На вопросы читателей ответил президент Союза «Торгово-промышленная палат Воронежской области».
На очередную интернет-конференцию наша редакция пригласила президента Союза «Торгово-промышленная палата Воронежской области», уполномоченного по защите прав предпринимателей в Воронежской области Юрия Гончарова.
– Стало общим местом говорить о глобальном экономическом кризисе. А по вашему впечатлению, кризис отразился на деятельности членов Торгово-промышленной палаты?
– Мне кажется, слово «кризис» - не совсем верно отражает ситуацию. Кризис – все-таки явление краткосрочное. У нас правильнее говорить о непростой экономической ситуации. Где-то есть спад производства, а у кого-то, напротив, – рост. Поэтому я не наблюдаю вещей, которые характеризуют явный кризис. Но ситуация, повторю, непростая.
Наши коллеги из ТПП делают долгосрочные и краткосрочные прогнозы, касающиеся развития предпринимательства в регионе. В первом случае мы опрашиваем предпринимателей раз в год, они дают свои оценки тому, как работает власть. Эти опросы высвечивают концептуальные проблемы, стоящие перед бизнес-сообществом. Что касается краткосрочного прогноза, то он строится на опросах, проходящих в рамках экспертного комитета. Здесь собираются предприниматели разных групп деятельности: строители, аграрии, промышленники и т. д. Эти опросы показывают состояние дел в каждой отрасли. Затем этот анализ ложится на стол губернатору.
Так вот, по опросам, у тех же аграриев ситуация стабильная. Промышленность, если и показывает падение, то в очень небольших процентах.
В целом же инвестиционный климат в области за последние годы значительно улучшился, и ситуация, я бы сказал, у нас неплохая. Если пользоваться школьной системой оценок, я бы поставил «четыре с плюсом».
– А как вообще строится работа ТПП?
– В палате представлены разного рода предприниматели: малый и средний бизнес, крупный, сельхозпроизводители, переработчики. В отличие от других союзов мы стараемся объединить все предпринимательское сообщество. Для этого в палате выстроена система комитетов по отраслевому принципу. Все председатели работают, разумеется, на общественных началах. Свои резервы мы видим в усилении роли этих комитетов. Всего их 16, и на мой взгляд, десяток из них работают очень эффективно. Остальные подтягиваются к ним. Задачу мы ставим простую – принимать активное участие в общественной жизни региона. Именно от нашей собственной активности зависит положение дел в региональном бизнесе.
– В рамках этой общественной активности ТПП пользуется своим правом законодательной инициативы?
– Оформление такое инициативы требует детальной проработки. Поэтому мы работаем с департаментами правительства области, доносим до них сведения, которые нам кажутся важными, а они уже оформляют некоторые наши пожелания в законодательную инициативу. К примеру, на последнем заседании комитета «Совет рынка» мы обсуждали несовершенство закона «О торговле», в результате родилось несколько интересных предложений. Так что мы призываем всех предпринимателей к активности, к высказыванию своих предложений.
– Весь последний год и начало нынешнего администрация Воронежа ведет борьбу с владельцами НТО, не попадающими в схему размещения, а также с мини-рынками, сложившимися еще в 90-е года. Также сложилась конфликтная ситуация с подземным переходом у цирка. Предприниматели обращаются в связи с этим за помощью в ТПП?
– Мы знаем о многих спорных ситуациях на территории города и области. Наша задача – их минимизировать. У мэрии есть право принимать те решения, которые она принимает. Но мы добиваемся, чтобы предпринимателям предоставляли альтернативные места торговли, где они бы продолжали свою деятельность. Мы стараемся, чтобы как можно меньше людей пострадало, чтобы как можно меньше людей ушло из бизнеса.
Но ситуация такая, что альтернативы подземному переходу просто нет. Нет такого другого места, где бы был постоянный трафик покупателей, что сказывается на доходах предпринимателей.
Мы не раз обращались к мэрии, чтобы она пересмотрела вопрос с концессией подземного перехода. Но в итоге концессия все-таки осталась, будет аукцион. Если предприниматели из перехода объединяться, то вполне в состоянии участвовать в этом аукционе и выиграть в нем.
