WorldClass

22 сентября 2024, 14:32
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

ЭЖ-Черноземье // Сделает ли Алексей Гордеев из Воронежской области «витрину Черноземья»?

26.10.2009 13:55
Политические эксперты Центрально-Черноземного региона обсудили позитивный и негативный сценарии для воронежского губернатора Звучали и критические оценки ситуации в Воронежской области, и позитивные прогнозные характеристики. Эксперты выбрали оптимальный формат общения - дискуссионный политический клуб, учрежденный при Ассоциации центров политического консультирования ЦЧР.

Политические эксперты Центрально-Черноземного региона обсудили позитивный и негативный сценарии для воронежского губернатора

Звучали и критические оценки ситуации в Воронежской области, и позитивные прогнозные характеристики. Эксперты выбрали оптимальный формат общения - дискуссионный политический клуб, учрежденный при Ассоциации центров политического консультирования ЦЧР. В обсуждении заявленной темы приняли участие: Дмитрий НЕЧАЕВ, доктор политических наук (АНО «Институт политического анализа и стратегий»), Павел КАБАНОВ, политолог, кандидат исторических наук, Александр КОСЫРЕВ, эксперт («Группа репутационного управления»). Вел заседание клуба Валерий МАЛЬЦЕВ (экспертная группа «Проекты управления репутацией»).

Два сценария для воронежского губернатора: пессимистичный и сдержанно-оптимистичный

Валерий Мальцев, ведущий (экспертная группа «Проекты управления репутацией»): Сегодня мы начинаем цикл встреч в рамках открытых заседаний Ассоциации центров политического консультирования ЦЧР (АссЦПК ЦЧР). Тема сегодняшней беседы сформулирована смело и весьма конкретно: «Сможет ли губернатор Алексей Гордеев сделать Воронежскую область витриной Центрального Черноземья?»

Я бы отчасти переформулировал этот тезис. Ожидают ли Воронежскую область позитивные перемены в краткосрочной и среднесрочной перспективе? Насколько в регионе изменится система элитообразования? Сможет ли Воронежская область изменить тенденцию к хроническому отставанию от соседей? Как финансово-экономический кризис отразится на экономике региона? Перестанет ли область считаться кадрово-депрессивным регионом? Подробнее об этом в своем докладе расскажет доктор политических наук Дмитрий Нечаев. А после этого у нас будет возможность обменяться мнениями.

Дмитрий Нечаев, политолог (АНО «Институт политического анализа и стратегий»): Получится ли у воронежского губернатора Алексея Гордеева вывести свою территорию с 60-х или 70-х мест среди субъектов РФ по ключевым социально-экономическим показателям в разряд передовых или «середняков»? Скажу сразу: есть варианты. Заявленная им стратегическая задача - за первые 5 лет добиться того, чтобы Воронежская область вышла в тридцатку лучших территорий России - выглядит сложной и труднореализуемой. Равно как и задача за 10 лет вывести Воронежскую область в 15 лучших субъектов Федерации представляется практически непосильной и, учитывая сегодняшнюю кризисную ситуацию, нереалистичной.

В обнародованной Алексеем Гордеевым позиции на ближайшее время видится и чрезвычайно амбициозная цель, которая дает шанс Воронежской области, ее уставшему от безысходности населению, и крайне рискованная заявка на перспективу. И в последнем случае рискует не только он сам, но и вся территория. Неудача Гордеева может стать и большой трагедией Воронежской области.

За 5 лет занять место в тридцатке лучших, за 10 лет войти в 15 передовых территорий России означает, что нужно обогнать не только проблемные Курскую, Тамбовскую и Орловскую области, но и догнать и перегнать регионы-лидеры: Белгородскую и Липецкую области. Это значит, что за небольшой отрезок времени нужно сделать из Воронежской области настоящую витрину, с новыми конкурентоспособными производствами, с высокими социальными стандартами жизни для населения. Получится или нет у Алексея Гордеева? Любой категорический ответ будет априори неправильным. Гораздо логичнее в этом случае предложить на обсуждение два сценария: пессимистичный (инерционный сценарий) и сдержанно-оптимистичный (инновационно-прорывной). Стоит отметить сразу, для инновационно-прорывного сценария существует слишком мало опорных конструкций.

