Липецк. 27.04.2017. ABIREG.RU – Аналитика – Сейчас все обсуждают происшествие на липецком заводе PepsiCo (Лебедянь), где в одном из складов обрушилась крыша и чудом не погибли двое рабочих. Деятельность предприятия приостановлена, 600 человек сидят без работы. Общественное мнение, наконец, обратило внимание на компании с иностранным капиталом. Можно ли быть уверенным, что однажды они не кинут регион и его жителей? И почему мы ничего не знаем о том, что происходит за воротами иностранных предприятий? Об этом в интервью «Абирегу» размышляет доктор политических наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Национального исследовательского университета Высшая школа экономики Александр Скиперских.
– Как вы относитесь к опасениям некоторых депутатов липецкого облсовета, что иностранные компании, которые работают у нас в регионе, в один прекрасный день могут собраться и уйти, бросив работающих там людей?
– Я думаю, что в принципе такая вероятность существует. И в Липецкой области уже есть пример с тем же «Рошеном», который сначала вошел со своим бизнесом в регион, а потом ушел, а люди остались на улице. Я думаю, что если эта проблема появилась на одном предприятии, то она рано или поздно может появиться и на другом.
– Конечно, трудно делать прогнозы, насколько часто могут повторяться такие истории. Но какая, на ваш взгляд, вероятность?
– Вы же понимаете, чем выше в области концентрация подобного капитала, тем, разумеется, выше риски, выше вероятность того, что это будет происходить. В целом на других предприятиях обстановка в этом смысле спокойная, но утверждение, что она будет такой всегда, лично у меня вызывает большие сомнения.
– Что вы думаете по поводу ЧП на заводе PepsiCo в Лебедяни?
– Насколько я знаю, еще раньше были какие-то тревожные сигналы о том, что на заводе не все в порядке. Попадалась какая-то информация по поводу грунтовых вод... Вопросов много было к этому предприятию. Другое дело, что местной власти не выгодно актуализировать эти вопросы, потому что успехи в экономике и благополучный социальный климат в Лебедяни связывают с работой PepsiCo. Я думаю, что у главы местной администрации, которого там избирают абы как, не хватит политической воли, чтобы давить на такого игрока. Как вы себе представляете: глава Лебедянского района или Лебедяни конфликтует с управляющим компании PepsiCo? Это же, вообще, для нас какой-то абсурд.
– То есть они приходят в Россию и в каком-то смысле не признают российскую власть?
– По крайней мере, местную.
– Но она может быть ничего и не знает о внутренних проблемах завода. Когда открывали завод «Ланксесс Липецк» в особой экономзоне, в цеха предприятия не пустили даже высокопоставленных чиновников. И я не думаю, что PepsiCo посвящает в свои проблемы главу Лебедяни.
– В любом случае власть должна как-то вникать в деятельность предприятий, кому бы они не принадлежали – нашим или иностранным предпринимателям. Зачастую они сами не обращают на проблемы внимания, пока крыша не обвалится или еще что-нибудь не случится. Они здесь деньги выжимают, тупо зарабатывают бабки. Тут можно по Карлу Марксу ответить: если на кону стоят деньги, тогда люди забывают про все другое. А что касается закрытости иностранных предприятий, то есть много причин. Одна из них – отсутствие свободы у региональных СМИ. Они настолько выдрессированы, настолько вышколены, что вообще и не пишут о проблемах как таковых.
– Но даже и те, кто хотел бы о них писать, не могут получить никакую информацию, например, от той же PepsiCo. Многие иностранцы пользуются преференциями за счет бюджетных средств, которые отрывают у тех, кто платит налоги, но ведут себя, как хозяева русской земли...
– Здесь я соглашусь с вами полностью. Эти ограничения на информацию о деятельности их предприятий порой до нелепости доходят. Они сами решают, какие темы можно озвучивать, какие нет. Это абсурд.