RU – Аналитика – Операторы сотовой связи Черноземья, находясь в жесткой конкуренции друг с другом и интернет-мессенджерами, заняты поиском новых моделей развития бизнеса. Так, для оптимизации расходов компании всё чаще переходят к совместному использованию инфраструктуры связи, отдают оборудование в эксплуатацию сторонним компаниям и даже отказываются от собственных вышек. Эксперты считают, что это не скажется на обычных потребителях их услуг. Однако сегмент b2b может заметно пострадать из-за активного сокращения менеджмента в регионах и централизации систем управления: корпоративным клиентам придется проходить через тернии, чтобы добиваться особых условий услуг для бизнеса от начальников макрорегионов. В связи с этим «Абирег» решил понять, что происходит на местном рынке сотовой связи и о чем думают ее основные игроки.
Что говорят эксперты
Уже в середине 10-ых годов отечественные эксперты и участники рынка сотовых операторов четко осознали, что доходы от голосовых услуг никогда расти не будут, а мобильная передача данных требует огромных инвестиций. При этом мобильный интернет до сих пор продолжает оставаться сравнительно дешевой услугой. Она, по сути, создает максимально комфортные условия для конкурентов всех операторов – мессенджеров типа Skype, Viber, WhatsApp и др. Это, в конечном счете, приводит к тому, что ситуацию начали разрешать путем сокращения затрат на техническую инфраструктуру (основные игроки перешли на совместное использование пассивной телеком-инфраструктуры), урезания филиальной сети и отказа от дешевого безлимитного интернета. Последняя мера в действительности может ударить по рядовым клиентам операторов, привыкшим к доступности подобных услуг и не готовых раскрывать кошелек шире. Сокращение филиалов между тем ухудшит процесс получения эксклюзивных услуг для местного бизнеса, которому придется доносить свои интересы до руководства операторов в «столицах», а оно не всегда отчетливо понимает ситуацию на местах.
Все эти тенденции, по мнению экспертов, можно наблюдать и на региональном рынке мобильной связи. Так, «ВымпелКом» (бренд «Билайн») к сегодняшнему дню максимально урезал филиальную сеть в Черноземье, «понизив» филиалы до обособленных подразделений. Это привело к заметному сокращению местного топ-менеджмента. Контроль исполнения инициатив головного офиса компании, таким образом, лег на плечи глав макрорегионов, под управление которых отошли подразделения. В частности, за воронежское (наравне с липецким и тамбовским) отвечает руководство кластера «Запад».
По словам источников в воронежском подразделении «ВымпелКома», заметные сокращения впоследствии коснулись и технического, и маркетингового, и бухгалтерского персонала. Частично их функции были отданы аутсорсинговым контрагентам компании, частично – на профильные подразделения макрорегиональных кластеров. На официальный запрос «Абирега» об итогах сокращения сети в компании не ответили.
Между тем уже после начала масштабных сокращений «ВымпелКома», которые были анонсированы бывшим гендиректором компании Михаилом Слободиным еще в 2015 году, другие операторы уже полностью сформировали имеющуюся в данный момент бизнес-модель. Так, представитель «Мегафона» (который первым оптимизировал структуру управления) заявлял, что компания не планируют ни укрупнять, ни сокращать свои макрорегионы, а представители Tele2 говорили, что их система кластеризации регионов уже давно доказала свою эффективность. Однако в минувшем году централизацию все-таки осуществил МТС, трансформировавший макрорегиональные отделения (в зависимости от экономических показателей) в четыре экономических кластера. По мнению наблюдателей, сокращения, сопутствовавшие реорганизациям у трех операторов, не были радикальными и даже вовсе остались незаметны для рынка. Между тем тенденция сокращения расходов не помешала МТС более чем на треть увеличить выплаты правлению компании по итогам 2016 года. Стагнация рынка и сокращение доходов оператора, в частности, не повлияли на рост премиальных выплат топ-менеджерам, которые в 2015 году составляли 285,2 млн рублей, а в 2016-м поднялись до 475,7 млн рублей.
Как рассказывает редактор сайта «Воронеж. Телеком онлайн» Станислав Дитятев, сокращение персонала операторов мобильной связи в регионах Черноземья в первую очередь повлияет на бизнес-абонентов, которым станет сложнее решать свои вопросы с руководством компаний. На частных клиентах это не отразится, подчеркивает эксперт. «Ключевым моментом в вопросе сокращения является объем инвестиций в имеющуюся телеком-инфраструктуру. Если компании начнут экономить деньги на сетях, то уже через год абоненты почувствуют ухудшение, а через два – ситуация станет катастрофической», – говорит господин Дитятев. Между тем получить официальную информацию о динамике инвестиций у операторов невозможно – компании, как правило, скрывают объем вложений в развитие и модернизацию сетей. Исключением становится, пожалуй, только МТС, заявлявший перед запуском 4G в Воронежской области, о 500 млн рублей инвестиций в местные сети.
