WorldClass

22 сентября 2024, 14:31
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Воронежский курьер // Закон для мошенников

27.10.2009 14:20
Есть у нас федеральный закон за номером 94. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» называется. Грубо говоря, суть его такова: какому-либо государственному учреждению нужны, допустим, стулья. Это учреждение организовывает конкурс среди фирм-изготовителей стульев. Кто из фирм предлагает меньшую цену, тот и выигрывает. Нужно все это для экономии бюджетных средств. Казалось бы, все замечательно. И стулья есть, и денежку сэкономили. Однако на деле не все так просто.

Есть у нас федеральный закон за номером 94. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» называется. Грубо говоря, суть его такова: какому-либо государственному учреждению нужны, допустим, стулья. Это учреждение организовывает конкурс среди фирм-изготовителей стульев. Кто из фирм предлагает меньшую цену, тот и выигрывает. Нужно все это для экономии бюджетных средств.

Казалось бы, все замечательно. И стулья есть, и денежку сэкономили. Однако на деле не все так просто. Иногда этот самый ФЗ-94 начинает работать в пользу мошенников. Особенно легкой наживой стали библиотеки. По этому закону они закупают книги и периодические издания. Что касается закупок книг, то здесь ситуация та же, что и с гипотетическими стульями. Хотя стулья купить легче, приобретение книг имеет свои сложности и тонкости. Ситуация с закупкой книг — отдельная тема для разговора. А вот когда дело доходит до подписки на периодику, получается совсем по-другому.

Специфика подписки на периодику такова: библиотека вперед платит подписному агентству либо всю сумму сразу, либо (что случается намного реже) 30% от изначальной суммы. А уже потом библиотека получает газеты и журналы. Иными словами, утром —деньги, вечером — стулья. И вот тут закон оборачивается против себя самого. Конкурс выигрывает то подписное агентство, которое предлагает самую маленькую цену за свои услуги. И иногда случается так, что выигравшее агентство, получив деньги, исчезает, никаких журналов и газет не поставив. Мошенники, в общем.

Дабы не быть голословным, приведу пару примеров. Почти все они касаются некоей воронежской фирмы «ЦентрЭкспресс», которая «кинула» больше десятка библиотек в разных регионах страны. И благодарить за это следует ФЗ-94.

Люди сработали, не нарушая никаких законов. Они правильно оформили все документы и потому были допущены на торги. Про то, как легко открыть юридическое лицо, я и не говорю. «ЦентрЭкспресс» был зарегистрирован по адресу: ул. Свободы,75, литер В, офис 408. Этот офис еще поди найди. Телефоны были только мобильные. А потому библиотеки просто-напросто не дозвонились до мошенников. Верхушки фирмы, в том числе учредителя и генерального директора в одном лице, не нашли. А их представители никакой ответственности не несут.

Происходящее на торгах — это самое интересное. Ни на одном из конкурсов не было гендиректора «ЦентрЭкспресса» — исключительно представитель с доверенностью (это тоже в пределах закона). В Ростове, например, на торгах, организованных главной библиотекой Южного федерального округа «Донская государственная публичная библиотека», этот представитель сбросил 30% от первоначальной суммы и выиграл. На вопрос о том, как можно с такой ценой выполнить данный контракт, он ответил, что у гендиректора своя транспортная компания и ему перевозка ничего стоить не будет. При этом представитель мог вообще ничего не отвечать. Закон написан так, что побеждает тот, кто предложит меньшую цену. Ни на опыт работы, ни на то, как с такой суммой будет осуществляться поставка, управление по закупкам (а это единственное учреждение, которое имеет на торгах право голоса) не смотрит. Главное, чтобы документы были правильно оформлены. А на опыт работы и деловую репутацию не смотрят согласно все тому же ФЗ-94. В документацию нельзя включать требование этих сведений. Это так с монополиями борются. Это так дают шанс новым фирмам на рынок выйти. Вот они и выходят... «Центр-Экспресс» сделал еще божескую — в пределах допустимого — скидку. Есть случаи, когда сумма сбрасывалась на 70%. То есть и последний тугодум понял бы: тут что-то не так. Но в соответствии с законом эта фирма победила. Что интересно, по словам представителя подписного агентства, на конкурсе, организованном одной из наших библиотек, представитель «ЦентрЭкспресса» присутствовал в нетрезвом виде. И все равно выиграл торги.

Особенно плачевна ситуация, когда дело касается котировок. Котировка – это одна из самых простых процедур государственных закупок. Она применяется, если сумма заказа не превышает 500 тыс. рублей. Для участия в аукционе (он используется, когда сумма заказа более 500 тыс. рублей) необходимо собрать и оформить здоровенную пачку документации. И без юридического образования тут не обойтись. К тому же надо обеспечить заявку: внести определенный процент от начальной цены контракта. С котировками ситуация иная: обеспечение могут не потребовать, и— самое главное — для участия достаточно лишь правильно оформленной котировочной заявки!

