16 января 2025, 10:38
Экономические деловые новости

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Новости Воронежа // История изучения никеленосности в нашем регионе: кто, как и когда нашел залежи руды в Воронежской области

23.03.2017 12:10

Хронологию поиска ценных металлов рассказал доктор геолого-минералогических наук, про-фессор Виктор Бочаров.

Тема никеля по-прежнему не «отпускает» воронежские СМИ и социально активную часть насе-ления области. Недавно она «перешагнула» важный этап: в конце февраля были сданы отчёты по полевой части разведочных работ в Государственную комиссию по запасам полезных ископа-емых РФ. В преддверии Дня геолога, который в этом году традиционно отмечается в первое вос-кресение апреля, и в связи с завершением геологоразведки на Елкинском и Еланском место-рождениях никеля в Новохопёрском районе, мы решили объединить в единое целое самые важные вехи из истории открытия и освоения никелевых месторождений. Когда начали подо-зревать, что в Центральном Черноземье есть никель? Кто первым нашел месторождения и где еще у нас в регионе есть ценные залежи металлов? Ответы на эти и другие вопросы корреспон-дент Интернет-газеты «Новости Воронежа» узнала, пообщавшись с Виктором Бочаровым.

Рудопроявления в местах гравитационно-магнитных аномалий

Предваряя свой рассказ, важно подчеркнуть следующее: какого-то одного человека, открывше-го никелевые месторождения в Воронежской области, нет и никогда не существовало. Еланское и Елкинское месторождения никеля известны нам сегодня в результате системного геологиче-ского изучения центральных территорий Черноземья. За открытием месторождений стоит труд, упорство, талант, чутьё многих и многих людей. Мы же постарались здесь отметить тех, с чьими именами связаны те или иные знаковые события в истории никелевого проекта. Первые сведе-ния о проявлениях никеля на территории Воронежской области геологи получили еще в 1959 году. В то время Воронежская геофизическая экспедиция изучала гравитационные и магнитные свойства горных пород, залегающих под почвой. Всю область разбили на квадраты, которые по-очередно проверяли приборами. Ученые нашли ряд геофизических аномалий. Там были зафик-сированы повышенные значения магнитных и гравитационные свойств.

«Эти аномалии стали проверять бурением, – рассказывает доктор геолого-минералогических наук профессор Виктор Бочаров. – Работы вела Воронежская геолого-разведочная экспедиция. Первые проявления никелевых руд установили при проверке аномалий в районе Русской Жу-равки и Мамоновки (Верхнемамонский район), а также Петровки (Павловский район)».

По словам ученого, в ультраосновных породах встретили вкрапления, содержащие 3 рудных ми-нерала: пирротин, пентландит и халькоперит. Пентландит содержит никель, халькоперит – медь, пирротин – это железо и сера. В 1961 году появилась первая публикация в журнале «До-клады академии наук» серии геология. Она называлась «О первой находке сульфидных медно-никелевых руд на территории Воронежской области». Три автора — двое москвичей и наш во-ронежский ученый Валентин Беляев. Он был научным сотрудником университета. На изучение никеля выделили деньги из федерального бюджета После этого обнаружили еще ряд гравита-ционно-магнитных аномалий. При проверке одной из них в 1964 году в районе села Нижний Ма-мон нашли месторождение сульфидных медно-никелевых руд.

«Объемы буровых работ постоянно возрастали при проверке этих аномалий. В Павловске со-здали Южно-Воронежскую геологоразведочную партию в составе Воронежской геологоразве-дочной экспедиции. Была учреждена должность – старший инженер по никелю, – рассказал Виктор Бочаров. – Её занял Сергей Петрович Молотков. С этого времени началась целенаправ-ленная работа по изучению никеля».

Месторождение в то время посетил министр геологии СССР академик Александр Сидоренко. После этого стали выделяться целевые деньги из федерального бюджета на изучение никеля. Также в Воронежском университете на геологическом факультете создали группу по изучению вещественного состава этих руд. Её возглавил известный сейчас профессор Николай Чернышов.

Одновременно и в геологоразведочной экспедиции под руководством Сергея Молоткова также создали небольшую группу, занимавшуюся изучением химических и минеральных составов руд.

Множество безрудных аномалий

Геологи в те времена работали активно. Через два года им вновь улыбнулась удача – в 1966 году нашли второе воронежское месторождение – в районе села Подколодновка Богучарского райо-на. В 1967 году между Нижнемамонским и Подколодновским обнаружили еще одно месторож-дение. Его назвали Юбилейным – в честь 50-летия Октябрьской революции.

