23 ноября 2024, 00:10
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

РЕЙТИНГ ВЛИЯТЕЛЬНОСТИ – Белгородские кланы: последователи сильного лидера и нейтральные силы

08.06.2017 11:23
Автор:

Воронеж. 08.06.2017. ABIREG.RU – Аналитика – Белгородская область – один из немногих регионов России, где нынешняя модель управления выстраивалась в течение 23 лет и почти не менялась. Она держится на сильном и инициативном лидере – Евгении Савченко. Причем стиль управления основан на жестком исполнении его воли. В отдельные моменты были попытки вмешаться в распределение ресурсов региона, в том числе и со стороны, но они не увенчались успехом. Потому во многом бизнес сосредоточен в руках лояльных губернатору людей и явной борьбы между ними не прослеживается. Все же особняком стоит бизнес-элита Старого Оскола, где сосредоточен основной промышленный капитал области.

Последователи губернатора

Для Белгородской элиты конец 2016-го – 2017 год – момент «Х»,который может определить все дальнейшую расстановку сил. Дело в том, что в сентябре 2017 года пройдут губернаторские выборы. Вплоть до начала этого года вопрос, пойдет ли Евгений Савченко на седьмой губернаторский срок, – витал в воздухе. В феврале он развеял сомнения, заявив, что воспользуется правом выдвинуть кандидатуру на выборах в сентябре. По мнению некоторых экспертов, сейчас основная задача главы будет не столько сохранить за собой власть, сколько подготовить человека, который сможет спустя некоторое время встать на его место. На пресс-конференции журналисты напрямую спросили у него о возможном преемнике. Тогда господин Савченко заявил, что у него на примете есть около 10-15 человек, которые могут взять на себя ответственность за регион. Но имен он не назвал. Собеседники «Абирега», знакомые с ситуацией, считают, что на самом деле людей, которые могли бы занять его место, в ближайшем окружении пока нет. Потенциальным претендентом некогда называли молодого и хозяйственного Константина Полежаева. Начинал он «восхождение» по карьерной лестнице в управлении дорожного строительства, а с 2015 года руководит администрацией Белгорода. Хотя на этом поприще у него не все складывается. Эксперты связывают это не столько с личными качествами господина Полежаева, сколько с тем, что ресурсы в городе ограничены (крупные производства, которые в основном дают доходы, переносят за пределы города), а проблем очень много. Не воспринимается как потенциальный преемник господина Савченко и его зам по экономическому развитию Олег Абрамов.

Первоначально «будущим главой» региона называли нынешнего главу Старооскольского округа Александра Гнедых. Были предположения, что его решили «обкатать» на одном из самых сложных районов области. Но сейчас его авторитет и доверие местного населения невелико, поэтому перспективы возглавить регион сильно просели.

В победе Евгения Савченко на выборах губернатора никто не сомневается, но перед ним будет стоять непростая задача – подобрать кадры, способные удержать быстро развивающийся регион. Помощники в этом деле у господина Савченко есть. Так, ближайшим его соратником долгое время был и остается Олег Полухин, который более 10 лет был вице-губернатором, а с 2012 года работает ректором Белгородского госуниверситета. Господин Полухин ушел из правительства, но не отошел от политики. На ближайших губернаторских выборах именно господин Полухин возглавит предвыборный штаб.

К губернаторскому клану и его последователям можно отнести и некоторых других крупных бизнесменов области – Геннадия Бобрицкого и Владимира Зотова. Оба они работали в качестве заместителей Савченко, но после занялись развитием агробизнеса, который быстро набрал обороты при поддержке региональных властей.

Кстати, именно им губернатор доверяет наиболее серьезные проекты. Господин Зотов сейчас курирует развитие реконструированного аэропорта Белгорода. А Геннадию Бобрицкому поручили заняться «поднятием» некогда крупнейшего в регионе машиностроительного завода. После разорения «Энергомашкорпорации» Александра Степанова стал вопрос о распродаже всех производственных площадок. Одна из них находилась в Белгороде и возникла угроза, что компанию отдадут в «чужие» руки. Правительство области быстро включилось в ситуацию и после длительных переговоров ему удалось сохранить свое влияние и выкупить большую часть производственных мощностей через структуру аффилированную с господином Бобрицким. Сейчас завод «Энергомаш» быстро развивается и строит планы по завоеванию международных рынков.

Вне губернаторского круга

Полноценной оппозиции, которая бы могла обладать серьезными административными и политическими рычагами, в Белгороде почти нет. Хотя на особом положении находится бизнес Старого Оскола. Некоторые попытки выстроить независимую силу предпринимал Юрий Селиванов, собственник строительного холдинга «ЖБК-1». Сначала он, будучи депутатом областной думы от «Единой России» возглавил список «Справедливой России» и представил эту партию в Госдуме. Но к концу срока своих полномочий в 2016-м про него почти все забыли. Строительный рынок просел, а широким кругом сторонников не обзавелся. Вернувшись в регион, 76-летний господин Селиванов не стал лезть на баррикады.

Это вовсе не означает, что на политическом горизонте региона полный штиль. В последнее время пытаются «сказать свое слово» братья Фуглаевы. Свое благосостояние они заработали на оптовом рынке алкогольной продукции. Основанная ими компания «Добрыня» долгое время была основным оптовым поставщиком спиртного. А с 2011 года в регионе широко развернулся еще один крупный оптовик – ООО «Лариса», которая принадлежит малоизвестному Юрию Герасимову. За пять лет «Лариса» добралась до выручки более миллиарда рублей. А у Фуглаевых, которые затеяли агробизнес, и построили дорогостоящий тепличный комплекс, возникло недопонимание с местной элитой. При этом строительство теплиц шло при поддержке правительства, открывали теплицы громко, с «фанфарами» и с участием замминистра сельского хозяйства Елены Гангало.

