26 ноября 2024, 18:33
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Не взлетели в Воронеже: на что готов Сергей Журавлев ради Turkish Airlines?

20.12.2017 16:00
Автор:

Воронеж. 20.12.2017. ABIREG.RU – Аналитика – Международный аэропорт Воронеж с приобретением нового инвестора в лице бывшего депутата Госдумы Сергея Журавлева достаточно смело заявляет об открытии новых направлений. На официальном сайте аэропорта указаны 30 авиакомпаний-партнеров. Но если обратить внимание на регулярную летную программу, ее гвоздем, бесспорно, является Turkish Airlines. Причем пока направления других перевозчиков сводятся на нет, Turkish Airlines в конечном счете выигрывает и от отсутствия прямых вылетов в Европу, и от реализации совместных проектов с аэропортом. «Абирег» решил разобраться, к чему ведет такая политика нового владельца и как столь тесное партнерство с турками отразилось на работе с другими авиакомпаниями.

За последний год воронежский аэропорт заявил порядка 18 новых направлений. Помимо классических Москвы и Санкт-Петербурга, это Стамбул, три чартера на такие курорты, как Пхукет, Дубай и Гоа. Кроме того, в сезонном расписании затесались семь дестинаций зимой и три – летом. От четырех направлений пришлось отказаться.

В число аэропортных «отказников» вошел и многострадальный Кишинев молодой авиакомпании Fly One, которая начала свою работу в 2016 году. Молдавского перевозчика можно в некотором смысле считать конкурентом Turkish Airlines: аэропорт Кишинева предлагался воронежским туристам как стыковочный для дальнейших путешествий по Европе, однако турецкий аэропорт Ататюрка захватил пальму первенства.

Для Fly One оказалось проблематичным закрепиться на рынке: низкая загрузка на рейсах и высокое давление Turkish Airlines довольно быстро вытеснили перевозчика с воронежского рынка. В декабре текущего года молдавская авиакомпания вновь изъявила желание летать из Воронежа с весны 2018 года, но официальный график полетов пока не утвержден.

Вообще Воронежу очень не везет с европейскими направлениями – главными потерями аэропорта, помимо Кишинева, стали Мюнхен и Париж. В первую очередь эксперты связывают это с тем, что воздушная гавань просто не нашла перевозчика, который смог бы осуществлять рейсы на заявленных условиях. Имел место и ряд других ошибок. В частности, французское направление было представлено рейсом, летающим не в сам Париж, а в местечко в 200 км от него, в связи с чем заинтересованных в нем не нашлось.

В целом, с учетом того, что крупные отечественные авиакомпании через Москву и Turkish Airlines через Стамбул предлагают весьма привлекательные стыковочные тарифы для рейсов в Европу, перспективы программы прямых вылетов из Воронежа в Старый Свет весьма туманны. При этом соседи – Белгород и Липецк – активно осваивают прямые перелеты. В частности, Белгород с 24 декабря 2017 года запускает с авиакомпанией RusLine рейсы в Вену, Липецк планирует развивать итальянское направление.

Просто бизнес, ничего личного

Нельзя сказать, что европейские направления не пользуются спросом в Воронежской области. У нас представлено много интернациональных компаний, которым для перевозки своих сотрудников, конечно, нужны были бы рейсы в Европу. Однако спроса с их стороны недостаточно для обеспечения рентабельности таких вылетов.

При этом геополитическая ситуация в мире и высокий курс евро сильно охладили пыл российских туристов. Аэропорт, в принципе, мог бы найти на европейском направлении перевозчика с самолетами небольшой пассажироемкости. Например, CRJ-100/200 или Embraer. Но у таких самолетов высокая эксплуатационная себестоимость одного летного часа. Поэтому им должна быть обеспечена полная загрузка, что при «раскатке» нового направления никто не может им гарантировать. Билеты для пассажира получаются весьма дорогими. Поэтому требуются региональные гарантии в виде субсидий, хотя бы на первое время.