Что имеется для сдержанно-оптимистического развития событий? Какие факторы будут работать на это? В первую очередь, это личностный фактор самого Гордеева. Воронежской области в этом смысле сильно повезло. Менеджера такого уровня - и по организационным, и по интеллектуальным, и по волевым качествам - после Виталия Воротникова за последние 30 лет у нас не было. Кроме того, тот динамизм, который демонстрирует Гордеев: поездки, встречи с людьми, переговоры и с инвесторами, и с федеральными чиновниками - не может не впечатлять. Все это выводит на второй ключевой факт: Гордеев близок к реальной оценке ситуации в Воронежской области и тех людей, на которых он может опереться в достижении модернизационной цели.

Третий фактор: у Гордеева все же есть на кого опереться - на людей, которые могут поделиться наработанными образцами. Это и профессионалы в Воронежской области: Александр Соловьев и Виктор Шевцов, и соседи: губернаторы Евгений Савченко и Олег Королев. Чего нет? Нет -надеюсь, пока -конкретной стратегии развития Воронежской области с вычленением четких приоритетов как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу. Потому что поездки, встречи и переговоры - это хорошо, но за этими элементами мозаики не складывается реалистичной стратегии развития. И в этом случае либо А. Гордеев не знает, что делать, что априори невозможно, либо он пока не спешит озвучивать ее, держа в напряжении свою команду, деловую и политическую элиту, интеллектуальную часть населения региона.
Стать лучшими среди соседей - это означает, что Воронежской области нужно, как минимум, иметь то, что есть уже у соседей-передовиков, а также получить то, чего у них нет и, скорее всего, не будет. И это должны быть не «потемкинские деревни», а реальная витрина Черноземья, где все можно увидеть и потрогать. Но настоящих прорывных ниш, которые можно найти на конкурентном поле, среди регионов немного. Какие приоритеты можно выбрать сейчас, реализуя стратегию модернизации области?

На наш взгляд, это, во-первых, используя географическое положение, сконцентрировать усилия на создании мощного транспортного и логистического центра. Во-вторых, в АПК, реализуя специализацию на мясном животноводстве, создать кормовую базу для агрохолдингов наших соседей. Овощеводство и садоводство в их промышленно-конвеерном виде также может стать перспективными направлением. В-третьих, скорректировать развитие строительной отрасли, сосредоточив усилия на строительстве социального жилья и производстве стройматериалов. И, в-четвертых, оставшееся единственное конкурентное преимущество Воронежской области, ее интеллектуальный потенциал, направить на решение конкретной задачи - создание в Воронеже Федерального университета.

Неблагоприятные факторы для Алексея Гордеева

Теперь что касается инерционного сценария. Несмотря на усилия и динамизм в практической деятельности, он, к сожалению, очень реалистичен. Против Гордеева, нужно это признать, работает очень много неблагоприятных тенденций и противоречий. Попробуем их обозначить. Во всяком случае, Алексей Васильевич должен о них знать.

Первое противоречие или неблагоприятный фактор. Это противоречие лежит между желанием А. Гордеева изменить ситуацию в Воронежской области к лучшему и тяжелейшим наследием, которое ему оставил предшественник. Уверен, та негативная информация, которую А. Гордеев имел до своего назначения, и та, что он увидел после полугода работы, серьезно отличается. И в худшую сторону. По сути, сегодня Воронежская область - это отстающая, разоренная властно-предпринимательским правящим слоем территория с изношенной инфраструктурой, без конкурентных преимуществ и брендов, с испорченной элитой и деморализованным населением.

Второе противоречие - между честолюбивой целью А. Гордеева и социально-экономическими и политическими реалиями. Кроме того, конкуренция ведь существует не только в бизнесе, но и среди субъектов РФ. Для Воронежского региона практически не осталось выигрышных в ближнесрочной перспективе конкурентных ниш. И воронежцам их так просто никто не сдаст. Для того, чтобы область стала «витриной Черноземья», эти ниши надо находить, а возможно, и отвоевывать. И кто сказал, что более успешные соседи будут сидеть сложа руки и ничего не предпринимать, если вдруг Гордеев заставит ленивое и коррумпированное чиновничество и паразитирующий бизнес работать на благо развития территории и населения.

