Воронеж. 09.11.2009. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – Отрицательное влияние экономического кризиса постепенно покидает рынок розничной торговли Черноземья, и сегодня, пришло время собирать камни. С рынка ушли поставщики, которые не сумели обеспечить необходимую оборачиваемость товаров, а также производители, которые в текущих условиях не смогли сохранить прежние объемы выпуска продукции. Вместе с тем, как оказалось, кризис внес и ряд положительных моментов в области торговли. Генеральный директор округа «Черноземье» сети «ВЕСТЕР» Алексей Молчанов рассказал, что финансовые сложности заставили компанию избавиться от ненужных расходов, ранее лежавших балластом, а также наладить доверительные отношения с поставщиками. О том, какие потери понес розничный рынок в Черноземье, каким он вышел из кризиса и каким он будет в будущем, господин Молчанов рассказал в интервью «Агентству Бизнес Информации».
- Как розничный рынок региона пережил кризисный 2009 год? Большие ли потери он испытал? Каковы были основные тенденции?
- Продуктовый ритейл с небольшими потерями, но выжил. Ни одна сеть не закрыла магазины крупного формата. Однако тяжело пришлось некоторым локальным сетям, которым пришлось свернуть свою деятельность. При этом, другие сети довольно стойко перенесли кризисное время. Тем не менее, могу сказать, что стабильное кредитование за редким исключением все еще не возобновилось, и ситуация продолжает оставаться сложной. Динамика с учетом сезонности и покупательского спроса на сегодняшний день положительная.
- Если кредитование не возобновилось, за счет чего тогда появились положительные тенденции?
- Первое, что удалось сделать всем сетям за девять месяцев – добиться резкого (до 50%) снижения издержек. Это очень серьезные деньги, которые раньше невозможно было принять в оборот. Кроме того, произошло перераспределение оплаты поставщикам, а также оптимизация ассортимента. Это позволяет иметь сетям нужные оборотные средства.
- Можно ли проиллюстрировать изменение оборачиваемости товара?
- Она измеряется в днях. Раньше был ряд товаров, который оборачивался больше 60 дней. На сегодняшний день максимально – это 40-45 дней. Я считаю, что при существующем ассортименте это вполне хороший показатель. Причем, оптимизация в области ассортимента в компании «ВЕСТЕРЕ» еще продолжается. Кроме того, заключая договор на поставку, мы обязательно оговариваем с поставщиком все условия. Прежде всего, мы стремимся оплачивать уже проданный товар. Соответственно, поставщик заинтересован в том, чтобы быстрее получить деньги за свой товар и тоже работает над ассортиментом. Таким образом, он не перегружает сеть.
- Получается, что поставщикам также пришлось перестроиться на работу в новых условиях?
- Конечно. Количество поставщиков сократилось. Если в прошлом году в округе Черноземье (Воронежская и Белгородская области) у нас было порядка 450-500 поставщиков, то на сегодняшний день их 300-350. В пределах округа цифра существенная. Причины тому могут быть разные. В первую очередь, ушли с рынка игроки, товар которых не продавался или сейчас не стал продаваться с нужной оборачиваемостью. Еще одна причина – ряд производителей либо совсем перестали производить товар, либо теперь не может поставлять его в прежнем объеме.
- Какова динамика среднего чека в вашей сети?
- Для нас стало неожиданностью, что средний чек в условиях кризиса вырос по отношению к прошлому году. Кризисный период в «ВЕСТЕРЕ» миновал, произошло плановое насыщение товаром, и средний чек начал расти. Рост составляет по магазинам округа 10-15% за 9 месяцам 2009 года. Думаю, что объяснить это можно сокращением предложения на рынке, а также снижением объема самого рынка. Другого объяснения нет, потому что покупательская способность людей с учетом невыплаты и роста безработицы несколько упала.
- Наблюдается ли сейчас кризис доверия со стороны потребителей? Как ведет себя покупатель?
