Воронеж. 23.10.2017. ABIREG.RU – Эксклюзив – Группа компаний «Сырный Дом», работающая в Центральном Черноземье, планирует в 2018 году нарастить объем переработки молока до 500 тонн в сутки. Пришедший из дистрибьюции в производство собственной продукции холдинг сегодня стал одним из крупных игроков на российском молочном рынке и рынке производства сыров. Гендиректор «Сырного Дома» Сергей Лыбань рассказал, почему не боится инвестировать в производство, как находит общий язык с поставщиками сырья и ретейлерами, а также каким видит свое детище через 5-10 лет.
– Эксперты прогнозировали, что 2016-2017 годы будут нелегкими для молочного рынка, хотя они часто такими прогнозами пугают.
– Было мнение, что, наоборот, будет проще в связи с санкциями. Но проблемы свои есть. Говорить об экономических прорывах сложно, мы – перерабатывающая отрасль, завязаны на стоимости сырья. Так, молока стали производить больше, его качество улучшилось, но пока не сложилась соответствующая цена на него. Но нужно отметить, что в 2016 году население, находясь в режиме экономии, экономило и на продуктах. В 2017 году эта тенденция немного изменилась.
– Какой самый главный вопрос закрыли?
– Приоритетный для нас вопрос – модернизация производства. В 2016 году модернизировали цельномолочный цех на нашей Белгородской площадке – ООО «Ровеньки-маслосырзавод», в этом году там идет модернизация сырного цеха. Инвестиции большие, длительные.
– Когда планируется запуск сырного цеха?
– Сейчас уже 99% готовности, идет обкатка работы оборудования. Я думаю, первые варки сделаем уже к концу сентября и начнем выпуск новых продуктов. В основном упор делаем на сыры длительного созревания.
– Почему пришли к такому решению?
– После того как Европа стала менее доступной, рынок сам подтолкнул к такому решению.
– Санкции, политика импортозамещения сыграли свою положительную роль?
– Я уже высказывался по этому поводу неоднократно. Считаю, что девальвация рубля является основным движением экономики, а санкции... не факт, что они имеют пользу. Важнее, что мы обесценили рубль. Это обеспечило положительную динамику.
– Можно ли сказать, что кризис уже позади или это такое явление, которое носит постоянный характер?
– Кризис – это двигатель прогресса в любом случае. Только в кризисных ситуациях человек начинает шевелиться. Западные страны уже научились его переживать. Что касается отечественной молочной отрасли, не думаю, что мы в каком-то кризисе. Вот если вспомнить ситуацию 10 лет назад... Сейчас сама отрасль движется в правильном направлении. Об этом говорит прирост товарного молока. Как может не радовать переработчика прирост товарного молока? Отсюда и прирост производства продукции.
– Ваша продукция представлена во всех российских регионах?
– В целом мы присутствуем везде. Особенно в федеральных сетях – METRO, «Магнит», «О'Кей», «X5 Retail Group». По нашему продукту у каждого ретейла сформирован определенный продуктовый пакет: кто-то больше продает мягкого сыра, кто-то – твердого, кто-то – масла. У нас широкий ассортимент, с ним можно работать. Вы знаете, придя в производство из продаж, мы плавно заместили сторонние продукты на товары собственного производства. Дистрибьюция была развита до того.
– Есть мнение, что не так это просто строить отношения с ретейлерами, они выставляют свои требования. Подчас невыполнимые...
– Сложности могут возникнуть всегда. Если ты полноценный партнер и ценен, то всегда находятся компромиссы. Особых сложностей нет. Каждый делает свою работу.
– Вы закупаете сырье у фермерских хозяйств Воронежской и Белгородской областей. Нет ли с ними сложностей? Может, они стали более капризными?
