Воронеж. 20.12.2017. ABIREG.RU – Эксклюзив – Доступность Интернета приобрела особое значение – мы все вступили в цифровую эпоху. Сим-карты живут не только в телефонах, но и в автомобилях, счетчиках и холодильниках. Многие из тех продуктов и сервисов, которые сегодня кажутся инновационными, завтра станут повседневной практикой. О буме облачных сервисов, невероятных перспективах Big Data для бизнеса, диджитализации, «рояле в кустах», припасенном для партнеров и клиентов, а также в целом о трендах в телеком-индустрии «Абирегу» рассказал директор филиала МТС в Воронежской области Владимир Байгушев.
– Владимир Владимирович, год подходит к концу, и самое время подводить итоги. Чем этот год вам запомнился?
– Год был очень насыщенным, мы действовали сразу в нескольких направлениях. Это я считаю одним из главных плюсов, потому что работу на рынке надо строить комплексно. Во-первых, мы завершили масштабное обновление сети 2G, того самого «голоса», установив новое оборудование – современное, эффективное, более мощное.
Во-вторых, мы очень хорошо отстроили сеть LTE. До конца года запустим несколько десятков базовых станций. Мы занимаем лидирующие позиции в регионе по качеству и скорости 4G. Кстати, мы первыми запустили сеть 4-го поколения в Воронеже. Анализируя тенденции запросов абонентов и бизнеса, видим, что сейчас без высокоскоростного Интернета просто не обойтись. Соответственно, мы и готовим свою сеть, чтобы удовлетворить такую потребность. В этом же году мы строили не только сеть 4-го поколения, но и 2-го, и 3-го. Конечно, мы хотели и хотим, чтобы преимущества нашей сети оценило как можно больше людей.
Хочу сказать, что для нас крайне важно не просто предоставлять услуги связи, развивать компанию, но и решать социальные задачи в той нише, где мы являемся экспертами и можем помочь. Мы реализовали проект «Дети в Интернете» при поддержке Минобрнауки. Проект федеральный, представители ведущих вузов были причастны к его формированию. Считаю его очень своевременным: начало года ознаменовалось тревожными сообщениями в СМИ о кибератаках, о росте восприимчивости молодежи к различным вредным контентам, таким как, например, нашумевший «голубой кит». Всё это оказывает очень негативное влияние на подрастающее поколение, которое оказалось беззащитным перед этими опасностями, идущими из Интернета. Мы в формате игры осуществили обучение по безопасному пользованию Интернетом. Почти 2 тыс. детей прошли через это обучение.
Так что, если резюмировать, могу сказать, что год был удачным для нас.
– Кстати, конец года ознаменовался интересным флешмобом снижения цен, который вы поддержали на своей странице в «Фейсбуке». В результате цены на связь МТС упали в городах Воронежской области.
– Да, я поддержал флешмоб моего коллеги, директора иркутского филиала. Согласитесь, что активность была приятная – теперь минимальный тариф на связь МТС начинается от 200 рублей. Еще раз повторюсь, что мы хорошо поработали над сетью в этом году и хотим, чтобы как можно больше жителей области оценили качество нашей сети.
– Вы сказали о большой модернизации сети 2G, в то время как все уже ждут прихода 5G. Не боитесь отстать, занимаясь старой инфраструктурой, отрывая время и ресурсы от других направлений?
– Какими бы гаджетами вы ни «прирастали» в своей повседневной жизни, всё равно основные базисы остаются. Это не значит, что одно поколение поглощает другое. Чтобы было более понятно, сравню процесс развития сетей со слоеным пирогом: каждый предыдущий уровень является фундаментом для перехода на следующий. Когда у тебя первый слой «пирога» остается архаичным, а ты на этом фундаменте пытаешься возвести космическую башню, это не совсем правильно. Фундамент надо модернизировать и делать это в первую очередь. Мы заменили фундамент на более энергоемкий. Это раз. Резко увеличилась мощность. В отдельных случаях мы столкнулись с тем, что у нас сигнал базовой станции был в пределах 5 км, после замены оборудования связь появилась в радиусе 30 км. То есть кратно увеличили мощность сети 2G.
– Сейчас много говорят, в том числе и на правительственном уровне, о необходимости устранения цифрового неравенства. Как вы думаете, когда наступит это всеобщее цифровое благоденствие?
– Счастье не за горами (улыбается). Что такое «цифровое неравенство»? Это наличие доступного Интернета в крупных городах и полное его отсутствие в сельской местности. С развитием технологий все будут в сети, вне зависимости от территории. Естественно, в городах это быстрее проходит, потому что это экономика, быстрый возврат инвестиций с минимальными затратами. Что касается области, это действительно большие капиталовложения, но технологии не стоят на месте, они позволяют снижать себестоимость. Мы применяем различные методики построения нашей сети, которые позволяют подавать Интернет и в города, и в маленькие населенные пункты нашей области. Если говорить об LTE, мы построили ее в Воронеже, Лисках, Россоши, Богучаре, в селах Елань-Колено, Нижний Мамон и других. Большая территория уже покрыта сетью 3G, тенденция будет продолжаться, будем и дальше заходить в деревни, ориентируясь не только на частных потребителей, но и на бизнес-среду. Наш регион является сельскохозяйственным, очень много предприятий находится за пределами городов. А это автомобили, бизнес-процессы, которым как воздух необходим скоростной Интернет. Так что мы достаточно быстро движемся к тому, чтобы доступный Интернет появился в большинстве сел.
– Насколько нам известно, еще одна важная новость этого года – диджитализация компании. В чем она проявляется и что это такое?
