Воронеж. 17.10.2017. ABIREG.RU – Аналитика – В 2016 году в России произведено почти 30 млн тонн комбикормов, и из них 9 млн тонн – с премиксами, произведенными на заводах «МЕГАМИКС». Сегодня компания является крупнейшим в России производителем премиксов. О том, кто поставляет компании сырье, что такое престартеры, и об уникальной лаборатории «МЕГАМИКС» рассказал «Абирегу» генеральный директор ООО «МЕГАМИКС ЦЕНТР» Сергей Власов.
– Почему ваша компания называется «МЕГАМИКС»?
– Название состоит из двух слов – «мега» и «микс». Это то, что мы делаем – смешиваем («миксуем») уникальные продукты для дальнейшего производства комбикорма.
– Вы первые в России и вообще на постсоветском пространстве занялись производством премиксов? Или кто-то до вас этим занимался?
– Нет, конечно, мы не первые. Эта отрасль была хорошо развита в Советском Союзе, но в перестроечные годы была полностью разрушена. На данный момент мы являемся крупнейшим, но не единственным производителем премиксов в России. Сегодня на территории РФ существует где-то полтора десятка компаний, занимающихся производством премиксов.
– Где вы берете сырье для премиксов – в России или за рубежом?
– Сегодня порядка 85% продукции для премиксов привозится из-за рубежа. Основные производители нашего сырья – это европейские страны и Китай. Крупные страны – производители мяса, такие как Бразилия или Аргентина, – также покупают сырье в Германии, Франции, Швейцарии, Китае и не терзаются русским вопросом, хорошо это или плохо. Так сегодня сформировался рынок кормовых добавок.
– Вы способствуете развитию животноводства в РФ. Как вы оцениваете сегодняшнее положение в этой отрасли?
– Можно сказать так: по производству мяса птицы Россия практически закрыла внутренние потребности. Сейчас птицеводы задумываются над тем, чтобы выходить со своей продукцией на экспорт. В свиноводстве есть потенциал в 15%. Я думаю, до 2020 года будут введены все мощности по выращиванию животных, для того чтобы закрыть внутреннюю потребность России в животном белке. Сегодня серьезно развиваются молочное и мясное животноводство. Вы знаете о крупных проектах, которые реализуются в том числе в Черноземье? В ближайшие 5-7 лет Россия будет полностью обеспечена мясной и молочной продукцией.
– А у «МЕГАМИКС» есть планы по экспорту?
– Да, конечно. Мы постоянно над этим задумываемся. Хотя при сегодняшней политической ситуации мы сделали некий шаг в сторону в ожидании того момента, когда нам будет проще выходить на международный рынок.
– Вы производите продукцию по сегментам: для КРС, для птицы, для свиней?
– Я сейчас расскажу, но для профессионалов это хорошо известная информация. Мы производим премиксы не только отдельно для каждой отрасли, мы производим каждую партию премиксов по индивидуальному заказу для каждого отдельного предприятия. Наши специалисты составляют индивидуальные рецепты для предприятий в зависимости от состояния их животных или птиц и их потребностей. Я могу сказать, что у нас в базе данных тысячи рецептов, которые мы когда-либо производили.
– Это же существенно усложняет производство. Индивидуальный заказ всегда сложнее стандартного.
– В этом уникальность нашего производства. У нас несколько десятков специалистов по кормлению и содержанию животных и птицы. Это люди, которые знают, чем, когда и как нужно поддержать животных, чтобы они показывали максимальный результат прироста или продуктивности. И мы это делаем для каждого нашего клиента.
– Планируете ли вы расширение ассортимента: добавки, престартеры? Что это, кстати, такое – престартеры?
– Престартер – это фактически детское питание для животного. Если говорить, например, о поросятах, в тот момент, когда они перестали получать молоко от свиноматки, им необходим некий «детский» корм, который будет легко усваиваться и давать им все необходимые микроэлементы и витамины. Мы уже производим подобную продукцию по нашим оригинальным рецептам, правда, на мощностях партнеров. Что касается расширения – мы расширяем ассортимент продукции постоянно.