- Потребитель всегда искал, где дешевле. Сейчас мы отчетливо видим, что все сети в Черноземье активизировали агрессивную маркетинговую политику с точки зрения промоактивности. Такого количества маркетинговых акций, которые есть сейчас, наверное, никогда не было. Начиная от ценовых акций и заканчивая дисконтными картами. В прошлом году не было необходимости продавать с минусовой наценкой. Что же мы видим сегодня? Все сети привлекают покупателя такими краткосрочными акциями. И еще могу сказать, что ранее, в прошлом году, наша компания не предпринимала ограничений продажи количества товаров в руки. В августе, когда мы запускали акцию «Шок-цена» (продажа социально значимых товаров по супер низким ценам), люди еще не были к этому готовы. На сегодняшний день, уже многие сети ограничивают продажу именно социально значимых товаров в руки. Поставка товара под эту акцию ограничена, поскольку насытить миллион жителей мы не можем. Мы со своей стороны стараемся получить у поставщиков максимальные высокие скидки для того, чтобы сделать максимально низкое предложение. С ноября мы возобновили акции «Шок-цена», в своих магазинах по вторникам и средам.
- Если маркетинговые акции усилились, значит, у сетей все-таки есть какой-то дискомфорт?
- Я думаю, что это борьба за покупателя, которая никогда не прекращалась. Мы постоянно занимаемся удержанием своих покупателей и привлечением новых. Почему идет активизация? При достаточно широком ассортименте человек все равно должен склониться к поездке в тот или иной торговый центр. А вот склонить его именно с определенной долей вероятности к конкретному, можно именно такими агрессивными ценовыми мерами.
- Потом, после окончания акций, эти покупатели остаются?
- Я думаю, что 40-45% при постоянной промоактивности остаются. По крайней мере, возрастает лояльность сети.
-Возвращается ли нецивилизованная торговля (рынки) в условиях кризиса?
- Рынок не сможет работать с такой промоактивностью. Да, я могу сказать, что сеть не всегда придерживает равную цену на одну позицию. Но если продавец на рынке будет торговать свининой, он не сможет позволить себе торговать в минус. В этом плане, предложения большого формата всегда будут для покупателя выгоднее.
- В начале года мы говорили о том, что рынку торговли еще очень далеко до насыщения…
- Я думаю, что он нивелировался в связи с тем, что люди стали больше считать деньги.
- Пик кризиса уже миновал, и началось постепенное развитие. Многие сети сейчас размораживают программы развития. Какие планы у «ВЕСТЕРА» в Черноземье?
- Мы еще до конца не вышли из кризиса. Я думаю, что все станет ясно по показателям января-февраля 2010 года. Декабрь же, я уверен, будет хороший у всех сетей. Именно основываясь на оценке данных за эти месяцы, мы будем принимать решения относительно дальнейшего развития. Всегда будет колебание с точки зрения эффективности затрат, также всегда будет колебание при выборе крупного либо малого формата. Пока мы не оставляем вариантов развития магазинов у дома или крупных форматов. При этом мы совершенно четко понимаем, что найти аренду на 5 тыс. кв. метров в городах Черноземья будет достаточно трудно, поскольку таких объектов просто нет.
- Вашей первой реакцией на кризис было закрытие складов. Не возникает ли сейчас потребности в их возвращении?
- Мы с удивлением для себя обнаружили, что эти склады нам были не нужны, то есть, мы изначально несли лишние затраты. Таким образом, решение отказаться от складов стало для нас действительно положительным результатом кризиса. Шиковать нельзя было и раньше, но не все понимали, что для нас это действительно балласт, от которого надо избавляться.
- Основное количество судебных тяжб с поставщиками закончились, не так ли?
- Мы заключили мировые соглашения с теми, с кем не работаем. С теми же, с которыми мы продолжаем сотрудничать, мы стопроцентно рассчитались по долгам. Гасить задолженность мы начали в июле и гасили быстрыми темпами. Хочу отметить, что многие поставщики не только пошли нам навстречу, но и своими промоакциями помогают привлекать новых покупателей.
- Особых условий или бонусов для тех, кто поддержал вас в тяжелое время, для поставщиков, потребителей, вы не предоставляете?