Правительство области усиленно ратует за осуществление рейсов в Европу (тем более Воронежская область и Бавария являются побратимами), но выделение средств в соответствующей строке бюджета на 2018 год не предусмотрено. «На самом деле финансово никто никому помогать не хочет. Да и, честно говоря, федеральные туроператоры не сильно заинтересовались Европой. При желании они бы «раскатать» это направление могли путем гарантированного выкупа блока мест на самолетах авиакомпании. Но в нынешних жестких условиях выживаемости бизнеса, в том числе туристического, никто своими кровными рисковать не хочет», – пояснил эксперт.

Привилегированное положение

Никто из участников рынка даже не сомневается, что с Turkish Airlines и, вероятно, Flydubai воронежский аэропорт работает на каких-то особенных условиях. Некоторые из собеседников «Абирега» даже высказывают аккуратное предположение, что часть направлений, в том числе европейские, могут блокироваться в угоду этим «фаворитам».

Представитель Flydubai в приватных беседах утверждал, что авиакомпания будет летать даже с одним человеком в салоне. Уход из воздушной гавани обеих компаний, и особенно турецкой, безусловно, обернулся бы крахом для аэропорта.

Аэропорт почти «разделся», чтобы Turkish Airlines все-таки пришли в Воронеж. Эксперт «Абирега», близкий к руководству аэропорта, уточнил, что авиакомпании были предоставлены очень внушительные «скидки» на аэропортовое обслуживание. Хотя российское законодательство официально запрещает это делать для иностранных авиакомпаний, есть «технические» лазейки, чтобы перевозчик был доволен. В настоящее время турецкие партнеры – самое выгодное приобретение аэропорта, поэтому их и стараются всеми силами здесь удержать.

С приходом всё тех же Turkish Airlines некоторые связывают крах Fly One в Воронеже. Впрочем, эксперты отмечают, что такой огромной авиакомпании нет смысла что-то лоббировать, ведь «Турецкие авиалинии» и так почти любого конкурента могут «сожрать». Что уж говорить о небольшой молодой молдавской авиакомпании.

Навели марафет

По мнению ряда участников туристического рынка, топ-менеджмент слишком активно набивает цену надстройками вроде совместного с Turkish Airlines турагентства, а не развитием своей основной функции – привлечением авиакомпаний-партнеров и созданием комфортной среды для пассажиров. Хотя, по идее, именно с этими целями в свое время проект реконструкции аэровокзала был «отжат» у ЗАО «Авиакомпания «Полет» Анатолия Карпова в пользу Сергея Журавлева.

О качественных изменениях пока остается только мечтать – при довольно красивой обертке и громких разговорах сервис аэропорта, видимо, не далеко ушел от уровня времен «Полета». Не далее как на прошлой неделе партнер и руководитель практики по работе с компаниями АПК KPMG в России Виталий Шеремет пожаловался в соцсетях на задержку нескольких рейсов и неработающие онлайн-табло: «Воронеж, конечно, классный город, но с аэропортом у меня складываются сложные отношения. Сегодня – задержка нескольких рейсов с утра. В зале ожидания – ни одного табло. И ни одного сотрудника. И выйти нельзя – за тобой зона контроля. А перед этой зоной – бизнес-зал. Раз уж проскочил его, обратной дороги нет».

Близкий к руководству аэропорта источник «Абирега» рассказал, что основной целью имитации бурной деятельности в воздушной гавани является успешная продажа актива. Якобы когда собиралась новая команда топ-менеджеров, Сергей Журавлев недвусмысленно дал понять, что нужно сделать «красивую картинку», тем самым значительно повысив коммерческую стоимость объекта, а потом продать «задорого». «Покупатели уже не раз выходили на связь и приценивались. В настоящее время аэропорт подходит к пику своего развития. И это владельцы прекрасно понимают», – добавил источник.

Сейчас перед аэропортом стоит задача сохранить существующие направления и видимость успешности. По словам эксперта, именно в связи с приоритетом возможной продажи решили повременить со строительством нового аэровокзального комплекса. В целом, если область и федеральный центр будут финансово помогать, перспективы на ближайшее время у аэропорта неплохие. И нынешняя команда делает всё возможное и даже больше, выжимая успешный проект до последней капли, как лимон.

P. S. Добавим, что международный аэропорт Воронеж воздержался от общения с редакцией «Абирега» и предпочел проигнорировать два официальных запроса.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 8