Белгород. 26.10.2017. ABIREG.RU – Аналитика – Члены Белгородского регионального отделения «Деловой России» провели глубинный опрос предпринимателей и выявили Топ-20 наиболее актуальных проблем бизнеса. Представители малого и среднего бизнеса рассказали о трудностях работы в затянувшемся кризисе, о своем восприятии деловой среды Белгородской области, о взаимоотношениях с органами власти и контрольно-надзорными органами и о многом другом. Для чего проводился этот опрос и как будут использовать полученную информацию, в интервью агентству «Абирег» рассказал председатель региональной «ДР» Владимир Лобуков.
– Как пришли к идее сделать белгородский рейтинг проблем бизнеса и для чего он?
– Прежде чем давать советы или предлагать какие-то решения, нужно разобраться в ситуации и построить проблемное поле. Одно и то же явление с разных сторон выглядит по-разному. Власть на тот или иной вопрос смотрит с одной стороны, бизнес – с другой, общество – с третьей, федеральные власти – с четвертой. Чтобы понять, где мы находимся, решили собрать основные проблемы. Мы составили список вопросов и стали опрашивать представителей разных сфер деятельности, отраслей, масштабов и пр. Интервью проходили с июля по октябрь этого года. Опрашивали руководителей компаний, которые и входят в «Деловую Россию», и не состоят в ней. Плюс мы провели несколько мероприятий – «Деловой чай», – на которых участники также рассказывали о своих трудностях. В итоге опросили около 100 предпринимателей, обобщили полученную информацию и выделили из нее основные проблемы.
– Как предприниматели отзывались на инициативу, активно ли шли на контакт?
– Мы сразу говорили, что итоги опроса будут представлены опосредованно через «Деловую Россию», что никаких имен и компаний мы называть не будем, поэтому люди открыто и искренно рассказывали о своих проблемах. Чувствовался дефицит внимания к представителям малого бизнеса. Одно дело, когда рассказываешь всё родным, и совсем другое, когда общаешься со специалистами, с коллегами. Иной раз интервью длились по два часа, бизнесмены активно делились тем, что накипело.
– Некоторые банки и организации проводят анкетирование своих клиентов, но там жестко заданные форматы опросников, в которых всего не напишешь. А здесь в свободном диалоге, выбирая нужный формат, можно очень о многом спросить и, соответственно, очень о многом услышать. Были предприниматели, которые не только делились своими трудностями, но и сразу предлагали механизм решения проблем? О чем они рассказывали?
– Истории, конечно, у всех свои, но вот интересно, как они рассказывали о своем опыте обращения к органам власти за помощью в реализации своих бизнес идей: кому-то чиновники обещали всяческую поддержку и помощь, но до реальных дел так и не доходило; кому-то к его инициативе «навешивали» дополнительные идеи, абсолютно ненужные предпринимателю, кому-то просто отказывали, а затем спустя время эту же идею воплощал кто-то из близких к администрации. Кому-то, конечно, и помогали. Часто – не за просто так.
К нам приходили с конкретными фамилиями, выставленными требованиями за оказание «услуг», суммами «откатов». Формируя список проблем, мы решили пока просто заявить об этих фактах, без персоналий. Если ничего не будет меняться, нам придется называть этих людей пофамильно. Белгород – город маленький, и вся информация о таких чиновниках и руководителях предприятий-монополистов у предпринимателей есть.
– Что вы планируете делать с полученными ответами?
– Сейчас мы обработали выявленные проблемы, дали им название и краткую характеристику. Список опубликован на нашем сайте. Теперь мы предлагаем Белгородским предпринимателям оценить, насколько эти проблемы актуальны лично для них и для регионального бизнеса в целом. Голосование открыто на сайте до 1 декабря 2017 года. По итогам этого опроса мы хотим определить Топ-10 наиболее острых бизнес-проблем, которые надо решать в первую очередь.
У «Деловой России» уже сложилось свое понимание состояния деловой среды Белгорода, и мы хотим подтвердить или опровергнуть его через ответы других бизнесменов.
В данный момент готовится встреча предпринимателей Белгородской области с губернатором Е. С. Савченко, мы планируем выйти на эту встречу уже с нашими вариантами решений ключевых проблем.
– Кто анализировал интервью?
– Эту функцию взяли на себя члены совета «Деловой России». Мы выписали все проблемы, определили их родовые признаки, сгруппировали по смыслам. Получилось 15 проблем, которые мы и разместили на сайте.
Надо понимать, что это первый шаг в нашей работе. Мы посылаем сигнал бизнесу, что мы готовы обсуждать любые их проблемы и находить для них решения. А властям говорим, что надо привыкать жить в условиях, когда за вами будут наблюдать, будут оценивать все ваши решения и действия. Причем оценивать их будут и сразу после принятия, и спустя некоторое время, когда будет уже виден эффект от этих решений.
– Список проблем обширный. И если одни касаются человеческого фактора, другие находятся за гранью законов. Что делать с ними?
