Липецк. 09.10.2017. ABIREG.RU – Эксклюзив – СПССПК «Экоптица» работает по принципу «от поля до прилавка». Выращивает зерновые, имеет большое дойное стадо, занимается производством мяса птицы. Рядом работают мясоперерабатывающий и молочный заводы и собственная торговая сеть. По объемам производства и годовой выручке входит в число крупнейших компаний Черноземья. В то же время внутренняя жизнь СПССПК «Экоптица» почти неизвестна читающей публике – компания закрыта для прессы, и ее руководители практически не общаются с журналистами. Руководитель СПССПК «Экоптица» Эдуард Кирьянов впервые согласился рассказать о работе своего кооператива и поведал «Абирегу» о том, почему он часто идет против течения, почему решил отказаться от голландских партнеров и какую роль играет нидерландец Ван Ден Брук Якобус Йоханнес Герардус Матиас.
– Почему вы создали кооператив? В нем несколько учредителей, все авторитетные люди. Как вы находите общий язык? И не лучше ли вести бизнес самому, хотя бы потому, что нет повода для конфликтов?
– Мы не конфликтуем. Мы друг друга давно знаем и не стали бы объединяться, если бы видели друг в друге неприятелей. Мы работаем по принципу взаимной пользы.
– Среди ваших партнеров есть нидерландец Ван Ден Брук Якобус Йоханнес Герардус Матиас...
– Мы его зовем просто Марк.
– Как он попал в вашу компанию?
– Он с 1994 года на постсоветском пространстве трудится. Сначала была Украина, потом – Казахстан, сейчас – Россия. Он был специалистом одной из компаний, представляющих завод премиксов и минеральных добавок, когда мы с ним познакомились и стали партнерами.
– Вы преимущественно реконструируете старые животноводческие комплексы и птичники и почти не строите предприятия с нуля. Или это не так?
– Это не совсем так. Мы строим и с нуля. Например, с нуля построили племрепродуктор ООО ПХ «Рудничное». В этот проект мы инвестировали около 1 млрд рублей, и он будет производить 30 млн яиц в год для нашего инкубатора. Это только один пример. Но, конечно, и реанимировали старые объекты, такие как птицефабрика в Елецком районе.
– К другим «убитым» хозяйствам не присматриваетесь?
– Нет. Всё, что было «убито», но не умерло, мы реанимировали, а то, что осталось, «убито» реально, и там уже ничего не восстановишь. Дешевле построить с нуля.
– А есть проекты, которые вы не смогли реализовать?
– В детстве я хотел изобрести perpetuum mobile (вечный двигатель), но так и не изобрел. Это пока единственный проект, который мне так и не удалось реализовать.
– Говорят, молоком заниматься нерентабельно и долго ждать, пока отобьются вложенные деньги. Почему вы взялись за этот бизнес?
– Но ведь говорят, что свято место пусто не бывает. Вот мы его и заняли. Да, на тот момент молочное производство было совершенно нерентабельным и все потихоньку начали его сворачивать. То есть стали сокращать молочный скот, отправляя его на мясокомбинаты. Мы тогда шли против потока и, наоборот, начали им заниматься. На сегодняшний день это рентабельно. Не так, конечно, рентабельно, как птицеводство, но и не убыточно. Бизнес, конечно, довольно-таки сложный. В России не хватает поголовья племенного скота, приходится всё завозить по импорту. Это дополнительные расходы. Плюс адаптация скота к местным условиям тоже обходится недешево. Сегодня у нас 2,5 тыс. голштинов. Когда пойдет осенний растел, выйдем на три тыс. голов.
– Вы сами производите сельскохозяйственное сырье, сами его перерабатываете и продаете в своих магазинах. То есть в основе вашего бизнеса лежит советский принцип «от поля до прилавка». Без этого сегодня не обойтись?
– Я думаю, да. Когда на 100% зависишь от больших сетей, очень тяжело развиваться. Всем ведь известно, что самое сложное не произвести, а сбыть, поэтому абсолютно правильно, когда производственники развивают свою собственную торговую сеть или кооперируются в этой сфере с другими производителями.
– Ваша торговая сеть – магазины «Зайди»?
– Да, мы сейчас развиваем сеть своих фирменных магазинов «Зайди». Сегодня их двадцать, и они будут прирастать по 10% в месяц. По плану. Они расположены в Липецке, в райцентрах области и в крупных селах. В планах развернуть эту сеть в Воронежской области.
– Это магазины только с вашей продукцией или там есть продукты других производителей?