«Таким образом сформировался целый небольшой рудный никеленосный район, – поясняет Виктор Львович. – Успех сподвиг на дальнейшее исследование – выявлялись новые магнитные аномалии вдоль Дона по левому берегу. Однако эти объекты, похожие на предыдущие, оказа-лись безрудными. То есть горные породы те же самые, но руду в них не обнаружили. Это участки в Петропавловском районе – Новый Лиман, Новобогородицк». Геофизики продолжали неустан-но работать, продвигаясь на север области. В конце 60-х начале 70-х годов нашли небольшие рудопроявления в Сухой Березовке (Бобровский район) и селе Ширяево (Калачеевский район).

После этого около Анны обнаружили целое рудное поле – Садовско-Аннинское. Оно оказалось крупнейшим в регионе. Но данные разведки разочаровали геологов сложностью залегания руд-ных тел.

Еланское месторождение нашли, пробурив скважину на свой страх и риск

Экспедиция двинулась на восток области. Здесь, в 1972 году было проведено государственное геологическое картирование (ГГК 500). Ответственным за эту съёмку был Виталий Богданов – ве-дущий геолог экспедиции. В начале 70-х годов выявили крупный плутон в Еланском районе. Его стали активно изучать, бурить. Но там обнаружили сначала лишь 2 небольших проявления мед-но-никелевых руд. В этих работах принимали участие такие известные воронежские геологи, как Игорь Кривцов, Игорь Вассерман, Иван Жаворонкин, Виталий Олейников.

«Разочаровал этот плутон геологов – работы думали закончить на этом, хотели проверять новые аномалии, — поясняет профессор Виктор Бочаров. – А потом Сергей Петрович Молотков, кото-рый к тому времени стал главным геологом Воронежской геологоразведочной экспедиции, об-ратил внимание на небольшой пятачок в северо-восточной части крупного плутона. Там были очень интенсивные высокоградиентные магнитные аномалии. Его это заинтересовало, хотя гео-логи говорили – «оно не стоит того, маленький участочек такой». Но он на свой страх и риск за-ложил там скважину. И эта первая скважина дала очень богатую руду – существенно никеле-вую». Так на северо-востоке Еланского плутона была пробурена историческая скважина № 72-26, которая сразу дала более 100 метров сульфидной медно-никелевой руды.

Воодушевленные такой удачей геологи решили, что породы в данном месторождении залегают горизонтально. На основе этой гипотезы они провели необходимые анализы добытой руды и приблизительные подсчёты её запасов.

Со всем этим они, предельно гордые своим открытием, и приехали в 1973 году в Производ-ственное геологическое объединение (ПГО) «Центргеология». Там ахнули и выделили деньги. На них был написан проект геологоразведки. Началось бурение. И тут геологов ожидало разоча-рование: ни одна из вертикальных скважин не вскрывала руду. Казалось бы, средства были по-трачены впустую.

«В 37-м за такое всех геологов, причастных к этой истории, пожалуй бы, расстреляли, – говорит Копейкин. – Но, слава Богу, эти события разворачивались в другое, Советское, время». Выход из тупика неожиданно указал Виталий Олейников — ведущий геолог Южно-Воронежской разве-дочной партии. Именно Виталий Васильевич сказал: «Хватит бурить вертикально, давайте бу-рить наклонно». И руда пошла. С этого момента Олейников взял бразды правления в свои руки , стал создавать структуру этого месторождения. Так и обнаружили Еланское месторождение в 1975-1976 годах. Что интересно – сам объем там был совсем небольшой, но содержание руды необыкновенно высокое. Следом обнаружили Ёлкинское месторождение. «Моё мнение – от-крыл Еланское и Ёлкинское меторождения Сергей Молотков, – заявляет Виктор Бочаров. – Если бы он не настоял на бурении именно на этом «пятачке», то так его бы и пропустили».

Например, в Ростовской области южнее по меридиану от Елани тоже нашли похожий крупный плутон. В конце 60-х-начале 70-х годов там пробурили несколько скважин и бросили. Не оказа-лось смелого ученого, который бы настоял на подробном исследовании.

Группа учёных под руководством профессора Николая Чернышова в это время по линии Акаде-мии наук СССР стала проводить работы по сравнительному анализу никеленосности Кольского полуострова и Воронежского кристаллического массива. Результатом этих работ стало заключе-ние о том, что Воронежская область в перспективе может представлять собой третью по запасам (вслед за Норильским регионом и Кольским полуостровом) никеленосную провинцию Россий-ской Федерации. В состав группы профессора Чернышова, в частности, входили нынешний руко-водитель обособленного структурного подразделения в г. Воронеже ООО «Медногорский мед-но-серный комбинат» Александр Плаксенко, Виктор Бочаров, Геннадий Дмитренко, Валерий Буковшин, Валентина Богдасарова, Сергей Фролов и другие известные воронежские и россий-ские учёные.