– Чего боится власть? Точнее, чиновники, которые пользуются ресурсом власти для удовлетворения своих личных материальных интересов? Они боятся огласки этих вещей – как минимум это конец карьеры. Конечно, сегодня мы не пойдем в прокуратуру со всеми этими списками и результатами опроса – без специальных мероприятий трудно будет что-то доказать. Пока мы пойдем другим путем – будем информировать бизнес-сообщество о представителях органов власти, местного самоуправления, руководителях монопольных организаций, берущих мзду за выполнение своих прямых служебных обязанностей.
– Давайте попробуем разобрать одну из выявленных проблем...
– Например, представители и законодательной, и исполнительной власти на словах выступают за поддержку малого и среднего бизнеса. Но при этом на местном уровне принимаются такие законодательные акты, которые усложняют жизнь бизнесменам. Вводятся высокие коэффициенты тарифов, транспортного налога, земельного налога, стоимости аренды земли для фермеров, взносов в СРО, принимаются планы по штрафам, выставляются сверхобременения к инвесторам, требования к уровню зарплат в малом бизнесе и т. п.
Сейчас мы хотим сделать таблицу сравнения наших тарифов и других условий с показателями Курской, Воронежской, Орловской, Брянской и др. областей и показать нашим депутатам, что их решения снижают конкурентоспособность Белгородских предприятий на рынке центрально-черноземного региона.
Почему Белгородские предприниматели уходят в другие регионы? Потому что какие-то условия ведения бизнеса там объективно лучше.
Для того чтобы решать эти вопросы, надо выстраивать диалог между бизнесом и властью.
Есть проблемы, которые мы хотим осмыслить и понять, почему они возникли. Например, почему большинство инициатив у нас идет сверху, от власти (в частности, одна из последних – программа 500/10 000). А где предпринимательская инициатива снизу?
Инициируемые властью законы, программы и проекты в сфере предпринимательства не обсуждаются с теми, кого они непосредственно касаются, затраты по реализации властных инициатив перекладываются на плечи самих предпринимателей. Как следствие – отсутствие инициативы со стороны малого бизнеса и низкий уровень общего доверия к органам власти.
– Назовите Топ-3 из составленного вами списка.
– В первую очередь, пожалуй, это комфортность бизнес-среды. Интегральный показатель. Оказалось, что людям не очень комфортно вести бизнес в регионе. По разным причинам. Часто они даже не могут назвать конкретные причины – то с одним знакомым предпринимателем что-то произошло, то с другим. Они понимают, что никто от подобных проблем не застрахован.
– Ведь подобные истории могут быть во всех регионах, не только в Белгороде?
– Да, наверное. Но если общаешься с предпринимателями из соседних областей – Воронежской, Курской, – кажется, что у них немного другие ситуации. В большом регионе, при более-менее регулярной смене региональных элит сложно поставить всё под контроль – степень свободы для бизнеса там больше. А у нас долгое время у власти находятся одни и те же люди. Иногда возникает ощущение, что Белгородская область расчерчена на мелкие квадратики и каждый из этих квадратиков за кем-то записан, кто-то за него отвечает и что-то с него получает. Надо время от времени встряхивать всё это, чтобы у бизнеса появились возможности установить новые связи и развиваться.
– Что вы еще вынесете в топ проблем?
– Систему регулирования предпринимательской деятельности. Бизнес не пишет для себя законы и правил не устанавливает. Он существует в той среде, которую ему создали законодательная и исполнительная власти. От этих настроек в очень большой степени зависит и самочувствие бизнеса. Настройки должны меняться в зависимости от ситуации в политике и экономике. Когда наступают кризисные времена и всем трудно – настройки должны смягчаться, а у нас они только ужесточаются. Помогут бизнесу на 10 копеек, потом заберут рубль.
И третий момент – Формальный подход к реализации механизмов поддержки малого бизнеса. Вся работа выстраивается для отчетности перед федеральными органами и губернатором, мнение малого бизнеса при формировании программ поддержки не спрашивается, предприниматели в массе своей не информированы о мерах поддержки, из механизма поддержки предпринимательства делается бизнес с элементами незаконного предпринимательства, некоторые работники, которые отвечают за поддержку предпринимательства, по своим морально-этическим и деловым качествам не соответствуют занимаемым должностям.
Я бы сказал, что это три основные проблемы, а остальные уже более узкие.
– Есть ли у вас решения выявленных проблем?
– У нас есть свои варианты для решения некоторых из обозначенных проблем. Хорошо бы, чтобы решение этих проблем стало для предпринимательского сообщества неким объединяющим фактором. Мы хотим создать несколько рабочих групп, куда войдут предприниматели и представители общественных организаций («Опора России», ТПП, РСПП и другие организации). Нужно обсудить каждую из проблем, собрать возможные варианты решений, а уж потом в диалоге с властью разрешать эти проблемы.
– Можете обобщить, что показала проделанная вами работа?
– У органов власти сформировалась своя позиция по отношению к предпринимателям – мы, как предпринимательское сообщество, должны сформулировать свою позицию и стать стороной переговоров для совместного формирования благоприятного делового климата в Белгородской области. От этого выиграют все. А в этом и заключается основная цель «Деловой России» – объединение предпринимателей для содействия развитию нашей страны.