Воронеж. 12.05.2017. ABIREG.RU – Аналитика – Это сейчас у каждого школьника есть собственный планшет, а сфера мультимедиа стала одной из самых продаваемых и востребованных. Пятнадцать лет назад, когда игровая приставка была несусветной роскошью, а о компьютерных боях играющие во дворе в казаков-разбойников мальчишки даже и не мечтали, делал свои первые онлайновые шаги Владимир Николаев. Сейчас он известный российский кинопродюсер, сценарист, руководитель студии Wizart Animation. Его компания занимается производством высококачественных семейных анимационных фильмов и мультипликационных сериалов, дистрибуцией и продвижением проектов на российском и международном рынках. Входит в ТОП-25 наиболее перспективных анимационных компаний в мире, по версии авторитетного журнала Animation Magazine.
Про детство и воспитание
Никаких конкретных целей в детстве не было. Первая мысль о том, что я хочу заниматься компьютерными играми и делать что-то в этой индустрии меня посетила лет в пятнадцать. Родителям надо отдать должное, меня устроили в хорошую школу – гимназию имени Кольцова. Это дало мне определённую базу, свободное знание английского языка, который я сейчас практикую. Я считаю фундаментальное образование большим плюсом. Когда меня спрашивают, насколько важны школа, вуз, всегда отвечаю – экстремально важно, даже если вы не вспомните в 30-40 лет, что такое серная кислота или биссектриса, неважно. Образование дает широкий кругозор, способность мыслить по-другому, общаться на разные темы – это, повторюсь, экстремально важно.
О вынужденной любви
Мне пришлось в определенный момент самому зарабатывать на свою жизнь. Прошел по нескольким ступеням карьерной лестницы. Начинал курьером, потом начал писать. Работал журналистом в «Комсомольской правде», в «Компьютере». Параллельно с этим пытался реализовать свое хобби. Писал сценарии игры, диалоги. Любовь к труду привилась в рабочих условиях, вынужденно. Родители заставляли мыть посуду. Думаю, родители должны это делать, даже если сейчас условия жизни стали лучше и уровень жизни выше, чем в моём детстве. Это необходимо в воспитательных целях.
Об экзотике нулевых
Это сейчас широкий выбор компьютеров и всяких гаджетов. Когда я создавал компанию в 2001 году, да даже назвать компанией это не могу, это была группа единомышленников, Тогда это была экзотика, Компьютеров мало, планшетов не было вообще, приставки в России стоили дорого. А мне была близка эта экзотика. Отец работал на мехзаводе в отделе, который занимался расчетами, Еще в 1994 году я имел доступ к компьютеру. У меня была наигранность, насмотренность. Я чувствовал в себе силы что-то создать. В 2001 году параллельно с другой работой, делал то, что мне нравилось. Компьютерные игры нигде не делали тогда – ни в Воронеже, ни в Москве. Рынок был минимальный. Я понял, что это интересно и собрал команду единомышленников, которые готовы были этим заниматься за условные деньги либо безвозмездно.
Про зону комфорта
Мы работали над компьютерными играми долго – около 7-8 лет. У нас уже сформировалась команда, и на момент принятия решения перейти в мультфильмы в ней было 150 человек. Рынок постоянно меняется и перед нами встал выбор – делать онлайновые игры либо уходить в казуальные. Нам не нравилось ни то, ни другое. Я и ключевые сотрудники – человек 10, которые со мной были с самого начала, – долго смотрели на мультфильмы. Посмотрели, оценили свои силы, посчитали, что сможем. Мы поверили в себя. Нам казалось, что умеем и сможем сделать мультфильм. Однако это оказалось иллюзией. Это была ошибка, о которую мы долго еще спотыкались. Это был определенный челлендж. Но все-таки мы рады, что решились на это. Вышли из зоны комфорта. Постарались, поборолись. У нас получилось.
О первой королеве
Мы пересматривали мультфильм «Снежная королева» режиссера Льва Атаманова. Там все очень хорошо. Единственно, динамика низкая. Сейчас с тем потоком информации, обилием и скоростью контента заставить ребенка посмотреть мультфильм 1957 года тяжело. Мы не пытались делать работу над ошибками режиссера Атаманова. Наша команда искала произведение с заложенной базовой драматургией. Создать свою историю с начала, свой мир с нуля – непростая задача. Поэтому мы решили использовать произведение, которое будет равномерно известно и в Европе, и в Америке, и в России. Историю с сильной драматургией, чтобы зритель переживал. Таким образом мы прогарантировали себе хотя бы какую-то часть проекта, которая будет сделана качественно. Киноиндустрия – очень рисковая сфера.