В период изучения этой темы группа выезжала на Кольский полуостров и в течение нескольких месяцев проводила сравнительный анализ никелевых месторождений полуострова и воронеж-ского кристаллического массива и пришла к выводу, что они схожи по составу. Разработка нике-левых месторождений в Воронежской области не раз сталкивалась с какими-то препятствиями. Часть из них была связана с объективными обстоятельствами (перестройка, дефолт, экономиче-ский кризис), часть – с тем или иным человеком, который в силу занимаемой должности мог по-влиять на судьбу геологоразведки. Первое серьёзное препятствие в освоении вновь обнаружен-ных никелевых месторождений возникло почти сразу же после их обнаружения. Узнав, что ме-сторождение не горизонтальное, что на Елани и на Ёлке имеют место круто падающие верти-кальные тела, специалисты ПГО «Центргеология» заметно охладели к проекту и почти переста-ли выделять средства на исследования никеля.

В 90-е годы геология рухнула, лишившись финансирования

В 80-е главным «препятствием» освоения никелевых месторождений в Прихопёрье стал глав-ный геолог о «Центргеологии» Владислав Дмитриев. Вячеслав Павлович категорически не верил в эти месторождения. Итог — работы замедлились. Денег почти не было.

В то время Виталий Олейников, чтобы максимально эффективно использовать имеющиеся сред-ства и не допускать ошибок, детально рассчитывал каждую скважину. Именно Виталий Василье-вич первым построил структуру этого месторождения. Пробурили скважины. Через какое-то время удалось «уломать» и Дмитриева, чтобы тот выделил деньги, и геологи смогли оконча-тельно разобраться с месторождением. Средства действительно выделили и начались масштаб-ные работы по изучению Ёлки и Елани. 90-е годы были, пожалуй, самые сложные для отече-ственной геологии. Средств на геологоразведку практически не выделялось.

В 1993-1994 годах финансирование было прекращено и по никелю. Из почти тысячного коллек-тива Воронежской экспедиции осталось меньше сотни специалистов. Геологи сделали информа-ционный отчет, который положили на полку.

«Норникель» трижды пытался получить месторождения на Ёлке и Елани

В 1994 году рудопроявлением заинтересовался «Норильский Никель». В Воронеж приехала де-легация из руководителей компании. Тогда она была ещё государственной. По итогам визита был составлен прямой договор на на проведение геологоразведочных работ. Однако, не успели гео-логи пробурить и нескольких скважин, поступил звонок из «Норникеля». Представители компа-нии уведомили, что работы придётся остановить. Их в тот момент «купили» Прохоров и Пота-нин, и в связи с ревизией инвестиционные программы на время были свёрнуты. Примерно с 1995 года вопрос никеленосности Воронежского кристаллического массива завис на 13 лет.

После этого 25 мая 1997 года Южно-Воронежскую геологоразведочную партию ликвидировали. Воронежская экспедиция просуществовала до 2005 года, а после её обанкротили. На её основе потом создали ЗАО, а потом ООО «Воронежгеология». В 2007 году после 13 лет забвения в Воро-неже опять появился «Норильский никель». Приехал лично глава департамента геологоразвед-ки «Норникеля» Олег Симонов. И снова «Норникель» заключили с «Воронежгеологией» дого-вор. Воронежские геологи сделали для «Норникеля» большой отчет по ресурсам, защитили его в «Центрнедра». Но осенью 2008 года грянул мировой кризис — проект снова свернули.

В 2011-м году месторождениями никеля в Прихопёрье наряду с «Норникелем» заинтересова-лась Уральская горно-металлургическая компания. В 2012-м году шла активная подготовка к тор-гам параллельно сразу двух компаний. В области привыкли к постоянному присутствию в нике-левой тематике «Норильского никеля» и ждали, что именно эта компания одержит победу на торгах.

Однако, в 2012 году право на геологоразведку Еланского и Ёлкинского рудопроявлений получил Медногорский медно-серный комбинат (ООО «ММСК»), входящий в холдинг Уральской горно-металлургической компании. ООО «Воронежгеология» стала генеральным подрядчиком работ. Куратором проекта от УГМК в Воронеже, стал Александр Плаксенко, возглавив управление недропользования ООО «ММСК» (в настоящее время – обособленное структурное подразделе-ние в г. Воронеже ООО «ММСК»). Авторитет Плаксенко в ученой, преподавательской среде, в сфере геологии позволил объединить для изучения никелевой тематики лучших учёных и гео-логов не только Воронежской области, но и всей России.

