WorldClass

22 сентября 2024, 14:28
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Воронежский Бизнес-журнал // Охота на такси

06.11.2009 12:21
По оценкам специалистов, сегодня в Воронеже около 10 тысяч нелегальных такси. Тех же, кто осуществляет такой вид деятельности в рамках закона, несравнимо меньше. Легальные предприниматели регулярно платят налоги, содержат штат и вынуждены при этом работать в условиях нездоровой конкуренции. Ситуация, сложившаяся в последние годы на воронежском рынке таксомоторных услуг, неоднократно муссировалась в чиновничьих рядах. Так, еще весной текущего года власти решили, что городу нужен закон о легковом таксомоторном транспорте.

По оценкам специалистов, сегодня в Воронеже около 10 тысяч нелегальных такси. Тех же, кто осуществляет такой вид деятельности в рамках закона, несравнимо меньше. Легальные предприниматели регулярно платят налоги, содержат штат и вынуждены при этом работать в условиях нездоровой конкуренции.

Ситуация, сложившаяся в последние годы на воронежском рынке таксомоторных услуг, неоднократно муссировалась в чиновничьих рядах. Так, еще весной текущего года власти решили, что городу нужен закон о легковом таксомоторном транспорте. Было принято решение подготовить и рассмотреть на заседании комитета областной Думы по предпринимательству законодательную инициативу в Государственную Думу о лицензировании деятельности по перевозке пассажиров легковым такси. Ведь субъекты Федерации в силу своих полномочий не имеют права регулировать этот вид деятельности.

Получается, как пять лет назад лицензирование на этот вид деятельности власть отменила, так и по сей день выход из сложившейся ситуации на рынке транспортных услуг пока не ясен.

По ту сторону дороги

Сегодня городская казна ежегодно недополучает от незаконных перевозчиков около 100 миллионов рублей. Нет официального заработка -необязательно платить налоги. Такой бизнес в Воронеже процветает, особенно в последнее время, когда много людей осталось без работы. И те, у кого есть личный автомобиль, начинают заниматься частным извозом. Выходит, что незаконные такси развивают свой бизнес, вытесняя законопослушных предпринимателей.

- За место на пр. Революции я ежемесячно отдаю «ребятам» 400 рублей. За эти деньги получаю возможность беспрепятственно работать на точке, плюс своего рода «охрану», которая в случае чего решит все спорные вопросы, - рассказывает один из нелегальных таксистов. — Я бы рад отдавать государству процент от своего дохода, но работать на частника не хочу. А с таким заработком, который выходит у таксиста сегодня, семью бы прокормить да за квартиру заплатить.

По моему мнению, одним из самых удобных вариантов для «нелегалов» могла бы стать ежедневная лицензия, которую бы выдавали в специальных пунктах за 10 рублей. А все «нелегалы» бы объединились в ассоциацию независимых таксистов. Таким образом город бы заработал свою часть, а нас бы перестали штрафовать.
Но, по мнению областных властей, идеи наших так называемых «шкиперов» — абсолютная утопия. Воронежцев это никак не обезопасит, да и затрат город понесет куда больше.

— Нужно вернуть систему лицензирования такси со стоимостью лицензии порядка тысячи рублей в год, и проблем никаких не будет,— считает начальник управления государственного автодорожного надзора по Воронежской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Жозеф Еркнапешян. - Все таксомоторные перевозки должны осуществляться в соответствии с законодательством РФ. На машинах должны быть установлены шашечки, таксометр, фотография водителя, путевой лист. Обязательно прохождение два раза в год технического осмотра. И если водитель работает на себя, то должен оформить ИП. А так получается, что половина из них не состоит на учете. И где гарантия, что они параллельно не стоят на бирже труда, обманывая государство?

Быть свободным или?..

Конечно, в Воронежской области действует система штрафов за нелегальные перевозки, но они незначительны. Поэтому законопослушные перевозчики и представители ГИБДД настаивают на разработке правовой базы для увеличения суммы штрафов. В качестве доказательства эффективности таких мер приводят в пример опыт Москвы и Краснодара. Штраф за отсутствие лицензии там не менее тысячи рублей.

Не так давно чиновники все-таки предприняли попытку избавиться от «шкиперов» и хоть как-то узаконить их деятельность. Пригласили в гости всех владельцев частного такси, предложили им войти в реестр, который позволит выявить «нелегалов» и убрать их с воронежского рынка методом высоких штрафов. Для водителей тех фирм, которые войдут в эту систему, сделают специальные карточки с их фотографией и личной информацией, что обезопасит пассажиров. А если водитель уволится с одной конторы, то в другую он не устроится до тех пор, пока не сдаст эту самую карту.

— Вступать в реестр или нет— вопрос спорный, — говорит директор Сгагу tахi Евгений Иванов. — В принципе, плюсов много: мы избавимся от конкуренции со стороны «нелегального» такси. Но, с другой стороны, они никуда не денутся, а прибегут в частные конторы и создадут ту же конкуренцию, но уже гораздо более жесткую. Затраты на рекламу и на связь сразу возрастут, а за эти услуги водители платят из своего кармана.
На сегодняшний день зарплата таксиста значительно ниже той, которая была до кризиса. В среднем водитель официального такси зарабатывает до 15 тысяч рублей ежемесячно. Кстати, «шкиперы» — примерно так же, несмотря на их собственные высокие расценки.

— Мне, например, проще работать на контору: не нужно простаивать часами в ожидании клиента, — рассказывает водитель одной из частных городских фирм такси Михаил Нестеренко. — У меня свободный график, и я такой же свободный человек, коими себя считают «нелегалы». Сегодня для меня это основная работа, и её плюсы превышают минусы. На мой взгляд, единственное наше отличие от «шкиперов» - это фиксированная цена за проезд: они называют суммы, какие им вздумается, а мы на это не имеем права, иначе нас уволят.

Такси в законе

Пока законодательных актов, которые бы регулировали отношения на рынке таксомоторных перевозок, в природе не существует. Он формируется и действует хаотично. В результате — в почти миллионном городе существует всего около десяти официально зарегистрированных компаний, которые имеют собственный подвижной состав, производственно-техническую базу, службу персонала с базой данных водителей, платят налоги и несут ответственность за перевозку пассажиров. Львиная же доля перевозчиков не имеет правовой основы под свою деятельность. Они либо сотрудничают с нелегальными диспетчерскими службами, либо являются так называемыми «бомбилами». По примерным подсчетам, таких «такси» в Воронеже — несколько тысяч.

Возникает вопрос: если закон все-таки примут, не приведут ли его положения к монополизации рынка такси группой крупных фирм, которые будут диктовать собственные цены? Хотя задавать этот вопрос пока рано: как известно, подавляющее большинство законодательных инициатив из регионов не находит поддержки у федеральных властей...

Зоя Юрканова

Воронежский Бизнес-журнал, НОЯБРЬ №11. 2009

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0