Непосредственно перед выборами в Госдуму 2016 года Фуглаевы заявили о создании независимого межотраслевого профсоюза «Правда». Занимается им сейчас младший из братьев Фуглаевых Сергей. В самом профсоюзе заявляют, что ни к каким политическим силам они не относятся и не поддерживают ни одну из партий. В тоже время массированной информационной кампанией и «пряниками» (концертами, массовыми гуляниями, подарками) они привлекают к себе людей. Причем, если на первом этапе это были в основном обыватели, любители «халявы», то теперь они от количества намерены перейти к качеству и выделить из массы наиболее активных и продвинутых граждан. А в перспективе призвать в свои ряды и жителей соседних регионов.

По мнению некоторых экспертов, политические амбиции у братьев Фуглаевых не исключены. И если старшему из них Анатолию Ивановичу после проблем со здоровьем (перенес операцию на сердце) пока не до политических передряг, то младшему Сергею это по силам.

Относительную автономность пока удается сохранять собственнику еще одного крупного аграрного бизнеса области Александру Орлову (холдинг «БЭЗРК-Белгранкорм»). Компанию он выстроил из небольшого комбикормового завода, сделав ставку на птицеводство. Он в хороших отношениях с правящей элитой и исполняет рекомендации, которые поступают от правительства. Так, по пожеланию губернатора господин Орлов поддержал проект строительства льготного корпоративного жилья. «По рекомендации» он открыл целое направление в холдинге, сохранив молочное поголовье КРС в разорившихся хозяйствах Ракитянского района, хотя это направление не самое «денежное». В то же время господину Орлову удается сохранять политический нейтралитет.

Старооскольский клан

Удаленность Старого Оскола и история его развития сделали этот город настоящей головной болью для губернатора. Основной промышленный потенциал региона (крупные горно-металлургические комбинаты) находятся именно там. Создавался он еще в советские времена на территории, которую отделили от Воронежской области. Горно-обогатительные комбинаты (Стойленский и Лебединский), Оскольский электрометаллургический комбинат (ОЭМК) строили специалисты со всех союзных республик. Они же и составили костяк местного населения. В итоге за несколько лет население города с 50 тысяч выросло до 200, а люди осознали, что именно они «кормят» всю область. Со временем, с ростом объемов производства, это понимание только укреплялось. Горно-металлургический комплекс дает региону львиную долю доходов бюджета, а старооскольцы уверены, что их заслуги недооценивают. Примерно в таком же автономном положении находится и основной бизнес Старого Оскола. Металлургические холдинги – «Металлоинвест» (ОЭМК и Лебединский ГОК) Алишера Усманова и НЛМК (Стойленский ГОК) Владимира Лисина, управляются персонами не белгородского масштаба, поэтому губернатору и местным властям приходится договариваться с ними и поставленными ими управленцами. По мнению экспертов, Евгений Степанович удерживает ситуацию, но Старый Оскол всегда на особом положении, у него более тесные связи с Воронежем, чем с Белгородом.

Заметная и значимая фигура в старооскольском округе – Федор Клюка, совладелец и экс-гендиректор «Стойленского ГОКа», позже он под давлением более влиятельных фигур продал свою долю акций и занялся аграрным бизнесом. Господин Клюка с нуля выстроил структуру компаний «Стойленская нива», которая до сих пор является одним из основных поставщиков муки и хлебопродуктов региона. Он же затем основал крупный животноводческий холдинг «Промагро». Это лишь малая часть компаний, к созданию которых был причастен господин Клюка. Сейчас он отошел от активного развития бизнеса и постепенно передает бразды правления в своей «бизнес-империи» внуку Константину Клюке.

Клан Сергачева

В отдельную группу можно отнести и выходца из компании «Эфко» крупнейшего в регионе масложирового холдинга – Валерия Сергачева. После отставки господина Полухина Евгений Савченко взял совладельца «Эфко» своим первым заместителем. Главным «детищем» господина Сергачева была система проектного управления в правительстве. Постепенно ее внедрили во всех департаментах и районах области. Сергачев активно занялся и кадровой политикой, в структуре правительства даже выделили самостоятельный департамент, перекроили систему взаимоотношений профучреждений и работодателей. Он же привел и свою команду, одна из его последовательниц Ольга Павлова после отставки Сергачева возглавила департамент кадровой политики области и одновременно является заместителем губернатора. По мнению некоторых собеседников «Абирега», влияние господина Сергачева по-прежнему велико. Кроме госпожи Павловой в местных органах власти работают и другие ставленники бывшего вице-губернатора.

В целом система взаимоотношений бизнеса в регионе выстроена не на конкурентной борьбе, а на распределении ресурсов между «своими» и людьми, которые умеют найти общий язык с губернатором Савченко. А попытки зайти в регион сторонним силам чаще всего пресекаются на корню. Так, серьезную озабоченность в бизнес-элите вызвала серия публикаций, которая широко расходилась летом и осенью прошлого года на Интернет-ресурсах и в соцсетях. Почти все материалы сводились к нападкам на губернатора и на крупных бизнесменов, которые, по мнению авторов публикаций, преступным путем выстроили свои холдинги. Происходило это до выборов в Госдуму и в период, когда губернатор Савченко думал о продолжении своей карьеры. Некоторые эксперты посчитали, что в этом была заинтересованность как раз «сторонних сил», пожелавших расшатать ситуацию в области. Но персон, которые бы были заинтересованы в этой нестабильности, собеседники «Абирега» не называют. А с учетом того, что президент Владимир Путин «благословил» губернатора Савченко еще на один срок, и эта попытка сломать сложившуюся в области систему также потерпит поражение.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 3