WorldClass

22 сентября 2024, 14:33
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Воронежская панорама // Будущее высшей школы

30.10.2009 12:48
В современном мире особое внимание уделяется качеству образования. Как говорится, скажи, где ты учился, и я скажу, сколько ты получаешь. Неудивительно, что родители стремятся отдать своих детей в более престижный вуз. Ведь образование - это залог успеха всей дальнейшей жизни. В нашей области есть хорошие вузы. Одним из таких вузов является Воронежский педагогический университет. Здесь закладываются основы педагогической науки, учатся будущие учителя, те, кто будет учить детей в школах.

В современном мире особое внимание уделяется качеству образования. Как говорится, скажи, где ты учился, и я скажу, сколько ты получаешь. Неудивительно, что родители стремятся отдать своих детей в более престижный вуз. Ведь образование - это залог успеха всей дальнейшей жизни. В нашей области есть хорошие вузы. Одним из таких вузов является Воронежский педагогический университет. Здесь закладываются основы педагогической науки, учатся будущие учителя, те, кто будет учить детей в школах. Сегодня мы беседуем с ректором Воронежского педагогического университета Александром Сергеевичем ПОТАПОВЫМ.

- Александр Сергеевич, расскажите, пожалуйста, об этапах развития университета, о том, что представляет собой сейчас «аlmа mater»?

- Университет появился как отдельное образовательное учреждение в 1931 году. До этого он существовал в составе Воронежского государственного университета как педагогический факультет. Через два года нам будет уже 80 лет. Это почтенный возраст. Несмотря ни на какие трудности, мы надеемся, что отметим этот юбилей. В течение 80 лет вуз постоянно развивался: добавлялись новые факультеты, новые специальности, формы обучения. Мы всегда двигались в направления развития. И выполняли ту задачу, которая перед нами ставилась изначально - подготовка учителей по всем школьным предметам. За эти годы мы выпустили из стен университета более 70 тысяч учителей. В настоящее время 80% учителей в области - это выпускники нашего вуза. Кстати, наши выпускники работают не только учителями в школах. Много наших бывших студентов затем учатся в аспирантуре, становятся кандидатами и докторами наук, работают в вузах. Наши выпускники работают в системе управления образованием, в правительстве Воронежской области, руководят банками и предприятиями. Главное, что мы даем, - это хорошее образование.

Окончательно вуз сформировался в 60-70-е годы. У нас было 6 классических факультетов: физико-математический, естественно-географический, филологический, иностранных языков, физической культуры и исторический. Таким образом, все школьные предметы мы охватывали. В 90-х годах произошли большие изменения в стране, начали меняться многие государственные образовательные учреждения, в том числе и наш вуз. Это были очень трудные годы, но мы выжили и не только выжили, но и развивались. У нас стали появляться новые специальности и новые факультеты. С 1993 года мы получили статус университета. Открыли психолого-педагогический факультет, факультет художественного образования. Стали готовить учителей музыки, изобразительного искусства, педагогов-психологов, учителей-логопедов. Мы приступили к обучению студентов и по непедагогическим специальностям. Открыли институт культуры и искусства на правах факультета. Там у нас две специальности: дизайн и народно-художественное творчество-хореография. Спектр непедагогических специальностей в вузе расширяется. Сейчас готовим по таким непедагогическим специальностям: экология, прикладная информатика, социально-культурный сервис и туризм, дизайн и хореография.

В 2001 году сформировалась нынешняя структура вуза. Это 8 факультетов и институт культуры и искусств, можно сказать 9 факультетов. На этих факультетах готовим более чем по 40 специальностям и направлениям высшего профессионального образования. Мы выдаем своим выпускникам дипломы специалиста, бакалавра, магистра. В последние годы в вузе активно развивается система дополнительного образования. В настоящее время университет предлагает студентам и населению порядка 20 программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Кстати, мы одними из первых оказались причастными к новой двухступенчатой системе образования, о которой сейчас так много говорят. Нам в порядке эксперимента Министерство образования предложило приступить к подготовке бакалавров еще в 1992 году. С тех пор мы не прекращаем работу в этом направлении.

- У введения бакалавриата и магистратуры немало сторонников и противников. Насколько, по Вашему мнению, изменение системы высшего образования оправдывает себя?

- Я не сказал бы, что это лучше для студентов. Всплеск интереса был, а потом все успокоилось и вернулось на круги своя. Во всей стране как была одноступенчатая подготовка специалистов, так и осталась. Все-таки специалистов готовят 5 лет, а бакалавров 4 года. Несколько лет мы набирали на бакалавров, но параллельно продолжали их доучивать. Стандарты нам позволяли их 4 года отучить, дать им степень бакалавра, добавив еще один год, дать им специалиста. Это было сложно, но мы пошли на этот шаг в интересах студентов.