Что говорят игроки
Осведомленные участники рынка напоминают, что еще одним способом заметно экономить расходы является совместное использование телеком-инфраструктуры. Ярким примером такой бизнес-модели являются отданное на аутсорсинг Nokia Siemens Networks обслуживание сети МТС в 2011 году. Оператор стал первым участником «большой тройки», который пошел на такую меру. На обслуживании, таким образом, компания ежегодно экономит 5% от всех затрат, что, по оценке Станислава Дитятева, на региональном уровне равняется «сотням миллионов рублей». Впоследствии совместное развитие сети четвертого поколения в Воронеже начали «МегаФон» и «ВымпелКом». По разным оценкам, на обслуживании общими силами возведенной инфраструктуры операторы экономят 10-20% от капвложений.
В самих компаниях-операторах о возможном сокращении каких-либо активов говорят осторожно или вовсе молчат, с охотой раскрывая информацию о дистрибьюции. Что касается последней, у основных игроков рынка дела обстоят как нельзя лучше. Так, в «МегаФоне» заявили, что в 2016 году компания открыла в Воронежской области четыре фирменных салона: два в Воронеже (ул. Волгоградская, д. 47 и ул. 9 Января, 132) и два в небольших населенных пунктах (п. Хохольский, ул. К. Маркса, д. 8; п. Терновка, ул. Советская, д. 46). Каждый из них готов ежемесячно обслуживать более 3 тыс. клиентов. Всего на сегодняшний день сервисное обслуживание абонентов в регионе обеспечивают порядка 60 салонов.
По словам директора воронежского отделения «МегаФона» Олега Залукаева, сейчас дистрибьюция «МегаФона» в регионе полностью соответствует реализуемой коммерческой стратегии компании и не требует никаких корректировок штата. В 2016 году бизнес-процессы компании в области также не претерпели радикальных изменений.
В то же время в прошлом году в Воронежской области Tele2 приросла 393 торговыми точками, расширив собственную монобрендовую розницу и открыв продажи в рамках проектов с федеральными партнерами, такими как ДНС, М.Видео, Техносила, банк «Росгосстрах». Сейчас на территории других регионов Черноземья – Белгородской, Липецкой, Курской, Орловской и Тамбовской областей – работают более 200 монобрендовых салонов и модулей. Общее количество торговых точек, в которых можно приобрести SIM-карту Tele2, в перечисленных регионах за II квартал 2016 года возросло на 9,2% по сравнению с I кварталом 2016 года. Наибольший прирост показали Орел и Курск.
О планах по сокращению розницы или персонала на этот год официально в компании не говорят. В качестве ответа на вопрос о возможном урезании сети там заявили, что «в 2017 году Tele2 продолжит развивать дистрибуцию, чтобы обеспечить абонентам максимальный комфорт в обслуживании». В то же время судьбу персонала обрисовали так: «В 2016 году Tele2 автоматизировала ряд операционных процессов, начиная с документооборота и заканчивая управлением фирменной розницей. Это позволило компании упростить процесс принятия решений и повысить оперативность управления». Также там напомнили, что, «оставаясь лидером по управлению издержками», Tele2 «находит новые инструменты оптимизации бизнес-процессов без ущерба для роста бизнеса и качества предоставляемых услуг». Между тем на прошлой неделе источники «Ведомостей» сообщили, что «Т2 РТК Холдинг» планирует сократить 10% персонала.
На конец 2016 года сеть монобрендовых салонов МТС в Черноземье выросла более чем на 10%. Так, в Воронежской области количество салонов увеличилось более чем на 20%. Новые салоны появились в Воронеже, Анне, Боброве и Россоши. В Липецкой области сеть расширилась примерно на 15%. Новые точки появились в городах Липецк, Грязи и Елец, а также в других областях Черноземья – в Белгородской (плюс 60 точек), Тамбовской, Курской (20), Орловской (40) областях. Знакомый с ситуацией источник утверждает, что одна торговая точка МТС в Воронежской области из-за не меняющегося объема продаж стала приносить в 1,5 раза меньше доходов.
«В настоящее время в МТС завершается процесс трансформации системы управления бизнесом, стартовавший в 2016 году. Процесс смены схемы управления не повлек сокращений персонала и коснулся в основном управленческой прослойки. Такие сотрудники либо были переведены на другие должности, либо им были предложены места в других подразделениях», – заявили в компании.
Эксперты сходятся во мнении, что рост числа собственных торговых точек дает «большие и легкие» плюсы операторам и не требует заметных трат. «Рост дистрибьюции обусловлен, в первую очередь, быстрой окупаемостью таких объектов, – говорит редактор сайта «Воронеж. Телеком онлайн» Станислав Дитятев. – Во вторую очередь, большое количество торговых точек дает наглядность присутствия оператора».
Между тем в сложившейся ситуации наглядность является, пожалуй, самым действенным оружием мобильных операторов в борьбе за клиентов, всё больше отказывающихся от звонков и сообщений в пользу переписки в мессенджерах. К тому же их прирост из-за банальной демографической обстановки давно остановился, а SIM-карты продаются в основном уже имеющимся клиентам, покупающим все новые и новые гаджеты.