И трудно спорить с тем, что порядок в этом переходе и вообще на улицах города нужно наводить. Понять власть в этом вопросе можно. Но я все-таки считаю, что если власть будет правильно прорабатывать такие вопросы с самими предпринимателями, правильно выстраивать с ними диалог, предлагая реальную альтернативу, то конфликтов таких будет гораздо меньше.
Мы эти ситуации неоднократно рассматривали на своих комитетах, приглашали представителей воронежской мэрии, часть вопросов удалось решить. Мы стараемся, чтобы каждый предприниматель, который к нам обратился, получил исчерпывающий ответ. В общем, используем те механизмы, что у нас есть, чтобы власть прислушивалась к нашему мнению.
– А с каким из уровней власти труднее всего взаимодействовать?
– Судя по нашим данным, больше всего проблем у предпринимателей возникает с муниципальной властью. Во многом из-за того, что муниципалитеты находятся ближе к сфере предпринимательской деятельности. Большинство же наших проблем касается федерального законодательства и его применения: те же ЕГАИС, «Платон», закон «О торговле» - это федеральные решения, которые муниципалитеты просто обязаны исполнять.
Здесь важен механизм оценки регулирующего воздействия законодательства. Поэтому одним из важных моментов нашей работы является работа экспертной группы, которая делает грамотные заключения, касающиеся применения того или иного закона.
– Бизнесмены часто сетуют на деятельность многочисленных контролирующих органов. Известно, что ТПП регулярно мониторит ситуацию с проверками, в том числе и путем анонимных опросов предпринимателей. Это как-то помогает в защите прав предпринимателей? И можно ли говорить о том, что пресс проверок давит уже не так сильно, как раньше?
– Да, число проверок понемногу снижается, ситуация здесь изменилась в лучшую сторону. Но я хочу сказать, что проверять предпринимателей все-таки нужно. Мы же все с вами – потребители, и все предприниматели – тоже потребители. Поэтому все, что касается качества жизни должно подлежать контролю. Другое дело, все эти проверочные мероприятия должны находиться в разумных пределах. Одно дело, если проверяют предприятия, чья продукция или услуги несут в себе определенный риск для потребителя. А вот зачем каждые полгода проверять работу того, кто, условно говоря, плетет корзины на продажу?
В этой связи я бы хотел сказать о проблеме незаконного предпринимательства. Задача у государства и общественных структур здесь одна – вывести их из тени и упростить процедуру открытия легального бизнеса, свести ее до заявительного принципа.
В Воронеже такая недобросовестная конкуренция – между легальным и нелегальным бизнесом – имеет место. Хотя, по нашим опросам, самих предпринимателей это не так сильно беспокоит.
– Что же беспокоит предпринимателей в первую очередь?
– Нестабильная ситуация в экономике. Острая нехватка кадров. Конечно, беспокоят вопросы кредитования и тарифов на энергоносители. Мы эти проблемы аккумулируем и делаем все, чтобы активная позиция воронежских предпринимателей была доведена до власти – по разным каналам.
Я уже говорил про наш долгосрочный прогноз. Так вот, раз в год мы спрашиваем предпринимателей, что, по их мнению, следует улучшить в области взаимодействия с органами власти? Потом эти ответы поступают в правительство области. Должен сказать, что наибольшую активность здесь проявляют предприниматели не из Воронежа, а из Россоши, Борисоглебска, Лисок, Анны, Рамони, Семилук, Калача.
Я уверен, что если мы совместно с властью будем решать проблемные вопросы, это будет способствовать развитию предпринимательства в регионе. Правильно выстроенный механизм позволяет нам выявлять активных предпринимателей. Чем больше мы с их помощью решим проблем, тем лучше будет и для бизнес-среды региона, и для Воронежской области в целом.
Поэтому и задачу палаты я вижу в еще большем вовлечении предпринимателей в работу нашей системы.
Герман Полтаев
Время Воронежа, 15:00, 09.03.2017