Воронеж. 13.10.2017. ABIREG.RU – В Воронежской областной думе состоялся круглый стол «Сегодняшний и завтрашний день бизнес-образования в России», на котором собрались представители Торгово-промышленной палаты, Российского экономического университета имени Плеханова и бизнес-сообщества. На обсуждение эксперты вынесли актуальные проблемы развития предпринимательства, основная из которых касается нехватки компетентных кадров.
Эксперты считают, что дефицит компетентных предпринимательских кадров связан с тем, что система их подготовки начала складываться после распада СССР, когда не было специальной материальной базы и образовательных технологий. Сегодня нужно комплексно на основе системного подхода модернизировать систему бизнес-образования, уверены эксперты.
В начале круглого стола заместитель губернатора Воронежской области Юрий Агибалов рассказал о своем видении проблемы. Он считает, что ежегодно из стен вузов выходят выпускники, которые не всегда обладают необходимыми компетенциями. А учебным заведениям очень сложно решить эту проблему самостоятельно, поэтому необходимо объединять усилия вузов с властью и бизнесом.
Вслед за ним вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Максим Фатеев тоже отметил, что вопрос профессиональной подготовки кадров сейчас стоит наиболее остро. «Потихоньку уходят на заслуженный отдых те, кто создавал экономический потенциал страны. Сейчас приходит поколение молодых и креативных людей, которые будут определять наше будущее», – сказал господин Фатеев. Кроме того, он уверен, что ни в коем случае нельзя «запускать» новые технологии, цифровые методы управления и цифровую экономику, потому что без них ни о каком развитии не может быть и речи.
Президент Союза региональной ТПП по развитию профессиональной общественной аккредитации (ПОА) Юрий Гончаров рассказал о работе союза. Он проводит независимую оценку качества подготовки выпускников по образовательным программам. Эксперт отметил, что по итогам ПОА вуз может заключить договор с работодателем. Также он считает, что последний должен не только предоставлять студенту место для прохождения практики, но и участвовать в составлении образовательных программ. Но проблема заключается в том, что 50% предпринимателей не готовы тратить время и деньги на молодых специалистов.
Профессор саратовского филиала РЭУ имени Плеханова Лариса Константинова обеспокоена тем, что только 23% россиян горят желанием открыть свой бизнес (по данным ВЦИОМ). Кроме того, по ее словам, у молодежи мало мотивации к открытию своего дела. Поэтому необходимо модернизировать систему бизнес-школ. «Люди должны обучаться предпринимательским основам и бизнесу, начиная со школьной скамьи и заканчивая пенсионным возрастом», – сказала госпожа Константинова. Кроме того, она уверена в том, что студенты вне зависимости от профиля обучения должны знать основы предпринимательской деятельности.
Между тем ректор Международного института менеджмента объединений предпринимателей ТПП РФ Анна Палагина напомнила, что расходы компаний на бизнес-образование растут, несмотря на кризис. В частности, за последний год, согласно рейтингу «РБК», работодатели потратили 8 млрд рублей на обучение 2 млн человек. «Эксперты уверены, что в будущем расходы работодателей на эту сферу продолжат расти», – заключила госпожа Палагина.
Параллельно такой тенденции, уверяют эксперты, происходит заметная трансформация рынка образовательных услуг. По словам декана факультета «Плехановская школа бизнеса Integral РЭУ имени Плеханова Ларисы Карташовой, во время кризиса произошло его перераспределение в сторону сильных игроков, из-за чего много бизнес-школ в регионах закрылось. Это печально, учитывая, что и так 2/3 таких образовательных учреждений находится в Москве или Санкт-Петербурге. Лариса Карташова подчеркнула, что сейчас происходит оживление спроса на бизнес-программы. Несмотря на это, недавно Высшая школа экономики не набрала группу EMBA в Воронеже и отказалась от региональной программы.
Эксперты надеются, что взаимодействие власти, образовательных учреждений и бизнес-сообщества в итоге принесет свои плоды. По их мнению, в конечном счете у научного сообщества есть шанс найти самую подходящую модель подготовки кадров для разных форм предпринимательства, которые бы владели эффективными методами, инструментами управления и обладали бы необходимыми компетенциями.