– Кормовые добавки планируете производить?
– Это очень интересный вопрос. Понятие «кормовые добавки» более комплексное и серьезное, чем премиксы. На премиксном заводе мы можем производить некоторые кормовые добавки. Я думаю, в ближайшее время мы предложим рынку ассортимент этой продукции. Я с удовольствием поделюсь с вами этой информацией в следующем интервью.
– Премиксы для свиноводства проходят более жесткий ветеринарный контроль, чтобы через корм не занести ту же африканскую чуму. Это так?
– Премиксы сами по себе не могут являться источником заражения. Вирус скорее можно занести на подошве обуви специалисту свинокомплекса, чем через премикс. Да, мы постоянно находимся под жестким ветеринарным контролем. Кроме того, наша продукция обязательно сопровождается ветеринарными сертификатами.
– В течение последнего года вы анонсировали открытие новых лабораторий. Почему наличие у производителя премиксов аналитического центра важно для потребителя и не отражаются ли инвестиции в контроль производства на стоимости продукта?
– Это специфика российского рынка. Когда мы начинали производство премиксов, то небольшие партии сырья можно было приобрести у отечественных дистрибьютеров. Со временем мы увидели, что на российском рынке всё чаще всплывают фальсификаты и для гарантии качества продукции нам необходим собственный контроль.
Было принято решение об открытии аналитического центра, который бы проверял всё входящее сырье и производимую продукцию. Кроме того, лаборатория необходима для того, чтобы грамотно составить рецепт, провести аналитику кормового сырья: зерновых, грубых кормов. Кстати, для животноводческих предприятий мы предоставляем возможность экспресс-диагностики объемистых кормов. Этот вид исследований мы проводим совместно с лабораторией Dairy One, мировым лидером с 30-летним опытом.
– Это какая-то уникальная лаборатория?
– Да, для российского рынка премиксов и для Европы это абсолютно уникальное решение. Европейские производители премиксов чаще пользуются услугами независимых лабораторий.
– Недавно вы открыли завод в Липецке. Это второй завод группы компаний: один – в Волгограде, другой – в Липецке. Как там идут дела?
– Я назову общие цифры. Если на момент запуска липецкого завода общая мощность производства составляла около 3,5 тыс. тонн премиксов в месяц, то после его запуска мы вышли на стабильный объем 5,5-6,5 тыс. тонн. Но этого недостаточно для того, чтобы сказать, что завод основательно загружен.
– Многие инвесторы, которые пришли в Липецк, жалуются на нехватку кадров. Привлекаете ли вы иногородних или иностранных специалистов?
– Сегодня это одна из проблемных точек. Завод запускался вахтовым методом, т. е. мы привозили специалистов из Волгограда, и они обучали своих новых коллег. Полностью закрыть этот вопрос за счет местных кадров мы пока не можем, поэтому продолжаем поиск квалифицированного персонала.
– Как обстоят дела с разработкой новых препаратов и добавок? Многие жалуются на волокиту с регистрацией продукта, с сертификацией.
– Я вас удивлю, но Россия сегодня – самая комфортная страна в плане регистрации товаров. Если вы захотите зарегистрировать новый продукт в Европе, это займет 2-3 года, иногда больше. В России это занимает несколько месяцев. Это и хорошо, и плохо. Хорошо, потому что новый продукт достаточно быстро выходит на рынок. Плохо, потому что зачастую к потребителю попадают препараты, не прошедшие апробацию в том объеме, как это делается в Европе. Хотя со стороны Россельхознадзора сегодня осуществляется достаточно жесткий контроль регистрации добавок.
– Как вы прогнозируете развитие вашей компании, отрасли в 2018 году?
– Здесь я буду довольно краток. Перспективы развития мясного и молочного животноводства положительные, а мы в последние годы растем чуть лучше рынка. Поэтому только вперед!
– Какова доля рынка компании «МЕГАМИКС» в Черноземье?
– Пока мы не проводили аналитику рынка по регионам. Но если взять крупных сельскохозяйственных производителей, то, пожалуй, каждый третий сотрудничает с нами.