Дело в том, что, начиная с 1977 года, в педагогическом образовании произошло следующее изменение. До этого момента готовили по одной специальности, например, учитель математики, учитель физики, учитель химии, учитель биологии и так далее, который учился 4 года. С 1977 года перешли на подготовку по двум специальностям: учитель физики и математики, учитель химии и биологии. Это, конечно, было вызвано прежде всего тем, что в малочисленных школах сложно учителю по одной специальности набрать часов. Школы также испытывали трудности при такой системе обучения специалистов: найти отдельно учителя математики и учителя физики, к тому же, обеспечить их полностью нагрузкой, было для небольших школ практически невозможно. Подготовка по сдвоенным специальностям была прогрессивным решением, и когда мы стали готовить учителей по новой системе, школы вздохнули свободно.

Подготовка бакалавров - это подготовка в одном направлении. Например, бакалавр педагогического образования, профиль - физика. Это сужение возможностей. Но бакалавриат дает больше возможностей для доучивания и переучивания учителей. При обучении на данном направлении дается общая база независимо от профиля, а профилей по этому направлению может быть множество. Например, по действующей сейчас классификации, в направлении «естественно-научное образование» имеются профили биология, химия, география, безопасность жизнедеятельности. Учителю, чтобы получить дополнительный профиль (предмет), не надо заново учиться 4-5 лет. Насколько приживется у нас новая система образования, покажет будущее.
Сейчас все семь педагогических направлений магистерской подготовки прошли лицензирование при комплексной оценке университета. Мы приступили к подготовке магистров по трем из них. Постепенно переходим на Болонскую систему. На данный момент магистерские наборы небольшие, пока 8-10 человек. Однако магистры пользуются спросом, в том числе и в школах.

Первоначально мы открыли магистратуру на направлении «технология предпринимательства». Затем физики открыли магистратуру и чуть позже факультет художественного образования. Вуз не отстает от современных тенденций. В 2010 году будем объявлять набор в магистратуру по всем педагогическим направлениям.

- Получается, что теперь в аспирантуру могут поступать только магистры?

- Нет, мы принимаем в аспирантуру и специалистов, и магистров. И еще, по крайней мере, 5 лет будут проходить выпуски специалистов, которые смогут поступать в аспирантуру.
У нас в аспирантуре 28 лицензированных программ послевузовского образования. Среди них есть, конечно, педагогика, а также очень широкий спектр других научных специальностей. Многие наши аспиранты остаются в вузе. Преподавателей без степени призываем поступать в аспирантуру и получать ученые степени. Это в интересах самих преподавателей и вуза. Наличие степени у преподавательского составе - это традиционный показатель при аккредитации вуза Каждые 5 лет вузы проходят комплексную оценку: лицензирование и аккредитацию На последней оценке вуза у нас было 63% преподавателей с ученой степенью и 13°/е докторов наук. Хорошая «остепененность» позволяет нам вести активную и продуктивную научно-исследовательскую работу. Часть наших преподавателей имеют гранты РФФИ и РГНФ, участвуют в российских и зарубежных научных программах самого высокого уровня.

- Последние годы количество абитуриентов па дает, это связано с демографической ситуацией в стране и стой обстановкой, которая была в 90-е годы. Как обстоят дела у вас с набором студентов, сильно ли упало количество желающих поступить в университет?

- Надо признать, что последний набор был непростым. Но наш вуз, наверное, - один из первых, кто выполнил государственный заказ. Мы набрали студентов на все специальности и направления. Так как абитуриентов было значительно меньше, мы меньше набрали студентов на коммерческой основе. А это внебюджетные средства. А без внебюджетных средств государственный вуз существовать не может, потому что бюджетное финансирование осуществляется не на 100%. Полностью выделяются деньги только на зарплату и стипендию. По всем остальным затратам на жизнеобеспечение вуза необходимо добавлять внебюджетные средства. Желающих поступить в педуниверситет всегда было достаточно много, я надеюсь, что они будут и в будущем. Но в ближайшие годы мы опасаемся сокращения студентов, обучающихся с возмещением затрат на обучение, поэтому стараемся находить самые разные источники пополнения внебюджетного фонда вуза.

Учитель всегда был в России уважаемым человеком. К сожалению, престиж профессии снижает очень скромная оплата труда, которая несопоставима с затраченными усилиями. Тем не менее, я считаю, что у российского образования есть будущее. Радует тот факт, что государство последние годы стало уделять особое внимание школам, в том числе и высшей. Ждем, что принесет нам 2010 год - год Учителя.

Денис НАСОНОВ
Воронежская панорама, №134 от 30.10.2009

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0