Третье противоречие - это противоречие между текущей деятельностью А. Гордеева и выработкой стратегического курса развития субъекта РФ. Воронежская область сегодня не только регион стратегического отставания, но и «хронический больной Черноземья». Если использовать медицинскую терминологию, то А. Гордеев должен выступить в роли ответственного доктора, использующего как консервативные, так и радикальные хирургические методы. И чтобы поставить больного на ноги, нужно не только поддерживать его лечение в текущем режиме, но и знать, какая стратегия способна превратить хронического больного, который, по большому счету, и лечиться-то не хочет, в экономически активного субъекта. Как мы видим, стратегия еще не озвучена. Кто ее может подготовить? У губернатора В. Кулакова был некто И. Шепелевич, но цену ему как стратегу экспертное сообщество знает. Кроме того, на разработке стратегий для Воронежской области немного зарабатывали московские консалтинговые структуры.

Есть информация, что разработкой стратегии может заняться в команде А. Гордеева некто А. Марков. Может. И стратегией, и тактикой, и выборами. Но, очевидно, никто, кроме самого А. Гордеева, не вытащит этот груз. Следовательно, он должен сконцентрироваться не только на текущей деятельности, но и на разработке стратегического курса.

Четвертое противоречие также является неблагоприятным фактором. Это противоречие между настроем А. Гордеева и инерционным мышлением деловой и политической элиты Воронежской области. Абсолютная ее часть не настроена на позитивные перемены, ее все устраивает, она не заинтересована в успехе губернатора. Встраиваться в модернизационную стратегию, а тем более - в мобилизационную модель управления территорией, абсолютная часть правящего слоя Воронежской области не будет. Более того, от нее стоит ожидать перманентного саботажа, торпедирования усилий первого лица области. Не исключены перманентные заговоры трусливой и деструктивной части этого слоя, в особенности если Гордеев будет пытаться навести порядок в теневом секторе экономики, в котором погрязли многие из чиновничества и бизнес-элиты. Единственное, на что настроена эта часть, - на ослабление губернатора, его ошибки и просчеты. Либо на его встраивание в существующие неписанные порядки. Поэтому если, к примеру, Общественная палата Воронежской области, которая малоэффективна и недееспособна в позитивных начинаниях, в конце 2009 г. будет номинировать губернатора на статуэтку «Золотой фонд», это станет первым сигналом того, что А. Гордеева пытаются «приручить».

И наконец, пятое противоречие. Это противоречие между потенциалом, интеллектом и динамикой, которые демонстрирует А. Гордеев, и его пока еще слабой и малоэффективной командой. Рискну предположить, что, за исключением пары-тройки персоналий, нынешний состав правительства области в широком его понимании является слабее, нежели команда В. Кулакова. По большому счету, А. Гордеев работает и за себя, и за нее, пытаясь подтянуть«серое» региональное чиновничество до своего уровня. Но на это нужно время. Пока же команда губернатора является, скорее, дополнительной ношей.

Удастся ли выиграть воронежскому губернатору в этой заранее неудачной и почти проигрышной партии?

Что в итоге? Хочу сказать, что искренне желаю А. Гордееву выиграть в этой заранее неудачной партии. Поведенческая модель воронежского губернатора уже сейчас должна предполагать следующие сегменты. Разработку стратегического курса, складывание моноцентризма региональной власти (кого-то «задушить» справедливыми правовыми методами, кого-то - «задушить в объятиях», научив и заставив работать), реализацию мобилизационной модели управления экономикой с концентрацией на инновационно-прорывных направлениях развития территории, патернализм в отношении коренного православного населения области. Если это будет, есть шанс к тому, чтобы Воронежская область стала если не витриной Черноземья, то хотя бы привлекательной территорией, типичным «середняком» Центральной России. Если нет, то трагедия субъекта РФ будет еще более зримой и болезненной, а сам губернатор станет очередным неудачником в иерархии первых лиц, царствовавших, но не правивших.

