WorldClass

24 сентября 2024, 22:24
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

ВЛАСТЬ-БИЗНЕС.РФ // Как изменился воронежский рынок ЖКХ после появления Единого расчетного центра

30.08.2017 12:13

Жилищно-коммунальный комплекс является одной из базовых отраслей экономики России. Он обеспечивает население жизненно важными услугами, а промышленность – необходимой инфраструктурой. Согласно данным портала «Жилищно-коммунальное хозяйство России (ЖКХ)» на сегодняшний день в сфере ЖКХ в стране работают более 47 тыс. организаций, 584 из которых приходится на Воронежскую область. Сюда входят управляющие компании, товарищества собственников жилья (ТСЖ) и жилищно-строительные кооперативы (ЖСК). Но полную картину сферы ЖКХ данные организации отразить, безусловно, не могут, ведь не менее важными участниками рынка являются ресурсоснабжающие организации и конечные потребители.

На протяжении не одного года между участниками рынка Воронежской области возникали разногласия, которые в свою очередь обусловлены несогласованностью действий, отсутствием налаженной системы информирования. Это привело к появлению многомиллионных долгов управляющих компаний перед поставщиками ресурсов, вследствие чего крайними оказались добропорядочные плательщики, которые недополучали оплаченные услуги. Помимо этого, из-за непонятных схем расчета жителям стали приходить двойные квитанции с завышенной платой за коммунальные услуги, все больше вводя их в заблуждение, ведь обратная связь для выяснения сложившейся ситуации практически отсутствовала у воронежцев.

Услышать каждого

Проблема набирала обороты, пока в 2012 году воронежские власти не приняли решение создать Единый расчетный центр в сфере ЖКХ, получивший название «Единая процессинг – сервисная система жилищно-коммунального хозяйства Воронежской области» (ЕПСС). Организация была создана, чтобы стать арбитром в разрешении конфликтных ситуаций между ресурсоснабжающими организациями, управляющими компаниями и конечным потребителем, или, словами генерального директора АО «ЕПСС ЖКХ ВО» Руслана Кочетова, «была поставлена задача – навести порядок».

«Для этого надо было найти причины образовавшей задолженности, понять ее природу и истинный объем, убедить участников рынка сесть за стол переговоров», – вспоминает Руслан Кочетов.

Таким образом, перед ЕПСС стояла задача не из простых, ведь за долгие годы работы в режиме непонимания и разногласий, у участников рынка накопился не один вопрос друг к другу.

В ходе круглого стола, организованного областным казенным учреждением «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов» весной 2015 года и посвященного теме ЖКХ, представитель ресурсоснабжающих организаций в лице начальника службы информационных технологий в сфере коммуникаций МКП «Теплосеть» Сергея Мирошниченко озвучил приоритеты в работе для данного участника рынка.

«Нам интересны в первую очередь прозрачность расчетов и информационный обмен. С технической точки зрения нужно ввести единую структуру идентификации объекта, чтобы избежать разночтений», – пояснил Сергей Мирошниченко.

В свою очередь от имени управляющих компаний мнение о сложившейся ситуации и о создании подобной структуры выразил директор ОАО «УК Центрального района» Роман Понизовный.

«Такая база нужна, при условии, что она будет согласована с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и региональной властью», – подчеркнул Роман Понизовный.

Позицию потребителей коммунальных услуг представили специалисты ЖКХ ВРО «Жилищный контроль». Они отметили, что некоторые управляющие компании не могут похвастаться квалифицированными кадрами, наличием необходимых инструментов и финансов.

В результате, исходя из обозначенных каждой стороной проблем, перед ЕПСС сформировались более четкие цели на пути к созданию благоприятной обстановки на рынке ЖКХ – обеспечить единые законные стандарты в организации расчетов, начисления, сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги, генерировать актуальную и достоверную аналитику для властей о состоянии дел в отрасли, своевременно сигнализировать о сбоях или нарушениях на рынке, сделать процесс оплаты за коммунальные услуги максимально удобным и понятным для воронежцев.

«Маленькое чудо»

Одним из первых нововведений в работе ЕПСС стало внедрение прямых расчетов между населением и поставщиками ресурсов. На сегодняшний день прямые договоры заключены с крупными игроками рынка коммунальных ресурсов – МКП «Воронежтеплосеть», ПАО «ТНС энерго Воронеж», ООО «РВК-Воронеж». Как результат – задолженность населения и управляющих компаний перед ресурсниками снизились до объективного минимума.

«Если до перехода на прямые расчеты процент собираемости составлял, в среднем, 86%, то сейчас этот показатель вырос до 95%», – отметил заместитель директора по развитию ЕПСС Евгений Малаханов.

Следует предположить, что такая прозрачная система взаимодействия положительно отразилась и на уровне доверия между игроками рынка. Призывая к честности и открытости во взаиморасчетах, руководство ЕПСС приняло решение в работе опираться на те же принципы. Так, деньги населения за услуги ЖКХ из банка или почтового отделения в тот же день стали переводиться непосредственно на счета поставщиков коммунальных услуг, не «зависая» ни на счетах УК и ТСЖ, ни на счетах расчетных центров, исключая, таким образом, «соблазн» коммунальщиков присвоить не принадлежащие им деньги.

