Воронеж. 23.06.2017. ABIREG.RU – Аналитика – 20 июня в третьем, окончательном, чтении депутаты Госдумы одобрили проект корректировок в федеральный бюджет на этот год. Как и осенью прошлого года, во время верстки главного финансового документа страны Комитет по бюджету и налогам объединил в работе по совершенствованию документа представителей всех парламентских партий. В результате одобренными поправками удалось перераспределить порядка 18 млрд рублей, а также дополнительно поддержать сбалансированность региональных бюджетов, учреждения культуры и отдельные категории граждан.
Итоги корректировки подвел депутат Государственной Думы от Воронежской области, член комитета по бюджету и налогам Сергей Чижов.
– Сергей Викторович, раз появились дополнительные доходы – кризис преодолен?
– Наша экономика перешла от стабилизации к развитию. Сформировалась положительная динамика в части промпроизводства – по итогам первого квартала прирост составил 0,7%. Рекордно низкого уровня в 4,2% достигла инфляция: есть все основания полагать, что по итогам года она окажется даже ниже целевых 4%. Большего теперь мы ждем и в части роста ВВП: 2 % вместо 0,6%.
Нефтегазовые доходы в объеме более 719 млрд рублей направлены в резерв – на укрепление социально-экономической стабильности.
Что касается сырьевой зависимости, на данный момент она, конечно, не преодолена: порядка 60% дополнительных доходов обеспечено углеводородами. Соответственно, колебания цен на нефтяном рынке в определенной степени все еще влияют на наполняемость бюджета.
Однако, независимо от дальнейшего развития, ситуации на внешних рынках, все обязательства, которые берет на себя федеральный центр, будут исполнены – на это будут направлены ресурсы, «созданные» внутри страны в основном за счет налоговых поступлений: акцизов, НДС, налога на прибыль.
– На увеличение социальных расходов приходится несколько млрд рублей – значительно меньше, чем на экономику. С чем связано такое решение?
– Забота о человеке остается главным приоритетом бюджетной политики, более 31,5% расходов приходится на социальную политику. Исходя из консервативного сценария, еще осенью мы обеспечили необходимым финансированием социальные обязательства. Поэтому сейчас, при корректировке бюджета, было достаточно «точечно» увеличить лишь некоторые статьи расходов. В частности, 1 млрд рублей направлен на пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, 260 млн рублей – на ликвидацию задолженности перед организациями, которые занимались тушением пожаров, 683,3 млн рублей – на оказание помощи пострадавшим после аварии на руднике «Уралкалия» в Пермском крае, 77,7 млн рублей – на вторую пенсию шахтерам.
Дополнительное финансирование получат мероприятия, направленные на сохранение и приумножение человеческого капитала. На 1 млрд рублей увеличено финансирование мероприятий по охране здоровья ребенка, на 1,2 млрд рублей – обеспечение инвалидов средствами реабилитации, 539 млн рублей – на радиохирургическое отделение «Кибернож и томотерапия» в Ульяновской области. Более 3 млрд рублей дополнительно пойдут на поддержку культуры, в том числе 233 млн рублей – на гастрольную деятельность региональных театров, 300 млн рублей – на поддержку детских театров, столько же – на развитие детского познавательного туризма. Еще 400 млн рублей пойдет на обеспечение детских школ искусств музыкальными инструментами.
Общий объем межбюджетных трансфертов регионам увеличен на 32,18 млрд рублей и по итогам года превысит 1,6 трлн рублей.
– Представители многих отраслей экономики рассчитывали на дополнительную федеральную поддержку. Их надежды оправдались?
– Чтобы мы могли и впредь способствовать повышению качества жизни, модернизации образования, здравоохранения, разумеется, необходимо развивать экономику. Поэтому значительные средства направлены на поддержку приоритетных отраслей. Так, финансирование сельского хозяйства будет увеличено на 35 млрд рублей: эти средства будут направлены на поддержку садоводства, научные исследования, модернизацию АПК и кредитование аграриев.
Одним из ключевых направлений работы Государственной Думы остается создание стимулов для развития предприятий, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью – они должны стать локомотивами модернизации экономики. Исходя из этого, предусмотрены дополнительные средства на развитие наукоемких отраслей. В частности, 3,4 млрд рублей направлено на субсидирование производителей высокотехнологичной продукции, 2 млрд рублей – на проекты в рамках Национальной технологической инициативы, 500 млн рублей – на совместный с КНР проект в области авиастроения, 0,5 млрд рублей – на субсидирование лизинговых компаний, 350 млн рублей – на поддержку вертолетостроения, 24,9 млрд рублей – на развитие машиностроения.
В ходе широкого обсуждения документа, организованного на базе нашего Комитета, многие депутаты, опираясь на опыт работы в регионах, подняли важные, социально значимые проблемы. Решения ряда из них нам только предстоит выработать. Например, это касается усиления парламентского контроля, повышения эффективности бюджетных инвестиций в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы, совершенствования субсидирования строительства школ. Все затронутые темы отражены в постановлении Государственной Думы, разработке которого было посвящено заседание Комитета по бюджету и налогам, состоявшееся 19 июня.