Воронеж. 19.09.2017. ABIREG.RU – Белгородская область по итогам прошлого года заключила больше половины контрактов посредством прямых закупок, следует из отчета экспертов центра стратегических разработок (ЦСР) об уровне конкуренции на рынке госзаказа в субъектах РФ. Доля таких сделок от общей доли региональных госзаказов составила 55,87%.
Эксперты ЦСР отмечают, что большой объем закупок у единственного поставщика служит альтернативой неуместным торгам. Они выделяют несколько субъектов РФ, где прямые закупки являются чуть ли не одним из главных способов обеспечения государственных и муниципальных нужд. В эту группу вошла и Белгородская область (55,87%). Что касается остальных черноземных регионов, то там этот показатель на порядок меньше. В Липецкой области доля прямых закупок составила 20,86% (второе место по Черноземью). Немного меньше этот показатель в Воронежской (13,04%), Курской (16,59%), Орловской (14,54%) областях. Самая низкая доля прямых закупок в 2016 году у Тамбовской области – 8,90%.
Кроме того, эксперты обеспокоены тем, что конкурентные процедуры отбора не имеют высокой ценности, в результате аукционы преобразуются в квазиторги (контракты, заключенные по итогам несостоявшихся торгов). Доля таких контрактов в Тамбовской области составила 56,12% (первое место в Черноземье). Самый низкий уровень квазиторгов среди черноземных регионов эксперты зафиксировали в Белгороде (16,96%). В Воронежской (43,61%), Орловской (41,82%), Курской (37,40%) и Липецкой (33,69%) областях этот показатель высокий, но не превышает рубеж в 50%.
Российский рынок госзаказа обладает сильной централизацией, устойчивыми цепочками поставок и повсеместным доминированием узкого круга крупных, системных поставщиков, отмечают эксперты. И это доминирование свойственно всем субъектам РФ. В черноземных регионах доля доминирующих поставщиков на местных рынках госзаказа варьируется в пределах 4-8%.
Стоит отметить, инвестиционный и деловой климат на местах определяют сами субъекты РФ, подвели итоги анализа эксперты. Именно региональные и муниципальные власти несут ответственность за итоговые показатели контрактации. Даже если федеральные заказчики работают в регионах, то они работают по принятым там правилам.