Спустя почти три полных года работы Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области большая часть населения осознала необходимость системы капремонта в стране и уплаты взносов, которые ежемесячно поступают собственникам многоквартирных домов. Правда, все же периодически в СМИ и соцсетях появляются комментарии жителей, не смирившихся с необходимостью организации сборов на модернизацию устаревшего жилья, критикующих федеральные власти за данную инициативу. Но, несмотря на это, караван продолжает идти. Причем, успешно – особенно в Воронежской области.
Лидер по собираемости взносов
В 2016 году Фонд капремонт закрыл краткосрочный (двухлетний) план по модернизации домов на 2015-2016 годы. В него региональные власти внести 270 многоквартирных жилых помещений, общая площадь которых составила 660 тыс. кв. м. Впечатляющие цифры обеспечили не менее впечатляющие траты. Стоимость всех проведенных работ достигла отметки в 613,3 млн рублей, при этом 369,5 млн рублей были потрачены на жилье непосредственно в областном центре.
Результаты работы Фонда привели к тому, что по собираемости денег на капремонт Воронежская область стала «чемпионом страны».
«Так, в регионе показатель составил 88%, в то время как в среднем по стране – 83%. Интересно, что даже в отдаленных районах региона собираемость остается очень высокий. Например, по результатам трех минувших кварталов текущего года, в Россоши она составила 95,7% от начисленных сумм», – отметили в региональном Фонде капремонта.
Вкупе с новостями о том, что Госдума предложила избавить от взносов жителей целых расселяемых поселков, эта тенденция свидетельствует о переломе в сознании населения по отношению к капремонту и качественном консенсусе между всеми сторонами этого вопроса.
Планы на будущее еще более масштабны. В минувшем году Фонд приступил к реализации новой (в два раза более масштабной) программы, охватившей 554 дома, большая часть которых находится в районах. Их общая площадь превышает 2,38 млн кв. м. Общий размер трат на ремонт внутридомовых инженерных систем, фасадов, кровель и иных, сопряженных с этим работ, достигнет 2,4 млрд рублей. Планируется, что более 50 тыс. человек смогут улучшить условия своей жизни. В свою очередь, краткосрочный план капитального ремонта на 2017-2019 годы предусматривает модернизацию 768 объектов, которая обойдется в 4,3 млрд рублей.
Поощрение за активность
Естественно, зачастую дискуссия о необходимости сборов средств на капремонт сводится к тому, что собственники жилья оторваны от процесса сбора средств. Особенно в новостройках. Этот вопрос уже давно перестал быть острой темой для обсуждений. Собственники жилых домов стали все активнее включаться в программу и организовывать собственные счета, минуя посредников. И можно с уверенностью утверждать, что как только люди осознают свое место в системе капремонта, то дело обновления жилфонда пойдет увереннее. И результативнее.
Кстати, за активность жители, в частности, и Воронежской области получают от государства вполне осязаемые блага. Так, в конце прошлого месяца правление Фонда содействия реформированию ЖКХ одобрило заявку региона на получение господдержки по энергоэффективному капремонту двух домов №22 и №38 по набережной Авиастроителей. Этим зданиям только исполнилось 30 лет, они не являются аварийными, но собственники квартир решили провести энергоэффективный ремонт и сократить свои коммунальные расходы примерно на 10%. В итоге в домах были утеплены и герметизированы межпанельные швы и отремонтированы системы электро- и теплоснабжения за 23,5 млн рублей, которые были собраны на спецсчетах регионального Фонда. Чуть более 9 млн рублей из них были предоставлены федеральным Фондом в качестве поддержки.
Принцип открытости и прозрачности в действии
Также за время своей работы воронежский Фонд капремонта успешно реализует принцип открытости и прозрачности. Так, недавно организация сформировала «Яндекс-карту» многоквартирных домов с подробным описанием того, как и в какой последовательности будут ремонтироваться помещения. Эта мера только на первый взгляд может показаться малозначительной. Ведь дело в том, что подобного рода шаги позволяют региону удерживать позиции в рейтинге максимальной информационной открытости, которая в конечном счете помогает росту доверия жителей. Не так давно Воронежская область стала первой в рейтинге по этому показателю, составленному НП «ЖКХ Контроль».
«Эксперты исходили из того, что информационную открытость необходимо увязывать в первую очередь именно с конкретными итогами профильных работ. Понятное и доступное наполнение сайтов без очевидных результатов ремонта аварийного жилфонда не может поощряться ни властями, ни населением, которое ждет от фонда улучшения жилищных условий, а не, например, интерактивных карт. Но в Воронежской области картина была хорошей с обеих сторон: все запланированные работы проводились в срок, а обширная информационная работа Фонда способствовала высоким показателям собираемости взносов», – рассказала исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева.
Строгий спрос с подрядчиков
Напоследок стоит отметить, что к работе властей по капремонту подключились региональные власти и правоохранительные органы. В конце 2016-го облправительство разрешило допускать к конкурсам на выбор подрядчиков только те строительные компании, которые имеют на собственных счетах 70% денег, которые предполагаются контрактом. Это, естественно, ограничило экспансию фирм-однодневок, желающих урвать кусок от многомиллионных контрактов. Уже через полгода результаты работы Воронежской области были отмечены на федеральном уровне.
«Хорошие результаты несколько регионов смогли достичь благодаря переходу к новому порядку отбора подрядных организаций. Помимо Воронежской области это Тульская, Вологодская, Курганская области, Ставропольский и Алтайский края, Республика Удмуртия», – отметил замглавы Минстроя Андрей Чибис на одном из профильных планерных совещаний по результатам программ капремонта в субъектах РФ.
Уже к концу этого года стало известно, что Генпрокуратура провела соответствующую проверку сферы, выявив 9,1 тыс. нарушений, часть из которых легла в основу более шести десятков уголовных дел. При этом громких срывов программы в Воронежской области не было. Можно предположить, что и не будет по причине столь активной, а, главное, результативной работы правоохранительных органов, а также вполне разумным инициативам властных структур. В сумме эти вещи способны, скорее всего, свернуть горы.