Правительство Белгородской области в июле объявило о запуске программы по развитию сельских территорий «500/10 000». Согласно программе к концу 2020 г. в белгородских селах появится не меньше 500 малых промышленных предприятий с 10 000 новых рабочих мест. На вопрос, какими конкретными мерами власти собираются добиться этой цели, администрация области отвечать отказалась.
По данным портала HeadHunter, ситуация с трудоустройством в области хуже, чем в соседних Курской и Воронежской областях, – число резюме превышает число вакансий в 5,3 раза (у соседей – в 3,5 раза в среднем).
Власти сообщают о начале 84 проектов промышленного строительства в деревнях. «Ведомости» опросили предпринимателей и изучили доводы за и против открытия производства в белгородских селах.
Цех за полцены
Компания «Владмива» предпринимателя Владимира Чуева производит в Белгороде стоматологические материалы – рассасывающиеся мембраны и костную крошку. По словам Чуева, в городе не хватает места для производственных цехов, а он хочет производить яблочный сок и пектин из яблочного жмыха в своей родной деревне Чуево. Подходящая площадка в Чуеве есть – на территории бывшей колхозной фермы с возможностью подключения к водоснабжению и электричеству.
По оценкам чиновников, в 186 селах имеются 254 подходящие площадки. Многие обеспечены электроэнергией, имеют газопроводы, системы водоснабжения и водоотведения. Ко всем площадкам проложены автомобильные подъездные пути с твердым покрытием, сообщил начальник департамента экономического развития Олег Абрамов. И уже начаты 84 проекта по созданию на селе малых предприятий, в том числе по переработке сельскохозяйственной продукции, ремонту и обслуживанию сельхозтехники, производству мебели и др.
Игорь Маслов, владелец компании «Агропром-инвест», производящей растительные масла и минеральную воду в селе Гремячее Корочанского района, говорит, что ключевой вопрос для участников программы – земельный. Маслову выделена площадка в 2 га в 50 м от федеральной трассы под строительство логистического центра неподалеку от предприятия. Электроподстанция и газопровод расположены рядом. Маслов надеется на 50%-ю скидку при оплате подключения. Корпорация «Развитие» Белгородской области отказалась предоставить «Ведомостям» данные о стоимости и сроках подключения инвестплощадок к коммуникациям.
Другой участник программы – владелец компании – производителя лаков и красок «Технолайн-ЛКМ» Ираклий Ломакин уже оформляет покупку земли под новый цех сухих красок. Его завод находится в городе Шебекино, а для нового цеха Ломакину власти предложили площадку в 1,5 га в пригороде – на территории Шебекинского мелового завода за 5 млн рублей. Она уже обеспечена электричеством, газом и водой.
И Маслов, и Ломакин сначала хотели строиться в Белгороде, но передумали, потому что земля на селе обойдется им вдвое дешевле, чем в областном центре.
Льготы
Программа предусматривает льготные кредиты новоявленным сельским производителям. Маслову из «Агропром-инвеста» обещан льготный кредит в 15 млн рублей. под 8% годовых на строительство логистического центра. Ломакин получает кредит на 37 млн рублей. под 7,2% годовых для строительства цеха и закупки четырех производственных линий. По его словам, ставка по кредиту (взятому для проектного финансирования) составила 12,2%, но как участник программы он рассчитывает на льготу в 5 процентных пунктов. Ломакин надеется через полтора года утроить выручку – с 300 млн до 1 млрд рублей.
Чуев ждет предложений властей по налоговым льготам – по налогам на имущество и прибыль. «Пока депутаты не приняли закон о льготном налогообложении, мне сложно просчитать экономический эффект», – говорит он. По расчетам Чуева, с учетом налоговых льгот и экономии на подключении, а также дешевой земли и относительно низких зарплат на селе себестоимость производства будет на 30-50% ниже, чем в городе.
