Цветочный бизнес в России – без преувеличения, большой, но подверженный спадам.
Объем российского рынка срезанных цветов составляет 130-170 млрд рублей в год. Это более тысячи рублей в год на каждого россиянина, включая грудных младенцев. В Москве на цветы тратят в семь раз больше, чем в среднем по стране.
Любимцы публики
Традиционно самый любимый у российских покупателей цветок – это роза. По расчетам аналитиков компании Global Reach Consulting (GRC), в импорте и в российском производстве срезанных цветов доминируют розы, суммарно их доля на рынке – 51,8%. Популярны также хризантемы и гвоздики.
– Традиционно популярна красная роза. Но растет спрос и на желтую. Европейская традиция – желтые розы как символ успеха и достатка – заменяет устаревший миф: «желтый – цвет разлуки», – сообщила Ирина Земцева, коммерческий директор тепличного комплекса «Подосинки».
По оценкам GRC, в крупных городах (Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Омск и др.) на цветы тратят в пять раз больше, чем в среднем по стране. В Москве – даже в семь раз больше.
Место встречи
Популярные форматы розничной торговли в разных регионах отличаются. В Краснодаре основной объем цветов реализуется через цветочный рынок. В Ростове-на-Дону развита уличная торговля в стилизованных под старину павильонах, в Саратове популярны садовые центры, в Москве и Петербурге успешно работают как обычные, так и интернет-магазины, причем последние становятся всё популярнее.
– Интернет-торговля имеет преимущества, – рассказал Сергей Животнев, директор онлайн-магазина Francour Flowers. – Всё делается под заказ, и цветок не пропадает, если его не купили.
Как сообщает официальный сайт мэра столицы, в преддверии 8 Марта москвичи смогут купить цветы более чем в 1,8 тыс. торговых точек. По данным департамента торговли и услуг Москвы, за последние три месяца в столице было продано 24 млн цветов.
Чужие среди своих
В России можно приобрести срезанные цветы с нескольких континентов – из Южной Америки (Эквадор и Колумбия), Африки (Кения, Эфиопия), Европы (Нидерланды, Италия) и Азии (Израиль, Таиланд).
На первом месте Эквадор: доля этой страны в стоимостном выражении импорта, по оценке GRC, в 2016 году составила 40,5%. У Нидерландов – 22,9%. Тройку лидеров замыкает Кения – 11,2%.
Доля отечественных производителей на рынке цветов России невелика, но постепенно растет. По оценке GRC, этот показатель увеличился с 10% в 2007 году до 18% в настоящее время. И в будущем стоит ожидать дальнейшего роста.
– Не все цветы возможно выращивать в нашей климатической зоне, но высококачественные розы, лилии, тюльпаны, гвоздики, хризантемы вполне реально, – отметила Ирина Земцева.
Происхождение обязывает
Цветочные теплицы есть в Подмосковье, Тульской, Ленинградской, Пензенской, Калужской, Волгоградской, Белгородской областях, в Краснодарском крае, Адыгее, Удмуртии, Мордовии. Но закупщики предпочитают импорт.
– Розы из Колумбии, Эквадора и Кении, несмотря на долгий путь доставки, в разы дешевле. Причины – дешевая рабочая сила в Африке и Южной Америке, возможность растить цветы в открытом грунте. Оптовикам в России, даже с учетом доставки, выгоднее закупать импорт, – отметила Анна Бердышева, аналитик GRC.
У импортной розы длинный толстый стебель и большой бокал, ее цвет насыщен и ярок. Несмотря на дальнюю дорогу, она не распускается, сохраняя бутон, за исключением некоторых сортов. Зато у российской яркий аромат, настоящий запах розы, отметили опрошенные «Известиями» эксперты.
– Ассортимент российских цветов скуден. Круглогодично представлена только роза, но и ее сортов не более десятка. Также можно купить сезонные цветы российского производства: весной это тюльпаны, нарциссы, первоцветы. Осенью появляются георгины, гладиолусы и астры. Цветы из России, как правило, меньше химически обработаны и более ароматны, но их жизнь из-за этого короче, – отметила Анна Ка, владелец флористической мастерской «Цветочница «Лаван-Да!».
Лепестки счет любят
Гендиректор ассоциации «Теплицы России» Наталия Рогова рассказала, что за 2005-2014 годы отечественные производители освоили строительство современных теплиц, передовые технологии выращивания роз, хризантем, гербер, тюльпанов, лилий. Но сейчас развитие отечественного цветоводства замедлилось, и без государственной поддержки эту тенденцию не изменить. Ведь выращивание цветов в России – дело довольно сложное.
– Во-первых, мы сильно зависим от иностранных партнеров в части приобретения саженцев роз. Во-вторых, около 40% в себестоимости срезанных цветов составляет доля энергоносителей. Для примера: в феврале мы применяем искусственное освещение в теплицах 19 часов в сутки, – пояснила Ирина Земцева.
Кроме того, необходимо учитывать значительную стоимость строительства теплиц «под ключ» – примерно 240 млн рублей на 1 га – и длительный, более восьми лет, срок окупаемости таких проектов.
– Не каждый предприниматель рискнет вложить такие деньги на такой большой срок. Поэтому за последний год площадь цветочных теплиц закрытого грунта в России сократилась, – рассказала Ирина Земцева.
Рентабельность бизнеса в лучшем случае не превышает 15%, сообщила Наталия Рогова. Случаются потери из-за порчи, в ходе транспортировки и т. д.
По оценке Ирины Земцевой, в среднем по году у оптового сегмента рентабельность около 20%, у розницы – выше 40%. Как отметил Сергей Животнев, риски оптовика уменьшаются, если он работает «под заказ», то есть знает заранее, что товар купят.
Рынок нескольких дней
Рынок цветов в России сильно подвержен календарному фактору: пики спроса приходятся на 1 сентября, период перед Новым годом, 14 февраля, 8 марта. Накануне праздников спрос на цветы, по оценкам экспертов, вырастает в разы. Соответственно увеличиваются и объемы продаж, и цены.
– Цены в предпраздничные дни повышаются на 30-100%, а оборот может увеличиться в 3-5 раз, – рассказала Анастасия Белоконь, ведущий флорист букетной лавки Francour Flowers.
По данным Ирины Земцевой, небольшой розничный магазин в Москве (торговая площадь около 15 кв. м) в обычные дни имеет выручку порядка 20 тыс. рублей, а 8 марта эта выручка может вырасти до 500 тыс. рублей.
В последнее время структура спроса на цветы изменилась.
– Люди стали покупать букет подешевле, хотя находятся и готовые купить дорогой, – отметил Сергей Животнев.
Аналитики GRC оценивают объем российского рынка срезанных цветов в 2015 году в 163 млрд рублей. За 2016 год, по их данным, рынок просел примерно на 19%, в основном из-за сокращения импорта.
Марина Кочетова
Известия, 00:01, 06.03.2017