- Сейчас мы с поставщиками вырабатываем настолько гибкие и взаимовыгодные условия, что даже в рамках существующих отсрочек у нас есть договоренности, при которых мы делаем предоплаты, устраиваем те акции, которые ранее проводились по определенным прейскурантам. В их числе, например, дегустации и дополнительная выкладка на полки. Все это позволяет производителю и поставщику иметь определенную долю на полке, что, соответственно, сказывается и на продаже. Если нам поставляют товар по цене ниже обычной, то мы со своей стороны гарантируем выкладку. Мы понимаем, что у ряда поставщиков либо убраны, либо срезаны маркетинговые фонды для продвижения товаров, а без них, сами понимаете, никак не обойтись. Соответственно, мы делаем необходимые встречные шаги. По итогам прошедших 9 месяцев скажу, что мы стали друг другу верить, потому что мы давали ряд обещаний и могу сказать, что с погрешностью 3-5% все их выполнили.
- Насколько четко сейчас работает схема аутсорсинга?
- Абсолютно четко. Кадровые агентства уловили тенденцию рынка и стали понимать всю прелесть почасовой работы. Самое главное, что сотрудники, которые к нам приходят, тоже начали это понимать. Сегодня мы имеем абсолютно четкую систему заказа персонала и получаем от кадровых агентств необходимых сотрудников. В основном, это продавцы - мерчандайзеры. Они приходят на несколько часов в день. Количество необходимого персонала определяет директор торгового центра в зависимости от объема работа. Складывается так, что за каждым центром фактически уже закреплены конкретные сотрудники, которым не приходится объяснять их обязанности, а они, в свою очередь, имеют постоянную гарантированную заработную плату.
- Весной региональные власти поднимали тему поставок продукции местных производителей в торговые сети. Удалось ли кому-нибудь из местных производителей воспользоваться кризисом и попасть в торговые сети?
- Мы считаем, что изначально местные производители в целом по Черноземью имели очень высокий уровень развития, и они были в сетях всегда, по крайней мере, в «Вестере». Чего-то супер нового не произошло. Доля местных поставщиков сейчас очень высока - доходит до 80%. Ни одного торгового центра мы не открывали без молока местного лидера или первых трех лидеров местного рынка. Нельзя открывать магазин в Липецке и не представлять там липецкие продукты. Также и в Воронеже. Такая позиция у нас была изначально, и претензий практически никогда не возникало. В каждой области у нас представлены лидеры местного производства. Сейчас мы обращаем на это еще большее внимание и предоставляем местным производителям более льготные условия сотрудничества.
- Вы не пробовали включить в федеральную сетку продаж «ВЕСТЕР» воронежских или белгородских производителей?
- Это обоюдовыгодная работа осуществляется. Если «Приосколье» видит интерес к поставкам на всю федеральную сеть, то мы не только не препятствуем, но и помогаем, потому что в любом случае поставщик, который поставляет более, чем в один регион, в программе имеет статус «федеральный». Другое дело, что любое расширение должно быть именно его инициативой.
- Ранее вы заявляли о намерении сократить в сети категорию Non-food. Как изменилась структура товаров в гипермаркетах «ВЕСТЕР»?
- Ряд групп товаров исчез из продажи. Раньше, например, у нас была представлена мебель, теперь она не присутствует. Мы полностью отказались от продажи крупной бытовой техники, сократили ассортимент авто-косметики и спортивных товаров. Потребности в этих категориях стали настолько малы, что мы приняли решение сегодня их исключить из ассортимента и дать другим группам больше полочного пространства.
- Каким будет ваш прогноз по состоянию рынка на следующий год? Будут ли какие-то потери или неожиданности на рынке фуд-ритейла?
- В целом по России произойдут слияния и поглощения, причем достаточно крупные. Что касается Черноземья, мне кажется, что к середине следующего года уже будет отчетливо видно развитие той или иной сети. Возможно, из-за дефицита площадей большого формата будет наблюдаться развитие магазинов шаговой доступности, а к концу года уже появятся и большие проекты, поскольку девелопмент тоже оживает.