Надежды селян
Эксперты говорят о серьезных препятствиях для переноса промышленности в села. Можно создать сотни предприятий, но они разорятся, если их продукция не найдет рынка сбыта, считает Наталья Зубаревич, директор региональных программ Института социальной политики. К тому же сельское население стареет и предпочитает личные огороды заводским сменам, говорит эксперт.
Половина из 3800 человек трудоспособного населения Вознесеновского сельского поселения (Шебекинский р-н) занимается подсобным хозяйством, а 40% ездят на работу в Шебекино, рассказывает глава местной администрации Иван Мальцев. Пять лет назад был закрыт сахарный завод в Ржевке (входит в поселение) и уволено более 1000 человек, тогда и подскочила безработица. Мальцев надеется, что если в поселении откроются новые предприятия, то люди пойдут туда работать.
По оценке белгородской администрации, в области на селе проживает 19 000 безработных и самозанятых и еще 30 000 селян работают за пределами региона, именно они станут источником кадров для сельской промышленности. Но достаточна ли их квалификация? Директор кадрового агентства «Персона» (Курск – Белгород) Людмила Колокольчикова считает, что к работе на малых предприятиях можно привлечь самозанятых. Они пополнят рынок неквалифицированного труда, который до недавнего времени был частично занят приезжими из Харьковской области Украины, резюмирует Колокольчикова.
По словам главы чуевской администрации Татьяны Скачковой, жители Чуева ждут, когда откроется цех по производству сока, тогда появятся и рабочие места, и возможность сдавать свои яблоки на переработку по более высоким, чем прежде, ценам. По словам Скачковой, 90 жителей деревни Чуево работают на предприятиях «Мираторга» в 7 и 30 км от дома с зарплатой около 25 000 рублей в месяц. Часть жителей работают в Москве – в охране или такси. Но если можно будет зарабатывать дома, многие вернутся, считает она.
«В Белгородской области люди в основном заняты в сельском хозяйстве, – говорит руководитель Белгородского рекрутингового агентства Вадим Логачев. – Если новые предприятия смогут предложить конкурентоспособные зарплаты и условия труда, часть людей перейдет туда из агросектора». По данным Белгородстата, среднемесячная зарплата в области в мае составляла 29 050 рублей, а в сельском хозяйстве – 30 641 рублей.
Дефицит технологов
Квалифицированных специалистов взять негде, говорят рекрутеры. Поэтому сельским производителям приходится выкручиваться. Маслову из «Агропром-инвеста» для обслуживания логистического центра понадобится 15 человек, и он намерен обучить сельскую молодежь. Ездить на работу в Белгород за 35 км им будет далеко, а средняя зарплата на предприятии Маслова – 22 000-23 000 рублей, для молодого специалиста очень даже неплохо, говорит Маслов.
Другие планируют возить специалистов из Белгорода на работу. «Даже 2-2,5 часа до работы приемлемо, если есть корпоративный транспорт», – объясняет Колокольчикова. Некоторым приходится возить из города даже простых работников. Компания «Алексеевские традиции» 10 лет производит семечки и разнообразные сорта печенья в селе Ильинка, неподалеку от города Алексеевки, и, по словам ее владельца Сергея Гайворонского, из 90 работников фабрики только 15 – жители села, остальных, городских, привозит корпоративный автобус.
Станет грязнее
Если крупные предприятия Белгородской области перенесут часть производства в сельскую местность, могут возникнуть экологические проблемы, необходим государственный контроль, говорит заведующий лабораторией прогнозирования трудовых ресурсов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Андрей Коровкин. В Вознесеновском поселении экологическая обстановка уже становится напряженной: несколько химических предприятий расположены совсем рядом с селами. Завод премиксов № 1 в деревне Ржевке, выпускающий добавки к комбикормам, испускает такое зловоние, что население уже возмущается, признается Мальцев.
Ирина Федотова
Ведомости, 01:17, 02.08.2017