Воронеж. 29.12.2016. ABIREG.RU – Аналитика – 11 января депутаты седьмого созыва начинают весеннюю сессию. Как прогнозируют эксперты, хотя работа над трудоемким «бюджетным пакетом» завершена, интенсивность законотворческого процесса останется на высоком уровне. Помимо текущих задач, парламентариям предстоит завершить работу над законодательным обеспечением задач, поставленных главой государства в Послании Федеральному Собранию-2015. По оценкам аналитиков, в течение календарного года депутаты утвердили порядка 70% необходимых документов. Остальные перешли на весну. Не стоит забывать и о новых векторах законотворческой работы, обозначенных российским лидером в 2016 году.
В преддверии старта очередной сессии, депутат Государственной Думы от Воронежской области, член Комитета по бюджету и налогам Сергей Чижов рассказал о ключевых законодательных инициативах завершившегося «парламентского сезона» и приоритетах на весну.
Закон не терпит суеты
– Сергей Викторович, в этом созыве партия «Единая Россия» получила конституционное большинство. Что еще изменилось в работе парламента?
– В числе первых вопросов, рассмотренных новым созывом Государственной Думы – поправки в регламент работы. В частности, мы отказались от так называемой «комитетской недели», отведя три недели под парламентскую работу, в которой совмещены пленарные заседания и мероприятия, связанные с работой профильных комитетов.
Осенняя сессия длилась на три недели меньше, чем обычно. Мы провели 17 пленарных заседаний и рассмотрели без малого 400 законопроектов, 142 из них принято в трех чтениях.
С одной стороны, это вдвое меньше, чем прошлой осенью, с другой – если посмотреть на структуру повестки, становится ясно, что переход от количества к качеству состоялся. Утвержден главный финансовый документ на 2017-2019 годы, а также бюджеты внебюджетных фондов – ОМС, ФСС, ПФР, обеспечено исполнение целого ряда указов президента.
– Одним из достижений Госдумы прошлого созыва вы называли восстановление парламентского контроля. В чем оно состоит?
– Действительно, в прошлом созыве мы вывели парламентский контроль на качественно новый уровень: был внедрен программный принцип бюджетного планирования, новый порядок формирования Счетной Палаты. Для Правительства было введено обязательство включать в состав документов по бюджету данные о расходах на реализацию ФАИП, а также информацию об объемах расходных обязательств регионов, возникающих при выполнении переданных федеральных полномочий.
Госдума седьмого созыва продолжила работу в этом направлении. В частности, на последнем пленарном заседании было принято решение усилить парламентский контроль за реализацией законов. С внесением в регламент поправок третье чтение законопроектов, которые касаются вопросов предоставления мер социальной поддержки и, в принципе, влекут за собой расходы федерального бюджета и внебюджетных фондов и требуют принятия нормативных правительственным актов, может быть назначено только после получения подробной информации с изложением основных предписаний и сроков принятия этих документов. Если закон имеет отложенный срок вступления в силу, Государственная Дума в процессе третьего чтения устанавливает сроки подготовки соответствующих подзаконных актов.
Новая бюджетная реальность
– За версткой бюджета россияне могли наблюдать практически в режиме реального времени. С чем связана такая открытость бюджетного процесса?
– Именно в главном финансовом документе страны задаются основные векторы социально-экономического развития. Не будучи подкрепленными необходимыми финансовыми ресурсами, законодательные инициативы носят исключительно декларативный характер.
Поэтому для «Единой России» важно было обеспечить широкое общественное обсуждение проекта федерального бюджета и его прозрачность. Считаю этот опыт удачным: например, в парламентских слушаниях приняли участие свыше 400 человек. Многие из высказанных замечаний были учтены во фракционных поправках ко второму чтению.
– Если коротко, что нужно знать каждому гражданину о федеральном бюджете 2017-2019?
– Прежде всего, мы утвердили надежный бюджет. В его основе – консервативный сценарий социально-экономического развития. Документ верстался из расчета стоимости нефти 40 долларов за баррель. Если в итоге она окажется выше – а такая вероятность достаточно высока – дополнительные доходы будут распределены по приоритетным направлениям.
В бюджете предусмотрены средства на реализацию майских указов президента – в течение трех лет на эти цели планируется направить почти 2 трлн рублей. Подчеркну, расходы не были сокращены: в разрезе трехлетнего периода фракционными поправками было именно перераспределено около триллиона рублей. В сравнении с предыдущими годами объем средств, направленных на развитие страны, увеличен: в 2017-м – это около 16,2 трлн рублей. Для сравнения – пять лет назад они составляли 10,9 трлн.
Учтены все приоритеты, оформленные в национальные проекты. На их реализацию направлено порядка 179 млрд рублей. Это средства на развитие образования, здравоохранения, предпринимательства, экспортоориентированных отраслей. На уровне текущего года сохранено финансирование АПК.
Мы предусмотрели финансовое обеспечение всех социальных обязательств, в том числе расширения единовременных выплат на военных пенсионеров. Для реализации этой инициативы объем межбюджетных трансфертов в сравнении с первоначальным предложением увеличен на 10,5 млрд рублей – до 221,7.
