Белгород. 26.10.2017. ABIREG.RU – Перечень наиболее острых проблем бизнес-сообщества Белгородской области составила «Делова Россия» после четырех месяцев опросов предпринимателей. Некоторые из них затрагивают взаимоотношения с местными властями, рассказал «Абирегу» в интервью председатель общественного объединения Владимир Лобуков.
«Мы составили список вопросов и стали опрашивать представителей разных сфер деятельности, отраслей, масштабов и пр. Интервью проходили с июля по октябрь этого года. Опрашивали руководителей компаний, которые и входят в «Деловую Россию», и не состоят в ней. Плюс мы провели несколько мероприятий – «Деловой чай», – на которых участники также рассказывали о своих трудностях. В итоге опросили около 100 предпринимателей, обобщили полученную информацию и выделили из нее основные проблемы», – рассказал господин Лобуков.
Он отметил, что многие приходили с конкретными ситуациями, фамилиями, суммами «откатов». Но составители рейтинга решили не озвучивать всю полученную информацию. Напротив, они хотят наладить диалог между бизнесом и властью, чтобы совместно решать проблемы.
Список проблем (без ранжирования):
№ |
Проблема |
Описание |
---|---|---|
1 |
Решение экономических проблем Белгородской области за счет субъектов предпринимательства. |
На словах органы государственной власти выступают за поддержку малого бизнеса, а на деле вводят высокие коэффициенты тарифов, транспортного налога, земельного налога, стоимости аренды земли для фермеров, взносов в СРО, принимают планы по штрафам, выставляют сверхобременения к инвесторам, требования к уровню з/п в малом бизнесе и т. п. |
2 |
Недобросовестная конкуренция на рынке в значительных объемах. |
Ценовой демпинг со стороны фирм-«однодневок», «серых» предпринимателей, использование административного ресурса в решении бизнес-вопросов, торговля инсайдерской информацией, наличие контрабандных товаров и услуг, искусственное ограничение конкуренции. |
3 |
Формальный подход к реализации механизмов поддержки малого бизнеса. |
Вся работа выстраивается для отчетности перед федеральными органами и губернатором, мнение малого бизнеса при формировании программ поддержки не спрашивается, предприниматели в массе своей не информированы о мерах поддержки, из механизма поддержки предпринимательства делается бизнес с элементами незаконного предпринимательства, некоторые работники, которые отвечают за поддержку предпринимательства, по своим морально-этическим и деловым качествам не соответствуют занимаемым должностям. |
4 |
Авторитарный стиль принятия решений по развитию предпринимательства в Белгородской области. |
Инициируемые властью законы, программы и проекты в сфере предпринимательства не обсуждаются с теми, кого они непосредственно касаются. Прямые указания предпринимателям, что и как делать в их бизнесе, перекладывание всех затрат по реализации властных инициатив на плечи самих предпринимателей. Как следствие – отсутствие инициативы со стороны малого бизнеса и низкий уровень общего доверия к органам власти. |
5 |
Чиновники используют свои должности как личный бизнес-ресурс. |
Прикрываясь разговорами о «защите прав», «качестве», «безопасности» и пр., они заставляют предпринимателей решать свои проблемы через подконтрольные им коммерческие структуры, иначе невозможно оформить документы, получить разрешения и пр. |
6 |
Несовершенство нормативно-законодательной базы, регулирующей деятельность предпринимателей. |
Невнятно написанные законы, отсутствие прозрачности в их исполнении, недостаточное информирование предпринимателей – всё это не позволяет бизнесменам с приемлемыми временными и финансовыми затратами решать свои задачи, это привело к созданию целого института «решал», которые крутятся вокруг разных ведомств, знают параллельные входы-выходы и за вознаграждения решают любые проблемы. |
7 |
Высокомерный стиль общения представителей органов власти, контрольно-надзорных органов, представителей естественных монополий и подобных структур с предпринимателями. |
Повышенный тон на совещаниях с предпринимателями, обвинительный уклон в «письмах счастья», вызовы «на ковер» с показательными публичными экзекуциями, унижающими достоинство предпринимателей, запугивание предпринимателей последствиями невыполнения тех или иных требований нормативных актов, сложившихся норм регулирования, сверхнормативных требований и даже просто желаний отдельных должностных лиц, часто в планово-предупредительном режиме, и пр. |
8 |
Высокие региональные ставки кадастровой стоимости недвижимости и земли. |
Диапазон коэффициентов – от 0,5 до 2. В Белгородской области установлено максимальное значение – 2. Для ряда проектов и предприятий этот показатель характеризирует такие условия, в которых они останавливают свою деятельность. Предприниматели рассматривают этот фактор как механизм передела рынка в пользу крупного бизнеса и бизнеса, аффилированного с властью. |
9 |
Низкая деловая активность в Белгородской области. |
Это связано с общей экономической ситуацией в стране и украинским кризисом. Плохая конъюнктура, снижение потребительского спроса, сжатие рынков, падение прибыли, вынужденное расширение «серых» схем, приостановка деятельности и уход предприятий малого бизнеса с рынков присутствия. |
10 |
Разрушение строительного рынка Белгородской области, вызванное почти исключительно действиями органов власти. |
Сверхнормативные требования к инвесторам и застройщикам, закрытость рынка, ограничение конкуренции, распределение подрядов между «своими», сознательное доведение до банкротства строительных компаний, перехват прав собственности, высокая стоимость участия в местном СРО и т. д. |
11 |
Высокие региональные ставки подключения к инфраструктуре. |
Подключение к водоснабжению, водоотведению, газу, электричеству. Льготные тарифы – только для своих или через «решал». |
12 |
Власть не хочет видеть проблем малого бизнеса, тем более с ними разбираться. |
Нет диалога власти не только с предпринимателями, но и с общественными организациями, представляющими их интересы; губернатор и курирующий экономику зам не встречаются с представителями малого бизнеса. Если бы АСИ не ввело свои рейтинги, шансы у бизнеса достучаться до власти были бы минимальными. |
13 |
Опасность рейдерских захватов успешных бизнесов. |
Многие предприниматели уверены в том, что в Белгороде нельзя развивать свой бизнес слишком сильно. После определенной границы (где-то 100 млн рублей в год) власть или люди от нее начинают проявлять к такому бизнесу повышенный интерес с целью поставить его под какой-нибудь вид контроля. Это приводит к тому, что предприниматели либо искусственно сдерживают развитие своего бизнеса, либо защищаются нетривиальными методами, либо переводят свои предприятия в другую региональную юрисдикцию. |
14 |
Слабая защищенность предпринимателей от неправомерных действий со стороны органов власти. |
Право сильного. Предприниматели боятся отстаивать свои интересы перед органами власти из-за тех административных контрольно-репрессивных последствий, которые неминуемо наступают для несговорчивых бизнесменов. |
15 |
Слабая консолидация предпринимательского сообщества. |
Каждый сам за себя. Некому пожаловаться на недобросовестных конкурентов, действия власти, неправомерные претензии контрольно-надзорных органов и пр. |