Воронеж. 18.10.2017. ABIREG.RU – Эксклюзив – ПАО «Елецгидроагрегат» – одно из самых крупных и старейших машиностроительных предприятий в Липецкой области. Поставляет продукцию предприятиям гражданского и военного профиля. О том, что представлял собой завод при советской власти и что представляет сегодня, рассказал «Абирегу» председатель совета директоров компании Виктор Ситников.
– Ваше предприятие было довольно крупным при советской власти и сумело выстоять в 1990-е годы. Ваш завод в советский период и сегодня: есть разница?
– В советские времена завод производил более миллиона цилиндров в год. Но номенклатура была узкая – 15-20 видов небольших простых цилиндров. Нам же пришлось резко расширять номенклатуру и уходить от простеньких изделий, которые применялись на сельхозтехнике, к сложным цилиндрам для дорожно-строительной, коммунальной, железнодорожной и другой специальной техники. Если взять только гидроцилиндры, мы осваивали производство сотен разных моделей в год. Сейчас мы разработали документацию более чем на 7 тыс. видов гидроцилиндров.
– ВПК – ваш основной заказчик?
– С начала 1970-х годов мы поставляли продукцию военно-промышленному комплексу. Завод производил более 20 видов изделий для танков и бронетанковой техники. В конце 1990-х поставки для ВПК приостановились. Возобновились в 2002 году. В течение последних 10 лет заказы военпрома составляли 15-20% от общего объема нашей продукции. В 2012 году начали активно сотрудничать с производителями зенитно-ракетных комплексов, в связи с чем объем заказов для военно-промышленного комплекса увеличился. Сегодня 51% от общего объема – это продукция для ВПК.
– Выгодно ли вам работать с военпромом?
– Для того чтобы выполнять заказы ВПК, необходимо соответствовать более высоким требованиям как на уровне производства, так и на уровне качества продукции. Необходимо соблюдать определенные требования по рентабельности и по движению денежных средств. Всё это, конечно, усложняет работу, но в целом оборонные заказы для нас выгодны и полезны. Есть ряд предприятий, выпускающих не только военную, но и гражданскую технику. И наличие военной приемки дает нам конкурентное преимущество по поставке нашей продукции на эти предприятия.
– Как на вас повлиял сегодняшний кризис?
– По нашему заводу сильно ударил кризис 2008-2009 года. Если в 2008 году объем выпуска продукции превышал 1 млрд рублей, то в 2009 году упал до 400 млн рублей. Пришлось свернуть некоторые инвестиционные программы развития производства. С 2010 года объемы производства растут и выросли в три с лишним раза.
– Насколько сильна на вашем рынке конкуренция с иностранными предприятиями?
– Сегодня массовой поставки гидроцилиндров к комплектации заводов нет и не предвидится. А на рынке гидроклапанной аппаратуры и гидрораспределителей иностранные производители занимают всё-таки лидирующие позиции. Сейчас мы ведем работу по импортозамещению этих видов продукции.
– А со стороны российских производителей есть конкуренция?
– Мы делаем сложное, высокотехнологичное оборудование, и здесь большой конкуренции со стороны российских производителей не ощущаем. Могу уверенно сказать, что на постсоветском рынке гидроцилиндров нет ни одного предприятия, которое по объему производства, номенклатуре и по технологической сложности превосходит наше.
– Вы говорите о высокотехнологичной продукции, подразумевая, что изготавливается она на высокотехнологичном оборудовании?
– Да, мы серьезно «перевооружились» в середине нулевых годов. Тогда мы закупили порядка 100 станков в основном импортного производства. А сегодня мы проявляем интерес к российским производителям. Купили уже несколько станков у липецких станкостроителей. Я за 20 с лишним лет побывал более чем на 100 машиностроительных предприятиях по всему миру и могу сказать, что мы не отстаем от большинства своих зарубежных коллег в техническом оснащении, при этом надо признать, что по уровню организации и технологичности производства нам еще есть чему у них поучиться.
– А у вас нет планов экспортировать свою продукцию?
– В уме держим, но на ближайшую перспективу такую задачу не ставим. А что касается ближнего зарубежья – поставляем продукцию в Армению, Казахстан и Белоруссию.
– Как вы закончили прошлый год и что ожидаете в этом?
– В прошлом году произвели продукции на 1,230 млрд рублей с ростом в 16,5% к 2015 году. Чистая прибыль составила более 121 млн рублей, рост – 37,7%. В 2017 году, по прогнозам, сохраним темп роста основных показателей на уровне 15%.