Воронеж. 26.12.2017. ABIREG.RU – Аналитика – В феврале 2016 года постановлением президента Республики Узбекистан была упразднена Ассоциация предприятий пищевой промышленности и образована холдинговая компания «Узбекозиковкатхолдинг». В июле 2017-го председателем компании был назначен Тохиржон Жалилов. Стоит отметить, что господин Жалилов почти 20 лет проработал в автомобильной промышленности Узбекистана, шесть из которых руководил узбекско-американским автоконцерном GM Uzbekistan. Поэтому управленческий опыт Тохиржона Абдунабиевича сложно переоценить. По официальным данным, в первой четверти 2017 года «Узагроэкспорт» экспортировал почти 102 тыс. тонн плодоовощной продукции.
– Тохиржон Абдунабиевич, расскажите о главных итогах работы «Узбекозиковкатхолдинга» в 2017 году?
– В течение этого года нами были достигнуты договоренности с партнерами из России, Китая, Турции, Латвии, Южной Кореи и Пакистана. Благодаря этому компании удалось расширить сферы сотрудничества, выйти на новые рынки, а также наладить регулярный экспорт продукции в эти страны.
Если говорить об отдельных событиях, то в сентябре в Узбекистане состоялась II Международная плодоовощная ярмарка, одним из организаторов которой выступила наша компания. Показательно то, что интерес к ярмарке проявили более 350 представителей зарубежных компаний из 30 стран мира. Гости из США, Великобритании, ОАЭ, Саудовской Аравии, Южной Кореи, Японии, Италии, Франции, Малайзии, Индии, Латвии, России, Азербайджана, Туркменистана и других стран провели переговоры о сотрудничестве с узбекскими экспортерами. В ходе ярмарки было подписано более 200 контрактов на сумму 1,5 млрд долларов США.
– С какими компаниями были заключены контракты в 2017 году? Какие перспективы они несут?
– В 2017 году мы заключили контракты с крупными торговыми сетями, среди которых X5, «Магнит», «Меридиан», «Холидей», «Мария-ра» и многие другие. Благодаря этому увеличилась доля узбекской продукции на российском рынке.
– Расскажите о сотрудничестве с «Продимексом». Как поставки сахара из России после 26-летнего перерыва повлияли на внутренний рынок Узбекистана? Как это коснулось «Узбекозиковкатхолдинга»?
– ХК заключила ряд контрактов с крупнейшими российскими производителями сахара, в том числе и с ГК «Продимекс». С данной компанией был заключен контракт на поставку сахара объемом в 100 тыс. тонн. Надо отметить, что импорт этого продукта из России не только удовлетворил потребности населения Узбекистана, но и привел к снижению стоимости сахара на внутреннем рынке.
– Расскажите о планируемых поставках на российский рынок узбекских овощей и фруктов, доставка которых будет осуществлена через воронежский аэропорт.
– В этом году в Российскую Федерацию нами были осуществлены поставки более 162 тыс. тонн плодоовощной продукции как свежей, так и сушеной. Это на 32% больше, чем в 2016 году. При этом общая сумма поставок составила 111 млн долларов США, что на 30% превосходит прошлогодний показатель.
На сегодняшний день плодоовощная продукция из Узбекистана поставляется в Россию тремя способами – по железной дороге, автотранспортом и авиасообщением. Долгое время основные нагрузки ложились на сухопутный транспорт. С этого года мы начали активно использовать авиатранспорт. Такой способ доставки значительно увеличил скорость доставки, позволил продуктам дольше сохранять свою свежесть. Первая партия нашей продукции поступила на российский рынок именно через воронежский аэропорт.
– Какая продукция пользуется наибольшим спросом у российского потребителя и по каким причинам?
– Наибольшей популярностью пользуются виноград, хурма, дыни, черешня, абрикосы и персики. Подобные предпочтения, на мой взгляд, обусловлены вкусовыми качествами названных продуктов.
– Как бы вы охарактеризовали сегодня ситуацию в российском АПК?
– В настоящее время российский рынок овощей и фруктов насыщен, однако высокий спрос на отдельные виды продуктов по-прежнему присутствует. Трудно определить, какие именно продукты пользуются популярностью в определенном регионе. Мы стараемся удовлетворить потребности каждого из россиян.
– Расскажите об особенностях выращивания и производства продукции в Узбекистане. Какова ее себестоимость? Какую экономическую выгоду несет партнерство с Узбекистаном для российских игроков?
– В Узбекистане плодоовощную продукцию выращивают, полагаясь в основном на традиционные методы. В то же время у нас в стране изучают и постепенно внедряют современные методы ведения сельского хозяйства, признанные во всем мире: капельное орошение, интенсивные сады и современные теплицы.
Себестоимость фруктов и овощей в Узбекистане, по сравнению с другими странами, относительно низкая. Это обусловлено климатическими особенностями Узбекистана, а также наличием достаточного количества энергоресурсов.
Выгода российских партнеров от сотрудничества с Узбекистаном заключается как раз в том, что при существующих ценах качество нашей продукции остается высоким – это позволяет нашим партнерам из России увеличить маржу прибыли при продаже.
– В чем особенности узбекской продукции в сравнении с продукцией других стран? Охарактеризуйте преимущества и возможные недостатки.
– На протяжении тысячелетий наши предки развивали культуру выращивания и производства плодоовощной продукции. В Узбекистане много лет создавались местные сорта продукции, которые не имеют аналогов в мире и славятся своим вкусом. 100% натуральные продукты, которые в большей своей части произрастают на открытом грунте под открытым солнцем. При выращивании используются исключительно биологические удобрения.
Таким образом, преимущество нашей продукции – это, прежде всего, органика, качество, вкус и репутация. Но мы бы хотели отметить, что в настоящий момент назрела необходимость в организации единой плантации, на которой бы выращивались те виды продуктов, которые пользуются наибольшей популярностью, а, следовательно, потребляются в огромном количестве.
– Каковы ваши планы на 2018 год? Планируется ли выход на новые рынки?
– В первую очередь мы хотим создать сеть логистических центров для дальнейшего экспорта. На территории этих центров будут осуществляться подготовка, маркировка и упаковка продукции. Также в наших планах – внедрение передовых технологий в области производства и переработки (в том числе сублимации) фруктов.
Далее мы планируем создать и организовать единую систему для экспортеров сельхозпродукции, где будет определен конечный потребитель в каждом регионе, исходя из соотношения спроса и предложения.
С начала нынешнего года нами были организованы межгосударственные и межведомственные визиты. В ходе них были заключены контракты на поставки плодоовощной продукции на 2018 и 2019 годы. Контракты были подписаны с Южной Кореей, Китаем, Саудовской Аравией, США, Индонезией, Германией и другими странами. Поставки в указанные государства начнутся уже в 2018 году. Но мы планируем расширить географию нашего экспорта – в страны Юго-Восточной Азии, Европы, Ближнего Востока, Африки, а также Северной и Латинской Америки.
– Возможна ли, по-вашему, отмена продуктового эмбарго? Как прекращение запрета на ввоз турецких овощей и фруктов повлияет на продовольственный рынок и «Узбекозиковкатхолдинг» в частности?
– Узбекские фрукты и овощи востребованы во всем мире, поскольку являются экологически чистыми и обладают целебными свойствами. Поэтому, считаю, что наши продукты всегда найдут своего покупателя. Прекращение запрета на ввоз турецких овощей и фруктов никак не повлияет на продовольственный рынок Узбекистана и на потребительский спрос на узбекскую продукцию.