«Снежная королева» – это первый известный мульт нашей студии, До этого был мультфильм «Последний человек из Атлантиды» по Александру Беляеву. Мы его сделали, мультфильм получился качественный, но когда закончилась работа, у московских продюсеров права закончились. Наследники Беляева получили права обратно, поэтому фильм не вышел.
О звездной озвучке
Идею приглашать известных людей на озвучивание мультфильмов придумали не мы, так работают законы сферы кино. На момент создания второго проекта, мы уже получили определенный опыт, пообщались с московскими и европейскими коллегами. В какой-то степени нам помогла история продаж игр. Сейчас выйти на звезду гораздо проще, чем в 2001 году. Интернет дает контакты. Никаких секретов нет, есть только внутренние барьеры, определенная засиженность. Мир вокруг создается такими же людьми, как и мы. Смотришь на мост или самолет – это сделал человек... Не боги горшки обжигают. Конечно, Сильвестер Сталлоне дороже Охлобыстина раз в 70. Но так продается кино...Человек обращает внимание на яркий образ известного человека и «идет» на него.
Об идеях и реализации
Все идеи, которые были реализованы студией, наши. Творческая группа Wizartanimation – несколько сценаристов, мы все сами придумываем и сами реализовываем. Все творчество находится здесь. «Киношная» индустрия настолько наполнена непорядочными людьми, проходимцами, что лучше рассчитывать только на свои силы и не обжигаться. К сожалению, и нас не обошел такой неприятный опыт. На первом проекте хлебнули его сполна. Поняли, что делать все должны сами. Наши фильмы растут по качеству, и мы растем.
О заботе и подчиненных
Мы бережно относимся к коллективу, стараемся, чтобы сотрудники не смотрели в сторону других компаний. Конечно, в «Дисней» стоит очередь порядка трех тысяч человек на место. Туда никто не будет приглашать, своих желающих гора. Конкурировать с европейскими студиями мы легко можем по зарплатам. Делаем людям комфортные условия, чтоб чувствовали, что получают достойные деньги, снимаем жилье, помогаем с ипотекой, оплачиваем курсы, командировки. Потеря одного качественного специалиста посреди проекта для нас обойдется очень дорого и болезненно.
Кто здесь главный?
Над начальниками обычно иронизируют: не хочешь работать – собери совещание. У нас в компании четкая структура. Некоторые шутят, что похожа на армию. У нас строгое расписание, мы боремся с опозданиями. Я руковожу основными процессами, делегирую полномочия своим замам. 20 человек – это руководители, с которыми мы собираемся раз в неделю или в случае экстремальной ситуации. Например, при сдаче проекта собираемся ежедневно. Каждый человек руководит отделом в 7-12 человек, либо двумя подотделами.
Кнутом и пряником
Остались люди, которые были с самого начала со мной. Это руководитель проекта «Волки и овцы» Миша Лобенко. Это вообще первый человек, который пришёл ко мне. Алексей Замыслов – руководитель всех проектов «Снежная королева». Сейчас он разрабатывает новый проект, мы делаем «Царя Салтана» по Александру Пушкину. Делаем, потому что это наше наследие. Даже арабы знают Пушкина. С людьми мы работаем кнутом и пряником. Стараемся создавать комфортные условия, но иногда человек чувствует себя звездой, начинает ходить на работу как вздумается, по настроению. С такими мы расстаемся.
О формуле успеха
Эту формулу успеха я понимал с самого начала. Надо в себя верить, не опускать руки, надо стараться. Народная мудрость про лягушку, которая упала в стакан с молоком, била, била и выпрыгнула благодаря своим стараниям, работает всегда. Только терпение и труд, и расширение кругозора. Надо выходить из зоны комфорта и рисковать, четко понимая, что будут спады и подъемы, и не опускать руки. Надо четко понимать, чем ты хочешь заниматься и внутренне понимать, чего ты хочешь.
Справка о компании
WizartAnimation - одна из наиболее быстро развивающихся анимационных студий в России. История анимационной студии в Воронеже началась в 2007 году. Она была основана на базе студии, занимающейся разработкой и локализацией мультимедийных продуктов и программного обеспечения. В 2012 году студия начала работу под новым именем WizartAnimation.
Wizart – российская компания, занимающаяся производством высококачественных семейных анимационных фильмов и мультипликационных сериалов, дистрибуцией и продвижением проектов на российском и международном рынках. Входит в ТОП-25 наиболее перспективных анимационных компаний в мире, по версии авторитетного журнала Animation Magazine.
Фото сайта facebook.com/vladimir.nikolaev