Александр Косырев, эксперт («Группа репутационного управления»): В Воронежской области, помимо тех приоритетных направлений, о развитии которых говорил Дмитрий Николаевич, есть еще одно, с моей точки зрения, перспективное и достаточно быстрое - это создание центров для управления бизнесом. Кризис показал, что компании - малые, крупные и всероссийские - имеют очень большие центры управления бизнесом. Большинство их находится в Москве. Москва - это очень дорогая аренда, высокий уровень зарплат. Фирмы затрачивают очень большие средства на управление бизнесом. В Воронеже есть большие офисные площади, серьезный кадровый потенциал, город расположен недалеко от Москвы, имеет достаточно развитые транспортные коммуникации. Переводя бизнес из Москвы к нам, многие компании могут сэкономить. Процесс уже начался. Например, в Воронеж перетянули центр управления страховой компании «Росно». Есть и другие фирмы, о которых было упоминание в СМИ. Для Воронежа и Воронежской области это означает новые рабочие места и доходы для городского и областного бюджетов.

Павел Кабанов, политолог, кандидат исторических наук: Ремарка по ходу беседы. Премия «Золотой фонд» была придумана заезжими пиарщиками осенью 2000 года с целью привлечь голоса местной «элиты» на сторону кандидата в губернаторы Владимира Кулакова. Впоследствии статуэтки вручались, по большей части, не за конкретные заслуги, а исходя из лояльности соискателей губернатору. Сегодня такой подход однозначно устарел, более того, играет в минус имиджу областной власти. Поощрять особо отличившихся специалистов необходимо, но надо ввести этот процесс в правовое русло. Например, провести через облдуму нормативный акт об учреждении премий губернатора или областных премий, по типу государственных. В нем прописать номинации, критерии отбора претендентов, процедуру, размер премий и т. п. Отбирать кандидатов должна авторитетная комиссия, а утверждать решение - губернатор. Главное, чтобы все действо проходило максимально открыто: от выдвижения кандидатов до процедуры награждения.

Теперь по теме дискуссии. Со дня вступления в должность губернатора минуло полгода - времени вполне достаточно для первых оценок. Хочу заметить, что в прошлые годы, возглавляя Министерство сельского хозяйства, ведомство, прямо скажем, далекое от СМИ, Алексей Гордеев не мог похвастать широкой известностью. За истекшие полгода наши знания о нем не намного расширились. Поэтому воронежцы, да и экспертное сообщество, знают нового губернатора весьма поверхностно. Особенно в части личных качеств, политических пристрастий, взаимоотношений с высшим российским руководством... Я не случайно акцентирую внимание на последнем обстоятельстве. Мне представляется, что, каким бы заботливым и рачительным хозяином земли воронежской не хотел бы быть Гордеев, его не отпускает мысль о возвращении в столицу на белом коне. Говорю это без негативного оттенка: такова уж природа любого руководителя, политика. Поэтому Гордееву нельзя ошибиться в выборе будущего Президента России в 2012 году. Если выбор будет правильным, выиграет и Воронежская область.

Главной задачей нынешнего губернатора внутри области я считаю формирование современной дееспособной команды управленцев. Такой команды, на которую можно будет оставить область с гарантией продолжения поступательного движения, без рецидивов возврата в прошлое. Что мы имеем на сегодняшний день? Если коротко, «временное правительство». Когда Гордеев прибыл в область с кипой аналитического (и компрометирующего!) материала о прежнем руководстве, он вынужденно взял паузу: собрал лидеров местных групп влияния и предложил им поделиться идеями и людьми. Ему помогли составить структуру администрации, правительства, подбросили кадры. Это, так сказать, на уровне областной администрации, но в вынужденное «наследство» попали мэрия, депутатский корпус, «Единая Россия», сельские руководители и многие другие «проблемные кадры». Получилась «команда-винегрет». В итоге Гордеев сегодня работает, по сути, в одиночестве. Мне трудно оценивать вклад тех, кого губернатор пригласил с собой из Москвы, но среди воронежских выдвиженцев приятное впечатление производит лишь Александр Ганов.

