В конце мая 2016 года Владимир Путин провел совещание по вопросам развития авиастроительной отрасли в Сочи. Основной темой обсуждения стала «перезагрузка» производства дальнемагистральных широкофюзеляжных самолетов. Так, в рамках совещания было принято решение о создании новой модели, которая получит название «Ил-96-400М», станет модификацией серийно выпускаемого пассажирского самолета «Ил-96-300» и будет производиться на воронежском авиазаводе (ВАСО). Какую роль сыграет данный проект в российском авиастроении? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит обратиться к истории создания «Ил-96», который лег в основу новой модели «Ил-96-400М».
Из истории
«Ил-96» стал первым советским пассажирским широкофюзеляжным самолетом, спроектированным в конце 1980-х годов «Конструкторским бюро Сергея Ильюшина» (ныне ОАО «Авиационный комплекс имени Сергея Ильюшина»). Базовой моделью самолета стал «Ил-96-300», который в свою очередь разработан на основе «Ил-86» и отличается от последнего укороченным фюзеляжем, увеличенным килем, крылом, новыми двигателями и авионикой.
К слову, двигателем для «Ил-96-300» был выбран ПС-90А пермского происхождения с максимальной тягой 16 тонн. Для широкофюзеляжного самолета таких двигателей необходимо четыре. Данная модель турбовентиляторного двигателя в то время отличалась экономичностью и экологическими характеристиками.
Первый полет на новой дальнемагистральной машине был совершен в 1988 году, а с 1993 года на воронежском авиазаводе запущено его серийное производство. Для того чтобы «Илы» стабильно развивались, в 1999 году в Воронеже создана лизинговая компания ОАО «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК).
С тех пор на протяжении многих лет «Ил-96-300» восполнял потребности российского авиационного рынка, в то время как за рубежом планомерно разрабатывались и выпускались новые модели его основных конкурентов – Boeing и Airbus. Окончательную неспособность конкурировать с самолетами заграничных компаний «Ил-96-300» демонстрирует в 2009 году, когда в свет выходят авиалайнеры нового поколения Airbus A330, Airbus A340, Airbus A380, Boeing 777, Boeing 787. Тогда же министром промышленности и торговли Виктором Христенко принимается решение о снятии честно отслужившего «Ил-96-300» с производства.
Таким образом, как и в случае с остальными самолетами, появившимися в советское время, массовое производство «Ил-96-300» так и не началось.
Отличия от предшественника
Как рассказали на ВАСО, согласно утвержденному техническому заданию, новая модель «Ил-96-400М» будет отличаться от «Ил-96-300» удлиненным фюзеляжем, максимальной взлетной массой, которая увеличится на 54 тонны, а также, что самое главное, модернизированным «сердцем», в качестве которого выступят четыре двигателя модели ПС-90А1.
«Так, если двигатель «Ил-96-300» отличался максимально возможной тягой в 16 тонн, то его обновленный вариант уже способен поднимать до 17,4 тонн», – поясняют на ВАСО.
Данные нововведения позволят самолету «Ил-96-400М» увеличить вместимость пассажиров с 300 (при одноклассной компоновке салона самолета «Ил-96-300») до 350 человек, максимальную коммерческую нагрузку с 40 до 58 тонн, крейсерскую скорость с 850-870 до 870-900 км/ч.
Помимо технических изменений, новая модель будет отличаться от предшественника повышенным уровнем комфорта, который обеспечат трехклассный вариант компоновки пассажирского салона, появление дополнительной центральной багажной полки, усовершенствованная кабина членов экипажа.
Не одно «но»
По решению президента РФ на опытно-конструкторские работы (ОКР) в 2017-2019 годах будет выделено 17,2 млрд рублей. Общая стоимость программы модернизации в 2016-2023 годах составит около 53,4 млрд рублей. В конце февраля этого года Минпромторг совместно с Минобороны и Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) разработали планы модернизации самолета.
В мае этого года был заключен первый контракт на выполнение работ по постройке опытного образца на сумму 6,2 млрд рублей между ВАСО и ОАО «Авиационный комплекс имени Ильюшина». Но планы у руководства страны идут гораздо дальше: пока обновленный «Ил-96-400М» будет выпускаться для нужд госструктур, в многолетней перспективе самолет воронежского завода составит конкуренцию зарубежным Boeing и Airbus.
