Воронеж. 03.07.2017. ABIREG.RU – Аналитика – Менее полугода остается до запуска, пожалуй, ключевого проекта на Евразийском пространстве: к 2018 году все страны ЕАЭС завершат ратификацию Таможенного кодекса. Предполагается, что документ заменит аналогичный кодекс Таможенного союза и порядка 20 международных документов.
За время работы над ТК ЕАЭС было рассмотрено порядка 1,5 тыс. поправок. Немало копий сломано: по оценкам экспертов, процесс согласования новой модели таможенного регулирования стал одним из наиболее сложных за всю историю переговоров между странами-участниками Союза.
Впрочем, по мнению специалистов, в целом подготовка к этому шагу укладывалась в рамки стандартных сценариев экономической интеграции. В частности, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин отмечает, что на этом этапе участники всегда стараются «выторговать» себе как можно больше преференций. При этом достижение успеха не вызывало сомнений и, по большому счету, было вопросом времени.
Вместе, чтобы стать сильнее
Как отмечает депутат Государственной Думы, председатель подкомитета по таможенно-тарифному регулированию Сергей Чижов, Евразийский экономический союз выгодно отличается от других интеграционных объединений тем, что экономическая целесообразность сотрудничества подкреплена сильными кооперационными связями, наличием общей истории, налаженным межкультурным диалогом. Совокупный ВВП государств ЕАЭС составляет около 85% суммарного ВВП стран СНГ, или 2,2 трлн долларов.
«ЕАЭС уже состоялся как эффективный экономический союз, – подчеркивает парламентарий. – Только в январе 2017-го, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, объем взаимной торговли внутри объединения вырос на 38 %, примерно на столько же – экспорт в третьи страны. Во многом именно это сотрудничество в прошлом году смягчило негативное влияние дестабилизации ситуации на внешних рынках».
Так, за прошлый год Армения экспортировала в Россию на 90% больше продукции, чем в 2015-м, прирост поставок из Беларуси составил 47%. В результате совокупный ВВП увеличился на 0,9%. Вступление в силу нового Таможенного кодекса и последующая оптимизация движения товаров внутри Союза позволят добиться еще больших успехов.
Что касается выгод, которые из евразийской интеграции может извлечь Россия, это рост производства и занятости населения, увеличение локализации производств. Также есть хорошие перспективы с точки зрения сотрудничества в области топливно-энергетического комплекса: страны поэтапно движутся к созданию единых энергетических рынков, что позволит эффективнее использовать ресурсы. Договор о ЕАЭС предусматривает проведение скоординированной агропромышленной политики, а также переход к формированию единого рынка услуг.
«Участие России в ЕАЭС является перспективным направлением международного сотрудничества, – отмечают в Минэкономразвития РФ. – Договоренности между странами предусматривают создание единого транспортного пространства, а также общих рынков медицинских и лекарственных изделий».
Отбросив лишнее
Принципиальное отличие новой системы координат, в которой предстоит работать таможенным органам стран ЕАЭС, по словам Сергея Чижова, заключается в перераспределении регулирующих функций между национальным и союзным законодательством.
Решение вопросов, определяющих открытость рынков, будет осуществляться через положения ТК ЕАЭС. «На откуп» национальному законодательству отданы технические и организационные моменты. В сравнении с действующим ТК Таможенного Союза, новый кодекс прирос 93 новыми статьями и более чем 330 нормами.
Уже на стадии второго чтения утратили свою актуальность законопроекты, призванные урегулировать порядок функционирования свободных складов, освобождения от вывозных таможенных пошлин отдельных категорий товаров, признания безнадежной к взысканию задолженности по уплате таможенных платежей. С учетом этого, на одном из июньских пленарных заседаний Сергей Чижов выступил от Комитета по бюджету и налогам с предложением отклонить эти документы. Парламентарии инициативу поддержали практически единогласно.
Новые возможности и «фронт работы»
Что касается содержательной части ТК ЕАЭС, его нормы предполагают значительную информатизацию всех процессов. В частности, в документе достаточно четко обозначен приоритетный порядок использования IT-технологий, которые должны составлять основу всех таможенных процедур. Применение бумажных носителей допускается в порядке исключения.
Кроме того, предполагается, что участники ВЭД будут освобождены от необходимости предоставлять в таможенные органы документы, на основе которых заполняются декларации. Еще одна новация, которую предстоит реализовать, – информирование о предварительных решениях таможни касательно страны происхождения и методики определения таможенной стоимости, что видится особенно актуальным в условиях продовольственных контрсанкций.
Как подчеркивает Сергей Чижов, у либерализации регулирования любой сферы деятельности всегда есть две стороны медали. В данном случае параллельно с упрощением условий внешнеэкономической деятельности растут требования к эффективности системы управления рисками.
Так, еще в декабре прошлого года Госдумой принят закон, наделяющий ФТС полномочиями по ведению учета торговли внутри ЕАЭС. Ранее эти полномочия были закреплены за Росстатом и выполнялись не лучшим образом. Более 7,5% статистических форм предоставляется в таможенные органы с нарушением установленного срока. А недоучет по импорту с той же Беларусью составлял более 3,5 млрд долларов. Странами ЕАЭС подписан протокол, которым предусмотрено создание единой системы учета товаров, ввозимых на территорию Союза.
Кроме того, в апреле в первом чтении Госдумой принят законопроект, направленный на создание дополнительных механизмов защиты российского рынка от реэкспорта подсанкционной продукции.
Несколько важных законодательных инициатив успешно прошли первое чтение в мае. В частности, одобрен законопроект, запрещающий ликвидацию компаний, в отношении которых ведется выездная таможенная проверка. Предполагается, что такое ограничение сократит «пространство для маневров» недобросовестным предпринимателям, которые используют данную процедуру для уклонения от уплаты таможенных штрафов. Контроль над соблюдением запрета будет обеспечиваться через электронное взаимодействие: предполагается, что таможенный орган будет ставить в известность ведомства, занимающиеся вопросами регистрации, о проведении выездной проверки в отношении юрлица, находящегося в процессе ликвидации.
Параллельно рассматривается возможность либерализация мер административного наказания, что, по предварительным оценкам, должно способствовать решению проблемы низкой собираемости таможенных штрафов. Льгота похожа на апробированный среди автовладельцев 50%-й дисконт за оперативную уплату штрафа – в течение 20 дней с даты нарушения ПДД. Как отмечает Сергей Чижов, опыт применения этого механизма структурами ГИБДД показывает: в 2014-м за первые же три недели его действия собираемость платежей по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года возросла в 3,5 раза. Аналогичное послабление поможет повысить платежную дисциплину и среди участников внешнеэкономической деятельности. Текущая ситуация в этой сфере оставляет желать лучшего: в добровольном порядке оплачивается около 30% таможенных штрафов, в результате чего бюджетная система недополучает доходы на сумму в несколько миллиардов долларов. Разумеется, система будет адаптирована к специфике таможенного законодательства. В частности, предлагается установить более продолжительный льготный период – он будет составлять 30 дней. Кроме того, обязательным условием предоставления скидки является устранение нарушений, повлекших за собой административное наказание.