Воронеж. 23.10.2009. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика - За последний год потребительское поведение наших граждан существенно изменилось. Покупатель стал разборчивым и экономным. Сегодня он выбирает товар, исходя из оптимального сочетания цены и качества. Между тем, потребительские предпочтения заставили производителей менять стратегии и тактики.
Председатель совета директоров ОАО «Комбинат мясной Калачеевский» Александр Астанин рассказал о том, как развивается рынок мясной продукции в регионе и к чему привели изменения спроса и предложения.
- Как развивается ситуация на вашем рынке?
- Рынок мясных продуктов в Воронежской области, безусловно, изменился за последний год. Объем потребления снизился в среднем на 20 – 25%. Объем производства воронежских колбасных изделий за 9 месяцев 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился на 17% (по данным Управления аграрной политики Воронежской области). Таким образом, воронежским производителям все-таки удалось обыграть федеральных поставщиков в борьбе за потребителя в эпоху экономического кризиса.
Что касается ассортимента продукции, то, как только цены поползли вверх, люди кинулись искать дешевые аналоги мясных продуктов. В связи с этим стало происходить смещение ассортимента, в том числе и на нашем предприятии. В частности, сравнивая показатели третьего квартала этого года с аналогичным периодом прошлого года, можно сказать, что в этом году объем производства изделий сегмента премиум сократился на 10%, объем производства изделий среднего ценового сегмента фактически не изменился, в то время как выпуск изделий сегмента эконом увеличился на 10 %.
- Насколько критичны данные изменения и к чему они могут привести?
- Данные изменения оказались критичными для мелких производителей, для которых потерять 20 % продаж означает потерять весь бизнес. Для нас сейчас ситуация стабилизировалась, и объем производства начал восстанавливаться.
Популярность экономного сегмента в краткосрочной перспективе позитивна: и потребитель сыт за небольшие деньги, и у производителя объем производства не падает. Но для нас, производителей в основном премиальной продукции из дорогого сырья, такая ситуация негативна. Почему? А потому что сейчас потребителю, желающему купить качественный продукт, нужно иметь не только определенное количество денег, но и понимание рынка этих продуктов. И все это для того, чтобы из 350 наименований колбас в магазине выбрать для себя один или два. И вот вам результат – многие потребители вообще перестали покупать колбасу.
- Каковы финансовые итоги работы предприятия за прошлый год и первое полугодие нынешнего? Насколько изменились в сравнении с предыдущими периодами? Чем объясняются эти изменения?
- Финансовые итоги за первое полугодие 2009 года в целом довольно неплохие. Ситуацию можно проследить в сравнении с показателями прошлого года. К примеру, в первом полугодии 2008 года объем производства достиг 3 777 тонн, что составило порядка 380 млн рублей. Прибыли в 2008 году мы практически не получили в связи с активной фазой строительства свинокомплекса – сработали в ноль. Показатели первого полугодия этого года следующие: объем производства – 3 005 тонн, что составляет около 410 млн рублей, размер чистой прибыли – 10,5 миллионов рублей.
Снижение потребления и производства заставило пересмотреть косвенные затраты. Стали анализировать каждое направление, каждого клиента, каждый продукт. То, что было нерентабельно, – закрыли. Штат практически не сократили, предпочли уменьшить нагрузку. Около 90% сотрудников живут и работают в Калаче, а там найти другую работу непросто, да и люди многие работают по 10-20 лет и целыми семьями. Вот и приходится находить компромисс между экономическими задачами и социальными. Ведь на предприятии работает, ни много ни мало – почти 600 человек.
- Как ваше предприятие и другие предприятия отрасли выходят из ситуации?
- Выход из создавшейся ситуации для нас один – выпускать качественный продукт для потребителя и следить за экономическими показателями деятельности. Там, где можно экономить – экономить, там, где нельзя – понимать это и не пытаться обмануть самих себя.
- Появляются ли в условиях кризиса возможности для развития новых направлений?
- Любой кризис – это начало перемен. И те, кто этого не понял, не дожил до сегодняшнего дня. Сам факт снижения потребления заставляет думать лучше и двигаться быстрее. Сейчас мы разрабатываем новые продукты, выходим в новые регионы, продолжаем строить свинокомплекс. В июле запустили собственный мини-элеватор с сушильным комплексом, который обеспечивает наши потребности в хранении зерна. Зерно нам нужно для производства комбикорма и кормления поголовья свиней.
- Какие меры поддержки оказывают органы власти вашему направлению? Что можно сделать, чтобы ситуация улучшилась?
- Строительство свинокомплекса мы осуществляем уже третий год, согласно национальному проекту «Развитие АПК». Финансирование получаем от Сбербанка, а государство взяло на себя обязательство субсидировать процентную ставку в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ. Несмотря на кризис, никто своих обязательств не нарушил: Сбербанк финансирует, мы строим, а государство субсидирует. Поголовье растет, мы приблизились к показателю 30 тысяч голов, начали погашать кредит. Сейчас есть планы по созданию поголовья КРС на своей базе. Но это новый проект, который пока находится в разработке.
- Есть ли какие-то предложения к органам власти?
- Предложение к органам власти одно – создавать условия для экономического роста страны, как на федеральном уровне, так и на местном. Россия – это аграрная страна, поэтому стыдно должно быть покупать сельхозсырье и продукты питания за рубежом. У себя надо выращивать и производить, да еще и Европу подкармливать. Вот такие задачи перед нами стоят, и мы активно движемся в сторону из выполнения.
- Ваш прогноз по развитию ситуации для вашего бизнеса и регионального рынка в целом.
- Думаю, что в целом для рынка все будет хорошо. После спада будет рост, а после роста – опять спад. На фоне этих колебаний российский бизнес станет более эффективным. Выживет тот, кто сумеет удовлетворить потребности и спрос населения, а также эффективно развиваться в любых экономических условиях.
Справка
Калачеевский мясокомбинат основан в 1927 году, в 1992 году преобразован в ОАО «Комбинат мясной Калачеевский». Основные направления деятельности – производство колбасных изделий и натуральных полуфабрикатов, убой и переработка скота, воспроизводство поголовья свиней. География продаж – Воронежская, Курская, Липецкая, Белгородская, Ростовская, Волгоградская области. Доля рынка в Воронежской области 18%.