Липецк. 12.10.2017. ABIREG.RU – Аналитика – Выручка сокового завода PepsiCo ООО «Лебедянский» неожиданно упала в шесть раз: с 9,63 млрд рублей в 2015 году она съехала до 1,64 млрд рублей в 2016-м. При этом, как можно судить со слов директора по производству лебедянского сокового завода Константина Федорчука, объем продаж PepsiCo в России в 2016 году остался примерно на прежнем уровне. В 2015-м выручка российского подразделения PepsiCo хоть и рухнула по сравнению с 2014 годом на 36,5%, но составила 2,8 млрд долларов, в 2016 – 2,6 млрд долларов. Это позволяет предположить, что ни на одном российском предприятии PepsiCo, включая и ООО «Лебедянский», экономического краха не произошло.
Неожиданное падение выручки компании, которая еще в прошлом году занимала солидное 47-е место в рейтинге «Абирег» ТОП-100, тем более любопытно, что в 2015 году PepsiCo закрыло завод в Раменском и сконцентрировало свое российское производство соков именно в Лебедяни. Из Подмосковья, как сообщал официальный источник в компании, перенесли производственные линии, что, по идее, должно было увеличить выручку «Лебедянского». Но именно с 2015 года там началось заметное падение выручки: если в 2013-м она снизилась по сравнению с 2012 годом всего на 3,63%, в 2014-м по сравнению с 2013-м – на 6,29%, то в 2015 году по сравнению с 2014-м она упала сразу на 29,65%.
Почему крупнейший в Европе производитель соков начал терять выручку и по итогам 2016 года вылетел из списка крупнейших компаний Черноземья? В самой компании ссылаются на «конфиденциальность информации» и ничего не объясняют.
Единственное официальное толкование того, что же произошло на соковом заводе, содержится в годовом отчете администрации Лебедянского района, с которым, по понятным причинам, знакомы в основном местные чиновники. Речь в нем идет в том числе о «снижении монозависимости района» от местного сокового завода. При этом монозависимость, как можно понять, снижается не столько за счет роста налогооблагаемой базы, сколько за счет сокращения налогов, которые поступают от ООО. В отчете отмечается, что в 2015 году объем отгруженных товаров на соковом заводе в денежном выражении составил 9,7 млрд рублей, или 71% от уровня 2014 года. И затем составители отчета между прочим замечают, что на снижение показателя монозависимости района от градообразующего предприятия «существенное влияние окажет изменение схемы его работы». «Лебедянский», говорится в отчете, «переходит на работу на давальческом сырье, то есть объемы произведенной продукции в финансовом выражении будут учитываться без стоимости сырья и материалов».
Другими словами, с 2016 года (а возможно, даже с 2015-го) «Лебедянский» стал производить соки из сырья, которое ему поставляет другая компания или несколько других компаний. Этот же загадочный заказчик реализует продукцию. В конечном счете это выливается в многократное снижение выручки самого «Лебедянского».
Дело в том, что так называемые восстановленные соки на лебедянской площадке PepsiCo делают из соковых концентратов, которые, судя по всему, в себестоимости продукции занимают львиную долю. Как рассказывает Константин Федорчук, концентрированный сок компания получает «из разных стран мира, где произрастают необходимые для производства сока фрукты, и оттуда он поставляется в Россию». То есть концентраты стоят по сегодняшнему курсу рубля очень дорого. Плюс недешевая логистика сырья и готовой продукции, и получается, что все расходы несет не «Лебедянский», а поставщик давальческого сырья. Сам процесс производства соков стоит сравнительно недорого. Если объяснять совсем примитивно, то на «Лебедянском» просто разводят концентрат водой и разливают получившийся сок по упаковкам.
То, что «Лебедянский» перешел на работу на давальческом сырье, подтверждают и в областной администрации. По мнению чиновника, знакомого с ситуацией, PepsiCo перешло на новую схему работы с целью снижения налоговых платежей в местные бюджеты.
В качестве поставщиков сырья для производства соков и снеков и сбыта продукции «Лебедянского», по мнению собеседника, могут выступать по меньшей мере шесть компаний, аффилированных с лебедянским производителем. В их числе Pepsi Bottling Group GmbH, SVE Russia Holdings GmbH, ООО «Лебедянский Холдингс», ОАО «Лебедянский», ООО «Пепсико холдингс» и ООО «Фрито Лей Мануфактуринг». Ни одна из этих компаний не имеет липецкой «прописки» – все они зарегистрированы от немецкого Гессена до нашего Владивостока. И, следовательно, налоги от их деятельности попадают не в бюджеты Липецкой области.
Многие охотно верят в то, что PepsiCo пытается сократить налоговые отчисления в липецкие бюджеты после недавнего процесса в липецком арбитраже, где межрайонная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам «выбила» из «Лебедянского» 578 млн рублей, которые соковый завод не перечислил в бюджет в 2012-2014 годы. К тому же еще свежи в памяти те времена, когда PepsiCo после приобретения «Лебедянского» сократило персонал предприятия на 67%.
По словам вице-губернатора и главного финансиста региона Вячеслава Щеглеватых, на налоговых поступлениях в бюджеты Липецкой области от сокового бизнеса новая схема работы «Лебедянского» пока никак не отразилась. Однако в динамике, не исключает он, она может возыметь негативный эффект.
Впрочем, в бизнес-кругах к изменению схемы производства и сбыта на лебедянском соковом заводе относятся как к само собой разумеющемуся явлению – без подозрений, свойственных чиновникам с фискально-ориентированным мышлением.
«Для сегодняшней экономики, когда закупают сырье и продают готовую продукцию не те, кто ее производит, – это нормальная схема. Во всем мире так делается: кто производит, тот не торгует. Завод просто оказывает услуги по производству, а аффилированные с ним фирмы занимаются добыванием сырья, логистикой и сбытом», – рассказал собеседник агентства, возглавляющий крупнейшую в регионе компанию.
Справка
Завод компании PepsiCo ООО «Лебедянский» – крупнейший в Европе производитель соков. Основан отцом и сыном Николаем и Юрием Борцовыми на базе консервного завода Минплодоовощхоза СССР. В середине нулевых годов по объемам производства завод занимал шестое место в мире, был вторым налогоплательщиком в Липецкой области после НЛМК. Производит соки «Я», «Фруктовый сад», J7®, «Любимый» и снеки под марками Lay's STAX® и «ХрусTeam».