Кроме того, с учетом высокой нагрузки на региональные бюджеты, мы предусмотрели на поддержку регионов порядка 900 млрд рублей. В частности, трехсторонняя комиссия по вопросам межбюджетных отношений нашла возможность увеличить объем бюджетных кредитов на 200 млрд рублей – в 2 раза с учетом 50 млрд, направленных в резерв для поддержки субъектов, оказавшихся в наиболее сложном положении. В результате корректировок лимиты для Воронежской области были увеличены до 3,5 млрд рублей.
Успех каждого – успех России
– Один из слоганов, с которыми шла на выборы «Единая Россия», звучал: «Успех каждого – успех России». Как он реализуется на практике?
– В конечном счете, на решение этой задачи направлены все законодательные инициативы, будь то меры по обеспечению социальных обязательств, стимулированию экономики или укреплению обороноспособности страны.
В условиях преодоления последствий кризиса особое внимание мы уделили поддержке наименее защищенных категорий граждан, в частности, представителей старшего поколения. На уровне законодательства мы не только предусмотрели индексацию страховых выплат на уровень фактической инфляции текущего года, но и нашли возможность компенсировать гражданам, постоянно проживающим на территории России разницу 2016 года между индексацией и инфляцией – в виде единовременных денежных выплат в размере 5 тысяч рублей.
Мы также существенно продвинулись в доведении минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума. Образована межфракционная рабочая группа, которая подготовит свои предложения по решению этой проблемы. С 1 июля МРОТ будет проиндексирована на 4% и составит 7,8 тыс. рублей. Все необходимые поправки были внесены в федеральный закон «О минимальной оплате труда» 7 декабря, а 20 декабря – утверждены президентом.
Глубокая «заморозка»
– В осеннюю сессию было много слухов о повышении ЕНВД. Можете прояснить ситуацию, удалось прийти к общему знаменателю?
– Наш Комитет по бюджету и налогам, а также Государственная Дума в целом занимает принципиальную позицию касательно размера Единого налога на вмененный доход. В середине ноября она нашла воплощение в федеральном законе, который предусматривает пролонгацию «заморозки» коэффициента-дефлятора и в 2017 году на уровне 1,798. 30 ноября документ был подписан главой государства.
Вернуться к этому вопросу нам пришлось на фоне рассмотрения проекта правительственного закона о налоговых вычетах для предпринимателей при переходе на онлайн-кассы. Помимо нормы о предоставлении налоговой льготы в виде вычета по ЕНВД и патенту до 18 тыс. рублей, документ предусматривал поэтапное увеличение коэффициента-дефлятора до 1,891 в следующем году, 1,982 – в 2018-м и 2,063 – в 2019-м. Комитет посчитал 15%-й рост налоговой нагрузки недопустимым и, концептуально одобрив законопроект, рекомендовал исключить это положение ко второму чтению.
Понимая значимость ЕНВД для регионов как источника бюджетных доходов, мы выступили с инициативой совместно с профильными министерствами проработать возможность наделения регионов полномочиями по установлению корректирующего коэффициента к базовой доходности, что позволит подходить к вопросам налоговой политики более индивидуально.
Легализованные и защищенные
– Что еще сделано Госдумой в интересах предпринимательства?
– На законодательном уровне созданы условия для легализации самозанятых граждан: нянь, сиделок, репетиторов, домработниц – в общей сложности 16 млн человек.
Этой категории работников предоставляется возможность в течение двух лет легализовать свою деятельность без уплаты каких-либо налогов и страховых взносов, а по истечение срока – принять решение: стать индивидуальным предпринимателем, уплачивать НДФЛ по ставке 13% или прекратить деятельность. Безусловно, работа над проблемой легализации труда самозанятых граждан – один из приоритетов, который будет сохранен и в следующем году.
Прорывом в части защиты предпринимательских прав считаю внесение поправок в 299 статью Уголовного кодекса. Государственная Дума ввела уголовную ответственность за незаконное возбуждение уголовных дел, приводящих к прекращению предпринимательской деятельности. Если правоохранитель действовал исходя из личной заинтересованности и повлек крупный ущерб в размере от 1,5 млн рублей, ему грозит лишение свободы на срок от 5 до 10 лет.
Общее дело
– В Послании Федеральному Собранию Владимир Путин отметил, что необходимо создавать условия для деятельности НКО, поощрять активную гражданскую позицию. Успела ли Государственная Дума принять соответствующие законодательные решения?
– Действительно, парламенту был задан такой вектор работы. В рамках его реализации был принят закон о расширении мер государственной поддержки НКО, специализирующихся на общественно полезных услугах. Мы сформулировали предельно прозрачный и понятный механизм предоставления услуг по информационному сопровождению их деятельности, на уровне закона прописано приоритетное право НКО на получение мер господдержки от органов госвласти и местного самоуправления. Помимо этого, он корректирует бюджетный кодекс, дополняя доступные подобным организациям формы поддержки субсидиями из бюджетов всех уровней на срок до двух лет.
• 11 января депутаты Государственной Думы проведут первое пленарное заседание весенней сессии. Как отметил Сергей Чижов, по его итогам парламентарии утвердят примерный порядок работы на весь период, а также календарь рассмотрения вопросов с 11 по 27 января. Как подчеркнул парламентарий, в целом система координат, в рамках которой будет вестись законотворческая работа, задана главой государства Владимиром Путиным в Послании Федеральному Собранию. В числе приоритетных направлений – поддержка предпринимательства, создание условий для развития цифровой экономики, поддержка гражданской активности и волонтерства.