Воронеж. 16.10.2017. ABIREG.RU – Эксклюзив – По мнению экспертов, сегодня отечественная бизнес-авиация, обслуживающая корпоративные или индивидуальные полеты, выходит из кризиса. Если в 1990-х летать на собственном самолете или арендовать чартерный рейс лично для себя считалось в бизнес-среде показателем статуса и на этом не экономили (пусть и немногие), то сегодня предприниматели всё чаще обращаются к услугам авиакомпаний, выполняющих индивидуальные полеты на самолетах представительского класса. Об основных тенденциях и особенностях этого пока что молодого для России рынка «Абирег» побеседовал с Председателем Совета директоров авиакомпании Sirius Aero Николаем Улановым.
– Николай Борисович, каковы, на ваш взгляд, тренды в развитии бизнес-авиации в мире и как обстоят дела в этой сфере в России?
– Одной из последних тенденций в бизнес-авиации является продажа рейсов oneway (то есть в одну сторону). Раньше операторы старались продавать рейс сразу в обе стороны. В России эта тенденция также имеет место. Кроме того, на западном рынке активно идет так называемая уберизация, когда процесс аренды самолета жестко унифицирован и обезличен. И у нас имеются подобные онлайн-платформы, правда, их эффективность пока не слишком высока. На мой взгляд, российский клиент пока не готов перейти на подобный формат и предпочитает всё же традиционный подход.
– Поняли ли те, кто в свое время покупал себе собственные самолеты, что эффективнее пользоваться услугами специализированных операторов?
– Владельческие самолеты всегда находятся под управлением специализированных компаний. Весь вопрос в том, какую форму эксплуатации выбирает собственник – частную или коммерческую. В первом случае на самолете летают только владелец и круг его приближенных. Все расходы на содержание бизнес-джета в этой ситуации ложатся на его хозяина.
Коммерческая модель подразумевает, что самолет сдается в чартер на то время, когда собственник в нем не нуждается. Это позволяет оптимизировать эксплуатационные расходы. С точки зрения бизнеса эта модель эффективнее. Ее реализацию могут предложить только операторы бизнес-авиации с коммерческим сертификатом эксплуатанта. Одной из таких компаний и является Sirius Aero. СМИ часто называют нас пионерами российской бизнес-авиации, ведь мы начали свою деятельность еще в 1991 году.
Воздушные суда, переданные нам на управление, мы включаем в наш сертификат. Таким образом, клиенты избавляют себя от повседневных забот о самолете, им остается только наслаждаться полетом, когда им это необходимо.
– Наш Рейтинг крупнейших компаний Черноземья «Абирег ТОП-100» демонстрирует, что 10 самых богатых компаний прибавили еще 113 млрд рублей в обороте только за год. При этом в России фиксируется спад перевозок бизнес-джетами на 10%. Чем это можно объяснить?
– У вас немного устаревшие данные о ситуации на рынке премиальных авиаперевозок. Несколько лет назад действительно было падение спроса, но сегодня отечественная бизнес-авиация находится в достаточно стабильном состоянии и даже постепенно возвращается к докризисным объемам.
У нас, в Sirius Aero, объемы перевозок первого полугодия 2017-го выше показателей предыдущего года. Количество выполненных рейсов выросло на 30%, а налет часов увеличился на 40%.
– Вам удалось создать самую большую авиакомпанию деловой авиации в России. Оказываете ли вы услуги по всему миру? Кто ваши конкуренты?
– Деловая авиация – это глобальный рынок, конкуренция на нем не ограничивается только местными компаниями. Это яркий пример международной конкуренции. Sirius Aero оказывает услуги в любой точке мира. Конкретные направления наших полетов определяются только пожеланиями пассажиров.
– Вы работаете больше с госкорпорациями или с частным бизнесом?
– Круг наших клиентов весьма обширен: частный бизнес, госкорпорации, политики, спортсмены, медийные личности и многие другие. Детали уже конфиденциальны.
– Можете вспомнить какие-нибудь нестандартные рейсы?
– В бизнес-авиации стандартных рейсов не бывает. Каждый рейс индивидуален – и не только из-за маршрута: при организации рейса учитываются мельчайшие пожелания клиента – от блюд и напитков на борту до музыкального сопровождения и температуры в салоне. Неизменными на наших рейсах всегда остаются только безопасность, комфорт и высокое качество услуг.
