Эксперты РАНХиГС заявили, что об ухудшении ситуации в промышленности в 2015-2016 годах было больше разговоров, чем реальных данных.
Российская промышленность практически полностью адаптировалась к текущей экономической ситуации. Индекс адаптации достиг исторического максимума в 78% – такова доля отечественных предприятий промышленности, которые оценивают свое нынешнее положение как нормальное. Такой вывод содержит исследование экспертов Института экономической политики Гайдара и РАНХиГС, с которым ознакомились «Известия». Промышленность не только уверенно преодолела сложные для нее 2015-2016 годы, но и спокойно проходит 2017-й, уверены аналитики. Вместе с тем последние два года они называют странным кризисом, поскольку разговоров о нем было много, а в реальности основные производственные характеристики ухудшались незначительно.
Отечественная промышленность преподнесла экономистам неожиданный сюрприз. Оценивая события последних двух лет, они не смогли определить, что же произошло с этим сектором экономики. С одной стороны, спад промпроизводства все же был и это зафиксировано Росстатом, с другой – никакого объективного ухудшения основных показателей не было.
По данным официальной статистики, в 2015 году промпроизводство снизилось на 3,4%, в 2016-м выросло на 1,1%. Это несравнимо со спадом кризиса 2008-2009 годов, когда показатель рухнул сразу на 10,7% в 2009-м.
Происходившее в последние два года экономисты называют странным кризисом: спад промпроизводства был, а снижения таких важнейших показателей, как загрузка мощностей и спрос на промышленную продукцию, не было.
– Уровень адаптации российской промышленности вырос в третьем квартале на два пункта, а общий рост показателя за последние 11 кварталов (то есть с конца 2014 года) составил семь пунктов, – сообщил «Известиям» автор исследования, заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло. – При этом снижение индекса в 2015-2017 годах регистрировалось максимум на два пункта. Такого странного «кризиса» российская промышленность за всю многолетнюю историю наших наблюдений еще не переживала.
Институт Гайдара фиксирует состояние российской промышленности по разным критериям с 1993 по 1995 год.
– Безусловно, это довольно интересная ситуация, необычный кризис. С одной стороны, санкции и паление цен на нефть. С другой – конкурентоспособность российских товаров на внешнем рынке выросла. Увеличение спроса на российскую продукцию вызвало дополнительную загрузку производственных мощностей. Всё это привело к тому, что многие отечественные предприятия не только не почувствовали данного кризиса, некоторые, наоборот, стали активно развивать свое производство, – пояснил выводы исследования доктор экономических наук, председатель НП «Центр развития инновационного бизнеса» Алексей Михеев.
Главный негативный тренд для отечественной промышленности сегодня – это низкий интерес к инвестициям в производство, развитие бизнеса, уверен руководитель аналитического управления инвестиционной компании А1 Сергей Свиридов.
В связи с этим больше всего страдают отрасли, где таких инвестиций меньше всего. Это хорошо заметно по динамике отраслей, где наибольший рост демонстрируют нефтедобыча, химия и металлургия. Первые две традиционно привлекают внимание инвесторов, третья получила серьезные вливания на фоне реализации таких проектов, как «Сила Сибири» и Крымский мост.
Однако вопрос о том, был кризис или нет, на повестке дня не стоит, главное – обеспечить дальнейшее ускоренное развитие экономики. Сделать это можно за счет создания «амбициозной и доходной» программы развития, которая была бы ориентирована на максимизацию добавленной стоимости, убежден Сергей Свиридов.
– Также полезно будет развитие жилищного строительства как мощного драйвера роста, а также вовлечение в хозяйственный оборот углеводородных ресурсов арктического шельфа и/или углеводородных запасов баженовской свиты Западно-Сибирского углеводородного бассейна, – добавил он.
В 2017 году Минпромторг ожидает роста промпроизводства на 2%, однако не исключает улучшения этого прогноза.
Руководитель пресс-службы Минпромторга Залина Корнилова сообщила «Известиям», что среди факторов, ограничивающих, по мнению руководителей предприятий, рост производства, в обрабатывающих производствах преобладает недостаточный спрос на продукцию предприятий на внутреннем рынке, неопределенность экономической ситуации и высокий уровень налогообложения.
Наиболее быстрыми темпами идет восстановление выпуска автотранспортных средств (+12% к уровню января-августа 2016 года), фармацевтической продукции (+12,9%), мебели (+8,5%), бумаги и бумажных изделий (+6,3%), электрооборудования (+5,6%). Производство химических веществ возросло на 5,5%. При этом рост в данном сегменте вышел уже далеко за пределы восстановительного. Наконец, значимый рост (от 3,4% до 8,3%) отмечен и по товарам легкой промышленности.
Алина Евстигнеева
Известия, 00:01, 21.09.2017