Воронеж. 14.04.2017. ABIREG.RU – Эксклюзив – Главой администрации Семилукского района Ирина Кокорева стала в 2013 году. Во всей стране кризис к тому времени уже кончился, а в Семилуках как будто продолжался. Градообразующие предприятия переживали, казалось, необратимое падение, сельское хозяйство оставалось на последних строчках областных рейтингов, а местная оппозиция не прекращала рейдерских атак на муниципальную власть.
Ее предшественники, крепкие мужики, опытнейшие чиновники ушли как «допустившие спад» и как «не нашедшие общего языка» с местными элитами. Кокоревой дружно предрекали: ну а тебе и подавно не справиться! Однако прошло четыре года, пошел пятый. Район год от года поднимается в экономических показателях, а преобразования в социальной сфере видны и без всяких цифр – школы, детсады, спортсооружения строились темпами, превзошедшими советские.
«Матриархат» явно пошел на пользу району.
– Ирина Леонидовна, когда вы принимали бразды правления районом, осознавали, с какими трудностями придется столкнуться на своем посту?
– Конечно, осознавала. Но, в какой бы сфере я не работала, всегда в какой-то степени выполняла функции антикризисного управляющего. Преодолевать трудности, решать неразрешимые проблемы, делать то, чего, как другим кажется, ты делать не можешь – такие задачи всегда увлекали меня. Хотя порой выматывали все силы. Я легко меняла работу, если видела перспективу новой управленческой головоломки.
После окончания института работала экономистом в местном здравоохранении. В 90-е годы, когда создавался Фонд обязательного медицинского страхования, мне предложили возглавить его районный филиал – создать то, чего пока не было в принципе. А в 2005-м, когда я работала заместителем главы района по экономике, к нам приехали представители банка «Тула-экспресс» – восстанавливать остановившийся Латненский огнеупорный завод. Полгода я с инвесторами общалась как замглавы района по экономике, а потом получила предложение возглавить предприятие. Мне сказали: ты с производством дела иметь не будешь, только с финансами и социальными вопросами. Куда там! Разумеется, пришлось влезать и в производственные нюансы. Но за время моего руководства число работников там выросло с 50 до 500, и несколько лет предприятие относительно благополучно работало.
– Что произошло потом?
– Потом у основного инвестора отобрали лицензию, «посыпались» и его дочки. Сегодня на ЛОЗе под сотню работающих, есть небольшая ниша на рынке огнеупоров, но перспектив серьезного развития пока, к сожалению, нет. Как бы то ни было, на каждом месте я многому училась. В областном правительстве, в частности, занимались стратегическим планированием и прогнозированием. Подготовила программу развития МФЦ, которая признана одной из лучших в стране.
Во времена кризиса 2010 года мы подготовили программу «Моногород», сейчас верстаем аналогичный документ для формирования ТОСЭР – территории опережающего социально-экономического развития. Это программы – не просто бумаги для отчетности. Проекты «Моногорода» привели в район 700 миллионов рублей федеральных денег. Создание ТОСЭР даст налоговые льготы и привлечет в район новых инвесторов.
– Инвестиционный процесс в районе и сегодня идет неплохо.
– Неплохо. Благодаря новым инвестпроектам промышленное производство по итогам 2016 года выросло на 32%. По показателям сельского хозяйства мы в своей группе районов с предпоследнего 16 места поднялись на шестое. И уже первые месяцы 2017 года показали рост налоговых поступлений в 30%.
Но отчасти такой бурный рост происходит потому, что в чем-то мы наверстываем упущенное в предыдущие годы, восстанавливаем «упавшее». Так что успокаиваться рано.
– При всем разнообразии видов деятельности вы сохранили верность Семилукам.
– Всю сознательную жизнь прожила здесь. Даже когда в облправительстве работала – на работу ездила из Семилук. Все знают с кем дружу, куда хожу, что делаю. Это не всегда хорошо, но это так.
Но родилась я в Верхнем Мамоне. Моя бабушка – дальняя родственница актрисы Ии Саввиной, и очень похожа на нее внешне. Мама долгое время работала заместителем главврача Семилукской райбольницы. Отец – учитель физики и математики. Есть родной брат, он работает в Воронеже, один из лучших врачей-офтальмологов области. Меня иногда спрашивают, а не родственник ли вам тот самый Кокорев?
В 1968-м году родители переехали из Мамона в Семилуки, а в 1993 году вернулись на родину. Там, что называется родовое гнездо, крестьянская усадьба, где жили и дед, и прадед. Каждое лето ездим туда отдыхать. А на каждое первое мая выезжаем на «маевку». Это семейная традиция. Другая семейная традиция – «рождественские встречи», когда поочередно родственники в новогодние дни встречаются друг у друга.
– С дочерью у вас хорошие отношения?
– Как у старшей и младшей сестры. Причем старшая – она. Всегда советует, как убирать, как одеваться. Но сейчас центральной семейной фигурой стала внучка – она родилась в конце 2016-го.
– Бываете ли сами в тех спортивных комплексах, что простроены в Семилуках в последнее время?
– Конечно. Плаваю, хожу в тренажерный зал, зимой встаю на лыжи.
– Подчиненные следуют вашему примеру?
– Одни – охотно, другие – после энергичного «стимулирования». Люди в нашей администрации очень разные. Случаются на службе и капризы, и недопонимание. Но если где-то назревает кризисная ситуация – трения забываются, все мобилизуются и работают как единая команда.
А на 8 марта наши мужчины и вовсе отличились – поставили в ДК собственными силами мюзикл. Пусть нехитрый по сюжету и музыке, но это был настоящий спектакль, над которым они втайне работали по выходным и сделали маленькое чудо для всех зрительниц. Поверьте, это дорогого стоит.