В режиме онлайн

Следующим шагом в работе ЕПСС стало упрощение процесса оплаты квитанций, и как следствие, сокращения их количества. По словам сотрудников компании, нередко при звонках в колл-центр воронежцы жалуются на длинные очереди в банках и в отделениях Почты России. В Едином расчетном центре была найдена альтернатива – оплата через «Личный кабинет» на сайте ЕПСС. Воспользоваться им можно из любой точки мира, не теряя времени в очередях.

«Достаточно иметь компьютер и выход в Интернет. Пользователь заходит в свой «Личный кабинет», вводит пароль и может оплачивать квитанции онлайн», – объясняет технический директор компании Павел Колтаков.

Помимо того, что отпадает потребность тратить время в очереди, собственник теперь видит подробную информацию по своей квартире. Например, структуру платежа в том или ином месяце. Таким образом, становится очевидным, за что именно и сколько он платит.

По данным компании, удобство оплаты через «Личный кабинет» уже оценили более 5 тыс. воронежских семей и эта цифра постоянно растёт. А в январе 2016 года ЕПСС запустила мобильное приложение «ЕПСС ЖКХ онлайн», благодаря которому владелец квартиры может оплатить квитанции с помощью своего смартфона.

Единый стандарт

Для тех воронежцев, которые пока еще не сделали свой выбор в пользу онлайн-технологий, руководство ЕПСС приняло решение упростить формат платежной квитанции, взяв за основу федеральный образец. На сегодняшний день квитанция объединяет в себе платежи за холодную и горячую воду, отопление, счета за текущее обслуживание дома и его капитальный ремонт. Определенно, взять с собой на почту или в банк для оплаты одну квитанцию, нежели целую стопку отдельных бумаг, значительно удобнее, в особенности для жителей пенсионного возраста.

В случае возникновения вопросов по начислению платежей, процесса оплаты и других уточнений, воронежцы теперь могут обращаться напрямую в единый колл-центр, который, к слову, работает круглосуточно, в отличие от стандартного восьмичасового режима управляющих компаний.

Оценка властей

За три прошедших года клиентами ЕПСС стали более ста УК и ТСЖ (215 тыс. квартир в многоквартирных домах), в том числе управляющие компании в Семилукском и Новоусманском районах области. В планах компании и дальше расширять географию своего присутствия. Тем более, как рассказали в ЕПСС, ряд коммунальных организаций, как из Воронежской области, так и из соседних регионов, уже выразили желание сотрудничать с Единым расчетным центром.

Насколько удалось компании выполнить поставленные перед ней задачи, оценили в департаменте жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области.

«Переход на прямые расчеты позволил разрешить проблему образовавшихся ранее долгов УК и ТСЖ перед поставщиками коммунальных ресурсов. Сейчас заложены база и правила для цивилизованного диалога между участниками рынка, основанного на доверии и доступности данных о начислениях и платежах населению за жилищно-коммунальные услуги. Также ЕПСС стандартизировала отрасль, введя единый платежный документ и участвуя в разработке методик и нормативов на уровне правительства региона», – отметили в департаменте.

При этом в ведомстве подчеркивают, что наработанный опыт ЕПСС может быть взят за основу остальными участниками рынка, в том числе малыми формами управления жилфондом, где нет возможности содержать штатного юриста и при этом получать всестороннюю юридическую и информационно-аналитическую поддержку расчетов.

Нюансы законодательства

При этом, несмотря на позитивную динамику проделанной работы ЕПСС, деятельность организации подвергалась сомнению со стороны Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области.

Так, в 2015 году ведомство завело административное дело против ЕПСС по признакам нарушения закона «О защите конкуренции». В УФАС отмечали, что нарушение закона усматривается в квитанциях, выпускаемых расчетным центром, где наряду с расчетными счетами поставщиков услуг был указан и расчетный счет ЕПСС.

В свою очередь, в расчетном центре неоднократно заявляли, что деятельность ЕПСС осуществляется исключительно в рамках действующего жилищного и антимонопольного законодательства.

Таким образом, поставщики услуг вправе привлекать специализированную организацию для начисления платы, доставки единого платежного документа, сбора платежей и дальнейшего их распределения. Выпуск платежного документа для поставщиков и управляющих компаний самостоятельно будет выходить в два раза дороже. При этом воронежская система ЖКХ приходит к тому же, от чего уходила, – к отсутствию контроля властей за начислением платежей.

«В этом случае проиграют все: население, порядочные УК и РСО. В выигрыше останутся лишь управляющие компании, привыкшие работать нечестно», – подчеркивали ранее в расчетном центре.

Отметим, что после вмешательства генпрокуратуры РФ в разбирательства между ЕПСС и УФАС в 2016 году стороны все-таки заключили мировое соглашение.

Однако, как признается Руслан Кочетов, для расчетного центра недостаточная проработанность в России нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность единых расчетных центров, сегодня остается серьезной проблемой.

«Главная сложность в том, что в действующем законодательстве нет понятия «расчетный центр». По всей стране власти говорят, что необходимы единые расчетные центры, что нужно бороться с «коммунальным бандитизмом». Но как это сделать на практике? Законодателям следует сосредоточиться на разработке соответствующей нормативной базы, которая зафиксирует четкие правила и поможет ныне действующим ЕРЦ проводить политику позитивных изменений в ЖКХ», – резюмировал Руслан Кочетов.

ВЛАСТЬ-БИЗНЕС.РФ, 30.08.2017

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0