– Насколько часто приходится иметь дело с прихотями клиентов?
– Бизнес-авиация – это высокоперсонализированная услуга. Мы выполняем все просьбы клиентов, не противоречащие безопасности полетов и законодательству. Пожелания, высказываемые нашими клиентами, назвать прихотями не могу. Например, у клиента жесткий рацион питания, соответственно, он очень требовательно относится к составу заказываемых на борт блюд. Или пассажир во время полета желает отдохнуть, поэтому просит экипаж его не беспокоить. Ничего из ряда вон выходящего.
– Какие мифы про бизнес-авиацию вам доводилось слышать? Может, что это катастрофически дорого? Или что нужно заранее, с большим «запасом» планировать такой полет?
– В нашей стране аренда самолета уже перестала быть просто роскошью. Частный перелет – форма индивидуального средства передвижения. Полет между двумя городами России или в Европу – без стыковок и пересадок, без необходимости приезжать в аэропорт за три часа до вылета – составит всего несколько часов, а не четверть или даже половину дня. Колоссальная экономия времени! А уровень комфорта и обслуживания ни в какое сравнение не идет с регулярными рейсами.
К слову сказать, цены на чартер не запредельные. Аренда частного самолета даже для трех-четырех человек получается ненамного дороже стоимости перелета бизнес-классом. А по некоторым направлениям – даже дешевле.
Для аренды самолета достаточно одного звонка или сообщения. Вам нужно сообщить нам только дату, маршрут и количество пассажиров. Мы всё организуем. Менеджеры Sirius Aero работают круглосуточно, и при необходимости уже через три часа после подтверждения рейса наш борт будет готов вылететь.
Из мифов о бизнес-авиации, да и вообще об авиации, я бы выделил самый закоренелый – о том, что старые самолеты небезопасны. Начнем с того, что в авиации нет понятия старых самолетов. Есть годные и не годные к эксплуатации. Год выпуска самолета никак не влияет на безопасность полетов, важен остаточный ресурс, а также то, как за техникой ухаживают.
Не буду сильно углубляться в технические особенности, просто скажу, что самолет, выпущенный, например, в середине 1990-х, по показателям безопасности не уступает самолету середины 2010-х при условии, что его эксплуатирует авиакомпания со своей опытной и надежной технической базой.
– Каковы тенденции на рынке региональных бизнес-перевозок? Насколько активно в этом смысле Черноземье?
– Основная активность бизнес-перевозок по-прежнему сконцентрирована в Москве и Санкт-Петербурге. В регионах активны Сочи, Симферополь, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Казань, Самара, Нижний Новгород. Города Черноземья не входят в Топ-10 популярных направлений деловой авиации, но стабильный трафик есть. Отличительных тенденций деловой авиации в регионах нет. Выбор направления полетов всегда зависит от целей пассажиров, а не от их местонахождения.
– Каков ваш авиапарк?
– Sirius Aero – опытнейший российский оператор бизнес-авиации. Собственный парк составляют 13 воздушных судов следующих типов: Hawker 700, Hawker 750, Hawker 850XP, Hawker 1000, Legacy 600, Ту-134, Challenger 601. До конца года увеличим флот на шесть самолетов: три Hawker 750, один Challenger 850, один Boeing 737 в VIP-конфигурации и еще один Legacy 600. А в начале 2018 года - ещё на два Hawker 750.
– Как вы оцениваете развитие вертолетного сообщения в России? Это ваши конкуренты или, наоборот, союзники?
– Вертолет – воздушное судно малой дальности, он решает другие задачи, нежели самолет. В среднем дальность полетов вертолетов бизнес-авиации составляет 600-700 км, скорость менее 300 км/ч. Дальность полетов бизнес-джетов в разы больше. Для сравнения: в парке Sirius Aero самую маленькую дальность имеет Hawker 750, она составляет 3,6 тыс. км.
Так что с вертолетами мы не конкурируем. А иногда даже решаем общие задачи, работая в паре. Например, пассажир может прилететь к нам в аэропорт на вертолете, минуя городские пробки.
Мы поддерживаем развитие вертолетных перевозок в России. И даже в качестве перспективы рассматриваем возможность приобретения вертолета.