– «Проникновение» смартфонов среди абонентов МТС в Воронежской области составляет 54%, а пользователями мобильного Интернета являются 49% наших клиентов. Мы достигли максимума в области данных. Кроме того, МТС владеет крупной транспортной сетью в РФ, мы впереди наших конкурентов по темпам строительства сетей 4G, поэтому хотим идти в сторону насыщения «трубы», передающей трафик, различными сервисами, разработанными как нами, так и нашими партнерами. За последние 5-10 лет между традиционным телекомом и конечным пользователем встали те, кому конечные пользователи стали доверять больше. Это компании типа Google, Facebook и прочие. Сейчас мы меняем вектор. Теперь мы и сами готовы давать те сервисы, которые раньше вы получали на наших сетях не от нас. К примеру, у МТС запущен ряд приложений: «Музыка», «Пресса», «Книги» и другие.
Диджитализация затронула всех, а некоторых захватила полностью. Для меня, как и для многих, жизнь стала управляться кончиками пальцев с помощью смартфона. Конечно, это новая среда, и иногда сложно к ней привыкнуть, но я уверен, что это наше самое ближайшее будущее.
Сейчас сим-карты используются не только в телефонах, но и в автомобилях, счетчиках и холодильниках. Если бизнес хочет развиваться, то у него только один путь – это диджитал. Уже сейчас мы предоставляем услуги, которые позволяют посмотреть на свой бизнес с точки зрения прогресса. Для одних компаний интересна Big Data, чтобы посмотреть маршруты перемещения и, вычисляя потоки, открывать салоны и магазины в наиболее проходных местах. Другим нужен сервис, с помощью которого можно контролировать перемещения сотрудников или отслеживать транспортировку грузов.
– Какие еще из сервисов могут помочь предпринимателям? Что пользуется наибольшей популярностью у воронежского бизнеса?
– Сегодня, к примеру, просто бум облачных сервисов. Облачные решения помогают отказаться от лишнего «железа», бумажных архивов, обеспечить доступ сотрудников ко всем рабочим инструментам 24 часа в сутки. Для доступа к «облаку» требуется стационарный или портативный компьютер, смартфон или планшет. Спрос на виртуальные продукты МТС стабильно растет на 20-35% ежемесячно. Это неудивительно, ведь, например, переход на облачную модель использования вычислительных мощностей помогает достичь трехкратного сокращения затрат на ИТ-инфраструктуру в течение года. А вот самое популярное облачное решение – «виртуальная АТС», услуга помогает ускорить обработку входящих звонков в среднем в два раза.
– Вы считаете, воронежский бизнес готов к этому?
– Я бы выразился так: бизнес присматривается и оценивает перспективы. Когда я начинаю рассказывать про возможности Big Data, вижу, что у предпринимателей «загораются» глаза от просто невероятных перспектив, которые эта технология открывает. Многим кажется, что время еще не пришло, но на самом деле Big Data уже давно используется в МТС для планирования собственных сетей. В частности, для превентивного увеличения пропускной способности в период пиковых нагрузок, для анализа профиля пользования и поведения абонентов.
Воронежский бизнес очень продвинутый. Здесь сконцентрировано много крупных национальных клиентов. Люди современные, активные, стараются быть в тренде всех технологий.
Пару лет назад мы вышли на рынок системной интеграции. Системная интеграция – это всё, что связано с ИТ-инфраструктурой: от биллинга до автоматизации процессов. Были реализованы уже несколько крупных кейсов: система тестирования на алкоголь для одного из холдингов, виртуальная школа... Так что для тех, кто считает до сих пор, что МТС занимается только голосовой связью, Интернетом, мы, можно сказать, запасли «рояль в кустах», который называется «системный интегратор».
– Какие тренды в телеком-индустрии нас будут ждать в следующем году?
– Весь бизнес идет в цифровизацию, всем нужны скорость и быстрота реакции. Дальше мы переходим в плоскость взаимоотношений Machine-to-Machine. Это подразумевает наличие хорошей сети. Раньше трафик создавали только люди, теперь еще и машины создают. Следующий шаг – сеть 5G.
Уходят в архаику бумажные консервативные способы обработки информации, классические способы ведения бизнеса, особенно торговых отношений. Это является данностью, на которой нужно развивать новые технологии. То, что я вам сказал по поводу 5G, это будет следующим естественным шагом после 4-го поколения. Компания МТС намерена не сдавать позиций и уже в начавшейся гонке технологий 5G. Совместно с Ericsson мы начали тестировать технологии 5-го поколения еще в конце апреля. По результатам испытаний удалось достигнуть скорости передачи данных в 25 Гбит/с на движущемся прототипе смартфона с поддержкой 5G. Кстати, отдельные решения следующего поколения могут заработать уже в 2018 году, во время чемпионата мира по футболу.
– Владимир Владимирович, завершающий вопрос, конечно же, о планах МТС в регионе.
– Мы современная компания. Наша цель – предвосхищать потребности наших клиентов. Мы обязаны и хотим достойно отвечать на вызовы времени и общества. Будем продолжать строить сеть 4-го поколения, усовершенствовать существующую инфраструктуру, продолжим работать с тарифами, улучшать сервис, чтобы у нашего потребителя было удовлетворение тем продуктом, который он выбрал.
– Звучит заманчиво, хочется пожелать вам удачи на этом пути!
– Спасибо, но удача – это некая субстанция извне, а нам хотелось бы успехов, то есть того, что создается интеллектом, знаниями и трудом.
– Тогда – успехов!