Стоит рассматривать горизонтальное перемещение кадров из Белгородской и Липецкой областей и свежие идеи

Дмитрий Нечаев: Когда я подчеркиваю цепь неблагоприятных факторов, то особенно акцентирую внимание на следующих трендах: разоренная и разграбленная территория, испорченная дилетантизмом экс-губернатора региональная элита, разуверившееся и не ожидающее ничего позитивного от власти население. Но самая главная проблема - воронежские кадры. Как в бизнесе, так и на государственной службе. Кто олицетворяет белгородский бизнес? Бобрицкий, Зотов, Орлов. А кто представляет выдающийся воронежский бизнес? Чижов, Берколайко, Вячеслав Кулаков, Почивалов. А кто представляет сферу государственного и муниципального управления у наших успешных соседей? Левченко, Потрясаев, Кретов, Бойченко (Белгородская область), Глуховкина, Невейкина, Григоркина (экономический блок администрации Липецкой области). А кто у нас?

Павел Кабанов: Самое неприятное, что в правящем слое губернатору опереться-то практически не на кого. Как это у нас принято, все улыбаются, при встрече жмут руку, но про свои интересы не забывают, поэтому оппозиция может объявиться в любой момент. Скажу жестче: если губернатор не прервет паузу, то сразу после весенних (2010 г) выборов столкнется с тихим саботажем, а затем и с попытками выдавить его из области. Кремлю в тот момент будет уже не до него.

Дмитрий Нечаев: Региональная оппозиция в Воронежской области -это уникальное явление. Не воронежцу это сразу не понять. Она и есть, и ее вроде бы нет. Если Гордеев будет одерживать победы одну за другой, то она с ним, если же будет допускать ошибки и просчеты - не будет более слабого регионального лидера, чем Гордеев. Мой прогноз - у губернатора, по большому счету, не будет опоры в среде деловой и политической элиты ни в минуты победы, ни в минуты разочарования. Не стоит ожидать и хороших результатов в поисках приемлемых кадров. Хотя десяток, может быть, и удастся найти. А держать «исполнительных и глупых секретарей» тоже не очень хороший ход. Как вариант стоит рассматривать горизонтальное перемещение кадров из Белгородской и Липецкой областей на ключевые направления и ключевые муниципальные работы. Эти кадры могут стать опорой Гордеева.

Павел Кабанов: Говоря в более широком смысле, Гордееву следует не столько убрать воров, взяточников, бездарей и прочую нечисть из власти - это полдела, сколько изменить ментальную сущность воронежской власти (раболепство, паразитизм, безответственность). В этом, если хотите, его историческая миссия. Если же он будет акцентировать внимание только на социально-экономической проблематике и выпустит из поля зрения кадровую, политическую составляющую, то все усилия пойдут насмарку.

Дмитрий Нечаев: Сейчас правительство Воронежской области во многом напоминает пчелу в самолете: она жужжит, пытается как-то сориентироваться, но понятия не имеет, куда в итоге держит путь. Нет новых идей. Сейчас как перспективный проект рассматривается создание технопарка «Масловский», но, позвольте, с этой идеей планировал ехать на инвестфорум в Сочи еще Кулаков в сентябре 2008 г. И что, «Масловский» - это весь багаж в плане приоритетов? Теперь что касается населения области. Эта категория дезориентирована еще больше. Сколько перед глазами было привлекательных стратегических идей: «Воронежинвест», «Баварский проект», «Первый Воронежский инвестфорум», «Зоны опережающего развития». Проекты оказались прожектами.

Но значит ли это, что региональной власти не нужна мечта? Конечно, нет. Нужна - и для элиты (стратегический курс), и для населения (объединяющая областная идея). Казалось бы, какой толк от регионального патриотизма. Но пообщайтесь с белгородцами и липчанами, простыми людьми. И услышите: «Мы лучше живем», «У нас дороги лучше», «У нас полная газификация, которая обошлась нам не в 100-160 тысяч», «У нас хорошие руководители, которые думают не только о себе».

Александр Косырев: Для того, чтобы этого добиться, надо развивать инфраструктуру. Интернет достаточно развит. Он позволяет дистанционно управлять разнообразными сложными процессами. Нужно развивать дополнительную инфраструктуру: дороги, аэропорт... Предстоит еще очень многое сделать. Есть еще одна проблема. Необходимо создать условия для того, чтобы люди хотели жить и работать в Воронеже. Нужно предоставить комфортабельное жилье, благоприятный социально-культурный климат. Губернатор уделяет этому очень большое внимание.