– Цену диктуют спрос и потребление. Производитель молока может повышать цену до бесконечности, мы ее протранслируем на полку, продукт остановится. Вопрос цены – дорого или дешево – стоит каждый день. Глобальных сложностей я не вижу. С некачественным молоком мы попросту не работаем, а с поставщиками качественного сырья обсуждаем цену, это просто один из рабочих моментов. Когда мы семь лет назад взяли под свое крыло завод в Ровеньках, там перерабатывали всего лишь 40 тонн молока в сутки. Из них 80% было представлено первым и вторым сортами. Сегодня у нас 95% – это высший сорт. Мы подобрались к 300 тоннам переработки сырья в сутки, а к концу 2018 года выйдем на все 500 тонн в сутки.
– Вы озвучивали ранее, что собираетесь в целом по группе компаний нарастить объем выпускаемой продукции. Наверное, по большей части за счет Белгородских активов?
– Да, там основное предприятие. Лет 5-6 назад были проблемы с логистикой, со складским хозяйством, с транспортом. Последние 3-4 года мы наращивали переработку, но не собираемся останавливаться только на Белгородской площадке. После реконструкции этого производства выберем нужный ассортимент и продолжим инвестировать в Воронежскую площадку – МК «Богдановский».
– Вопрос про инвестиции. Хватит ли их на всё?
– Для этих целей мы привлекаем кредитные ресурсы. Сегодня рынок динамично развивается. Если ты не соответствуешь рынку, то рано или поздно окажешься за бортом. Если не засеять поле весной, то осенью ничего не соберешь. Также с инвестициями: если не сделать их сейчас, то через 1-2 года ничего и не будет на выходе. Деньги, как правило, очень быстро обесцениваются как деньги.
– Государство как-то помогает? Участвуете в программах?
– Мы пользуемся всеми доступными на сегодняшний момент программами. Это субсидирование процентных ставок, программы по обновлению оборудования и другие. Правда, сейчас немного непонятен процесс субсидирования в связи с переходом на новую систему, когда субсидии распределяются через банки. Как государство не будет помогать, если я обеспечиваю работой более 1200 человек? Это диалог между бизнесом и властью. Он всегда был и должен быть. Недавно на завод в Ровеньках приезжал губернатор Евгений Савченко, осматривал новый сырный цех перед запуском.
– Какие ожидания от 2017 года?
– Ожидания одни – сработать не хуже, чем в 2016-м. Поживем – увидим. Всегда надо желать лучшего. Динамика, по сравнению с 2016 годом, интереснее. Европейский рынок закрылся, поэтому есть мысли по производству плесневых сыров, камамбера, твердых сыров. Я считаю, что страна должна сама себя кормить. У нас для этого есть все ресурсы. Важная составляющая успешной работы – это люди, хороший трудовой коллектив. К сожалению, сейчас не так много квалифицированных кадров, приходится самим их выращивать. В Ровеньках у нас работают целые семейные династии, мы приглашаем на работу молодежь. Я считаю, это правильно, люди должны держаться за свои корни. Если у тебя достойные зарплата, уровень проживания, необязательно бежать в большой город. Мне кажется, основная проблема сейчас – большой отток населения в крупные города.
– Вы планируете выйти на рынок Казахстана. Почему решили открыть новую территорию?
– Диверсификация никому не мешала. В Европу мы сейчас не в состоянии продавать свою продукцию, если быть реалистами. В Казахстане, Узбекистане присутствуют производители Беларуси, Украины. Чем мы хуже? Нужно предлагать. Мы прошли процедуру аттестации и соответствуем всем предъявляемым требованиям.
– Какими видите ваши предприятия в перспективе через 5-10 лет?
– Процветающими и большими. В целом тем инвестициям, которые мы сделали, мы даем отчет. Тенденция современного рынка – длительные вложения, они рассчитаны на десятилетний период. Хотим попасть в Топ-5 площадок в России по переработке молока.
Справка
Группа компаний «Сырный Дом» начала работать в Черноземье в 2004 году. В ее состав входят два молокоперерабатывающих завода – «Богдановский» и «Ровеньки-маслосырзавод». В 2016 году объем переработки составил 42,2 тыс. тонн молока. В 2017 году планируется переработать почти в 1,5 раза больше сырья, в том числе и за счет запуска нового сыродельного цеха. Основные бренды: «Богдаша», «Ровеньки», «Карлов двор», «Слобода», «Эль Виенто», Re'«Verans».