Защита проектов геологоразведочных работ состоялась в «Госгеологэкспертизе» 26 октября 2012 года. С этого момента, по сути, уже можно было начинать работу, и «Воронежгеология» присту-пила к бурению гиодрогеологических скважин. А дальше начался этап «новейшей истории» проекта «Воронежский никель», который известен нам по множеству материалов в разного ро-да СМИ – от местных до федеральных и даже иностранных.

Сейчас геологоразведочные работы и на Ёлкинском, и на Еланском месторождениях полностью завершены. Они длились около 3-х лет, что по меркам геологических исследований – рекордно сжатый срок. К 25 февраля 2017-го, следуя срокам, значащимся в лицензиях, все отчёты о геоло-горазведке передали на рассмотрение в Госкомиссию по запасам полезных ископаемых (ГКЗ РФ).

Через 2-3 месяца специальная комиссия ГКЗ должна вынести свой вердикт. Ученые надеются, что им станет утверждение месторождений и подробная информация по запасам полезных ископа-емых – никеля, меди, кобальта и других. И уже на основании этого собственник в лице УГМК бу-дет принимать решение о целесообразности разработки. К сожалению, первооткрыватели во-ронежских месторождений Сергей Молотков и Виталий Олейников не дожили до возможного начала добычи. Виталий Васильевич скончался в 2001 году, а Сергей Петрович ушел из жизни в июле 2016 года.

Только шахтный способ!

Если ГКЗ рекомендует месторождения к разработке, то остро встанет вопрос о том, как же ни-кель можно здесь добывать. «Сейчас пробурили уже много скважин — детально изучили все, — пояснил нам профессор Виктор Бочаров. — Само месторождение можно отнести к разряду крупных, рудные тела представляют собой крутопадающие жилы на глубину до 1 км 200 метров. Они идут под углом 85 градусов к поверхности».

По словам ученого, разрабатывать такие месторождения можно только с помощью вертикаль-ных шахт. Никакого карьера тут быть не может. Для закрытой шахтной разработки содержание руды в породе должно составлять не меньше 0,5%. Средневзвешенное содержание никеля на Еланском участке же составляет 2,3-2,5%. На Ёлке чуть меньше. Напомним, что с декабря 2015 года Елань и Ёлка получили статус месторождений. До этого ученые называли их «поисковые площади». Документ о появлении в стране двух новых месторождений сульфидных медно-никелевых руд подписал замруководителя Федерального агентства по недропользованию Евге-ний Киселев.

«Уже сейчас документально подтвердили, что Елкинское и Еланское месторождения состоялись, они зарегистрированы и получили официальный статус, – пояснял в 2015 году куратор проекта «Воронежский никель», один из ученых, стоящий у истоков исследований никелевых месторож-дений в Воронежском регионе, профессор Александр Плаксенко. – Подписанный протокол – важный итог работы целого ряда воронежских ученых-геологов, проводимой ими на протяже-нии нескольких десятилетий».

НАША СПРАВКА

Ni – вредный или полезный металл? Зачем он нужен и где используется Ni (Никель) — в перио-дической системе химических элементов расположен под номером 28. Это химический эле-мент, входящий в геохимическую группу элементов железа. Кроме никеля в группу элементов железа входят кобальт, марганец, титан, палладий, хром. Все эти элементы создают отечествен-ную базу металлургии.

«Но никель имеет меньшую распространенность в природе, поэтому крупных месторождений не образует, – рассказывает профессор Виктор Бочаров. – Самое крупное в нашей стране – ме-сторождение норильской группы. Это главная база нашей отечественной никелевой промыш-ленности». Второе по значению – месторождения Кольского полуострова, которые почти ис-черпали себя. Воронежские месторождения – сейчас третьи по значимости, а вскоре станут вто-рыми. Добыча Ni ведется по всему миру – в Австралии, Канаде, Южной Африке, Китае и Брази-лии. Никель относится к группе цветных металлов. Сейчас он используется в самых разных обла-стях: электронике, машиностроении, авиационной и космической промышленности. С никелем контактируют ежедневно все. Например, никель входит в состав монет, которыми мы расплачи-ваемся. Хирургические инструменты сделаны с никелем, стоматологи ставят коронки и брекеты с никелевыми сплавами. Его применение расширяется с каждым годом. «Ни один химический элемент, помещенный в таблицу Менделеева, не является вредным, – поясняет профессор Вик-тор Бочаров. – Все зависит от того, для каких целей он используется. Все элементы нужны – без них человечество обходиться не может».

Елена Вострикова
Новости Воронежа, 22.03.2017

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0