Грамотная оценка рисков и возможностей позволит избежать нежелательной динамики в дальнейшем движении региона

Павел Кабанов: К сожалению, существующая реальность дает поводы к неоднозначным прогнозам. Один пример. Как мне стало известно, прекращена ревизия прошлой администрации. Более того, СМИ, как по команде, прекратили объективный анализ работы предшествующего губернатора и его окружения. Если это не случайность, то первый шаг в тупик. Одна из «особенностей» нашей политической истории состоит в том, что именно с вовлечения в сети круговой поруки начинался бесславный конец некоторых предшественников Гордеева.

Александр Косырев: Очень важна в этом смысле репутация города и области как территории, комфортной для бизнеса. Не секрет, что многие предприниматели вели разговор об инвестиционной деятельности в нашем регионе, о развитии бизнеса, но ушли по причине того, что сталкивались с бюрократической волокитой, грубо говоря, с мздоимством, с огромными сложностями в отношениях с региональной и городской властью. Хорошо, что губернатор начал наводить здесь порядок, однако очень важно, чтобы об этом знали предприниматели. Особенно те, которые готовы развивать инвестиционный, инновационный бизнес, поскольку у Воронежа есть в этом направлении потенциал. Важно, чтобы губернатор и администрация Воронежской области выстраивали четкую программу не только социально-культурного развития региона, но и формирования и продвижения позитивной репутации Воронежа, Воронежской области и воронежской власти. Главное, чтобы эту программу не портили действия отдельных чиновников.

Дмитрий Нечаев: Сделать Воронежскую область витриной означает предложить через 2-3 года более красивую и комфортную жизнь. Для бизнеса, который производит и гордится этим, а не паразитирует на государственном (муниципальном) ресурсе. Для населения, у которого социальные стандарты ассоциируются с высоким уровнем и хорошим качеством жизни. Наконец, с наличием региональных брендов, являющихся нематериальным активом территории. А ведь до Гордеева мы только и делали, что теряли: воронежский чернозем, «Факел». Губернатору будет чрезвычайно сложно разработать стратегический курс развития территории, но гораздо сложнее его будет и реализовать.

Павел Кабанов: Конечно же, воронежцам нужна мечта -слишком много разочарований выпало на их долю в последние 10-15 лет. Не помешает она и губернатору - для сплочения населения. Сегодня много пишут о ремонте дорог и парков. Без сомнения, дело важное, но это фасад. При нынешнем городском управлении я не удивлюсь, если по весне мы вновь увидим «разбомбленный» Воронеж. Или, вот: «возвращение Воронежской области статуса столицы ЦЧО». Чем не идея? Однако слишком расплывчата, на всенародную мечту явно не тянет. А может, для начала власти вернуть авторитет и доверие людей, и не рейтингами (у Гордеева высокий рейтинг ожидания, надежды, аванса) и тотальным контролем СМИ (сильной власти цензура СМИ не нужна), а открытой бескомпромиссной борьбой с коррупцией, чиновничьим беспределом, засильем серости в коридорах власти.

Валерий Мальцев: Спасибо всем экспертам, всем наблюдателям и представителям СМИ. Уверен, что сегодняшняя предметная и актуальная беседа получит определенный резонанс в заинтересованных кругах. Полагаю также, что обсуждения, подобные сегодняшнему, крайне необходимы и экспертному сообществу, и власти, и думающему населению Воронежской области. Ведь при здравом разумении нельзя игнорировать никаких потенциальных сценариев в современном развитии Воронежской области. Именно грамотная оценка рисков и возможностей позволит избежать нежелательной динамики в дальнейшем движении региона.

И наконец, очень правильно, что экспертное сообщество (несмотря на определенную разницу в интересах и взглядах) нашло в себе желание собраться и заявить: мы готовы помогать региону! Мы готовы актуализировать свои навыки и опыт для позитивного регионального развития. Еще раз спасибо всем!

Подготовила Анастасия БОКОВА, эксперт «ЭЖ-Черноземье»
Экономика и жизнь – Черноземье, № 19, 24 октября — 13 ноября 2009 г.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0