Конечно, были поданы заявления в прокуратуру Воронежской области. Но пока ничего конкретного не добились. В пресловутом ФЗ-94 есть и статья, посвященная реестру недобросовестных поставщиков. Однако реестр этот неэффективен. Фирма просто открывается под новым именем и снова мошенничает.

Что самое страшное, так это не потеря денег. Хуже то, что «кинутые» библиотеки из-за мошенничества теряют подписку, перестают получать периодику. И на полгода в библиотеке образуется информационная лакуна. На недавно прошедшей в Ростове-на-Дону конференции библиотекарей «Роль центральных библиотек субъектов РФ в формировании библиотечных фондов региона» выяснилось, что фирм, подобных «ЦентрЭкспрессу», не такое уж и маленькое количество. И много библиотек пострадало от их, так сказать, деятельности. Правда, пока ни в правительстве, ни в Госдуме, ни в прочих важных органах всех трех ветвей власти никто по этому поводу не переживает и тем более не задумывается. Видимо, на проблему обратят внимание только тогда, когда будет «кинута» половина библиотек страны. Ну или в такую ситуацию попадут Российская государственная и Российская национальная библиотеки.

Остается один вопрос. Можно ли после всех этих историй назвать ФЗ-94 хорошим, правильным и предельно четко разработанным? Вопрос этот, думаю, риторический.

Александр ПРЫТКОВ.

Р.S. Сейчас — самый разгар подписной кампании. Какие-то библиотеки уже подписались, какие-то еще нет. Сколько в этот раз появится Остапов Бендеров от подписки? Ответа нет.

КСТАТИ. Проведение торгов по подписке на периодические печатные издания бюджетными и небюджетными организациями Воронежа давно стало больной темой и проблемой для УФПС Воронежской области — филиала ФГУП «Почта России». Туда редакция и обратилась за консультацией по этому вопросу.

«Когда проводятся конкурсы, основное требование заказчика — низкая стоимость контракта. Не качество продукции, не качество оказания услуги, а именно стоимость. Это хорошо знают участники торгов и аукционов по подписке. Именно поэтому участники торгов — коммерческие структуры — начинают выставлять стоимость лотов ниже каталожной цены (см. примечание), — рассказал нам директор УФПС Воронежской области Дмитрий Чалов, — и коммерсанты начинают выигрывать конкурсы. Что это? Как это возможно? Если работаешь, честно, платишь все налоги, то цена не может быть ниже каталожной. Или другое дело, когда в конкурсной документации указаны издания, которые уже не выходят, закрыты. В условиях проведения конкурса указывается, что каждый участник должен поставить весь перечень продукции, и вновь на таком конкурсе побеждают коммерсанты! Хотя честно говорит, что не может поставить это издание, потому что его просто нет, ее заявка на участие в этом случае не рассматривается. При этом агентство, которое выиграло конкурс, может вообще не иметь ни одного договора с редакциями на оформление подписки—и только потому, что нет такого требования к участнику конкурса. Отсутствие договора агентство может объяснить просто: мы продукцию берем из розничной торговли. Хорошо, пусть так. Но вот редакция закрыла издание (а в конце 2008 года многие издания закрывались в связи с кризисом), мы, почта, в этом случае подписчику деньги возвращаем, потому что нам эти деньги возвращает редакция. У нас такое требование в договоре прописано. А эти выигравшие конкурс агентства? Они вообще могут ничего не возвращать: просто взяли деньги по предоплате за подписку и исчезли. Ищи их потом!

С разнообразными попытками манипуляций мы столкнулись, едва я заступил на свою должность. Например, несколько лет назад была произведена попытка разделить лот по проведению подлиски в организациях на два: подписка по предприятиям города Воронежа и подписка по предприятиям, находящимся в области. Желание разделить лоты объясняется просто: стоимость доставки газеты по городу и по области разная, а тариф на доставку у «Почти России» — одинаковый. Почта решает для себя эту проблему следующим образом: неся убытки по доставке подписных изданий в сельские районы области, она отчасти, компенсирует их за счет работы в городе. А вот если заниматься доставкой газет только в областном центре, прибыль получится солидная.

Теперь появилась новая уловка: разделили лоты на журнальную и газетную печатную продукцию. Принцип тот же: журналы выходят один раз в месяц, доставка обходится им в копейки, а вот газеты с ежедневными тиражами требуют содержания большого штата доставщиков и транспорт. И опять доставка подписных тиражей газет отдается почте, а остальное получают коммерческие структуры. Этот вопрос мы уже неоднократно поднимали, например, в управлении госзаказа. Но нас до сих пор не слышат».

Примечание: для проведения подписной кампании крупными агентствами по печати формируются каталоги, в которых сами редакции указывают подписную цену на свои издания — каталожную. После этого почта добавляет к каталожной цене стоимость своих услуг по доставке. На оформление подписки «Почта России» заключает специальный договор с редакциями и агентствами.

«Воронежский курьер», №122 от 27.10.2009

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0