– Нет, там не только наша продукция. Там есть почти вся продовольственная корзина.
– Некоторое время назад вы запустили молочный завод, и у вас уже работает мясоперерабатывающее производство. Всё это происходит в то самое время, когда падает покупательная способность населения. Это никак не отражается на вашей деятельности?
– Да, конкуренция в этой отрасли серьезная. Но мы выходим на рынок. Потихоньку наращиваем объемы производства. Мы позиционируем себя как производителя продукции из качественного сырья. Всё молоко, которое мы используем в производстве и продаем, высшего сорта. Причем цена на нашу продукцию не выше, чем у конкурентов, которые (не все, конечно) «балуются» некачественной продукцией. Если говорить вообще, на «Кузминки-молоко» всё идет хорошо. Со специалистами мы не ошиблись. Всё идет без списаний, без брака.
– А покупатель может отличить хороший молочный продукт от плохого?
– Конечно, может. Молоко, сделанное из качественного сырья, когда у него заканчивается срок годности, превращается в простоквашу. Ее можно потреблять в пищу. А продукт некачественный просто приобретает неприятный запах.
– На «Кузминки-молоко» производится по 100 тонн продукции в сутки. А народ сейчас присматривается к мелкому производителю, а не к крупному. Считается, что на мелком производстве качество продуктов лучше. Что вы об этом думаете?
– Я ничего не имею против мелкого производителя и даже приветствую развитие мелких производств. Но у них часто просто не хватает средств, чтобы создать необходимые условия для качественного производства продуктов. Для этого нужно иметь много специального оборудования, оно стоит дорого и под силу только крупным предприятиям.
– На «Кузминки-молоко» вы выпускаете всё – от молока до сыров?
– Почти всё. Сейчас запускаем линию мягких молодых сыров. В дальнейшем будут твердые сыры. Оборудование есть для этого, но всему свое время. Что касается качества, то у нас не будет продуктов премиум-класса по цене, но всё будет премиум-класса по качеству. Такая у нас позиция.
– Тридцать лет назад нам внушали, что для экономики вредно развивать сразу все отрасли, лучше сосредоточиться на чем-то одном, а всё остальное закупать за рубежом. Вы, например, освоили собственное производство инкубационного яйца и бройлерных цыплят, хотя раньше, как все, покупали яйцо за границей. С чем это связано?
– Это связано с нашей стратегической политикой. Если против России вводятся санкции, значит, в любой момент европейские правительства могут запретить своим производителям продавать нам племенное яйцо и мы, соответственно, останемся без мяса птицы. Поэтому на следующий день после того, как начали вводить санкции, мы стали думать о собственном репродукторе. Сейчас он функционирует и мы полностью обеспечиваем себя инкубационным яйцом.
– И экономически это выгоднее?
– Себестоимость производства, естественно, стала ниже. Даже то, что мы не будем теперь тратиться на транспорт, который возил яйцо из Голландии, это огромная экономия.
– А качество?
– Качество у нас лучше.
– Почему не все птицеводы уходят от интеграции с Западом?
– Я думаю, потому, что у них нет Марка, а у нас есть. Птицеводством мы начали заниматься без него. Но серьезно заниматься птицеводством начали только с ним. Он профессионал в этой отрасли. И это неоспоримый факт. Его знают не только в России, но, наверное, уже во всем мире. Так вот, благодаря Марку мы серьезно занимаемся птицеводством, а делать это без своего репродуктора нельзя.
– Вы входите в ассоциацию сельхозтоваропроизводителей. Что это дает?
– Больше, наверное, дает чувство уверенности, что появятся проблемы – их помогут решить.
– А они есть?
– У нас проблем, можно сказать, нет. Все проблемы решает команда губернатора, и нас это устраивает.
– В общем, всё okay?
– Всё неплохо. То, что есть, это не проблемы, а рабочие моменты. Если бы всё было гладко, не нужно было бы каждый день ходить на работу.
Справка
Сельскохозяйственный перерабатывающий снабженческо-сбытовой потребительский кооператив (СПССПК) «Экоптица» образован в 2010 году. В него входят ООО ПХ «Рудничное», ООО «Светлый путь», ООО «Колосс» и ООО «Рудничное». Основной деятельностью компании является производство мяса цыплят-бройлеров. Владеет собственными инкубаториями, родительским стадом, комбикормовыми цехами, площадками выращивания, цехом убоя и переработки птицы и цехом технических фабрикатов. Также занимается производством другого сельскохозяйственного сырья и его переработкой – производит мясные и молочные продукты.