Однако новая модель «Ил-96» пока не будет способна в полной мере конкурировать с последними моделями компаний Boeing и Airbus.
Основной причиной такого положения являются показатели двигателя нового авиалайнера «Ил-96-400М», которые по экономичности существенно уступают двигателям западных самолетов.
На сегодняшний день уже ведутся разработки двигателя достойного импортных аналогов ПД-35, в основу которого ляжет ПД-14. Характеристики нового мотора позволят вместо четырех ПС-90А1 задействовать два ПД-35 с общей взлетной тягой в 35 тонн.
«При одинаковой массе коммерческой нагрузки в 58 тонн можно будет увеличить дальность полета с 8750 км до 10 800 км, а расход топлива будет существенно ниже», – поясняет главный конструктор ОАО «Ил» Николай Таликов.
Впрочем, несмотря на хорошие перспективы, ждать новый двигатель придется не один год, ведь сертифицировать ПД-35 планируется только в 2024 году.
Грамотный расчет
Таким образом, основным назначением «Ил-96-400М» пока станет сохранение еще не окончательно потерянных компетенций в области гражданского авиастроения.
Выпуск «Ил-96-400М» сыграет существенную роль в развитии ВАСО, так как сможет обеспечить загрузку существующих мощностей завода, и для Воронежа в целом за счет определенных экономических выгод в виде налогов предприятия.
По словам главного редактора aviaru.net Романа Гусарова, производство 2-3 самолетов «Ил-96» в год вполне возможно.
«У нас есть потребность в этих самолетах, начиная с госструктур и заканчивая отдельными коммерческими перевозчиками. Такой небольшой тираж интересен отрасли потому, что он не вызовет какого-то сверхнапряжения, и главное – он реалистичен, для него не нужны огромные объемы госфинансирования», – отмечает Роман Гусаров.
К слову, как заявлял ранее в интервью «Вести-Воронеж» генеральный директор ВАСО Дмитрий Пришвин, для нескольких самолетов «Ил-96-400М» уже нашелся заказчик в лице Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), которому новые авиалайнеры будут переданы в период с 2020 по 2023 год для осуществления пассажирских перевозок из Владивостока или Хабаровска в Москву.
До 2020 года планируется выпустить пока лишь один борт «Ил-96-400М».
«Российская авиация сейчас проходит тот же путь, что и зарубежная четверть века назад. Пока мы условно выпускаем одну машину в два года, западные предприятия производят две в месяц. Основная проблема заключается в том, что мы пока не перешли от серийного производства к массовому», – констатировал господин Пришвин.
Помимо сохранения технологий и компетенций для российского авиапрома, новый «Ил-96» будет, прежде всего, самолетом отечественного производства, что играет особенно важную роль, ведь на нем летаем сам президент РФ Владимир Путин. И, несмотря на появление в перспективе «крутого и навороченного» авиалайнера совместного российско-китайского производства, трудно себе представить, что первое лицо страны пересядет на самолет импортного производства, когда в стране производится пусть не такой экономичный, но качественный самолет «Ил-96-400М»
Напомним, что в июне 2016 года между Россией и Китаем был подписан договор о совместной разработке, производстве и продаже широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета нового поколения. Первые поставки таких самолетов должны начаться в 2026 году. Новый авиалайнер призван превзойти по своим характеристикам последние модели компаний Boeing и Airbus.
Еще одним знакомы событием в судьбе «Ил-96» стала реорганизация ОАК весной 2017 года, в рамках которой были созданы профильные дивизионы: гражданский, военный и специальный и транспортный. При этом головной компанией транспортного дивизиона стало ОАО «Ил», а в периметр консолидации транспортного дивизиона вошли ВАСО, ульяновский «Авиастар-СП» и ОАК-ТС. Вице-президентом ОАК по транспортной авиации стал сын вице-премьера Дмитрий Рогозина Алексей Рогозин.
Таким образом, новая модель «Ил-96» станет необходимым этапом в развитии российского авиастроения, поддержке воронежского авиационного завода, а также в дальнейшем вполне может послужить основой для создания собственного российского авиалайнера, отличающегося от зарубежных самолетов максимально эффективными характеристиками.
«Модернизация этого самолета станет очень важной вехой: она позволит нам вернуть себе рынок наших внутренних перевозок, в том числе дальнемагистральных», – заключил вице-премьер Дмитрий Рогозин.