Белгород. 27.12.2017. ABIREG.RU – Аналитика – Белгородская антимонопольная служба в этом году сделала упор не столько на наказание, сколько на предотвращение нарушений. И всё же это не помешало ведомству вытащить из тени несколько резонансных нарушений и добиться возбуждения дела по признакам картельного сговора в системе закупок медицинских препаратов, затрагивающего всю страну. О громких делах года, злостных нарушителях и автоматизации процесса поиска нарушений глава белгородского УФАС Сергей Петров рассказал в интервью «Абирегу».
– Какие задачи стояли перед региональным управлением в этом году?
– В первую очередь они были связаны с текущей реформой контрольно-надзорной деятельности. Ее смысл в том, чтобы изменить вектор работы контролирующих органов с «обвинительно-пресекательного» на профилактический. Другими словами, необходимо предотвращать правонарушения, а не только добиваться «палочных» показателей и выявления «врагов народа».
Исходя из этих намерений, изменилось и законодательство. Если раньше при выявлении нарушений мы возбуждали дела, налагали большие штрафы, сейчас в большинстве случаев выносим предупреждение. Если оно исполняется, то дело не возбуждаем. С той же целью наше ведомство делает упор на открытую публичную деятельность, активно взаимодействует со СМИ, проводит публичные слушания.
– Что дают такие встречи?
– К примеру, у нас на публичных слушаниях присутствовал эксперт народного фронта. Так вот он заявил, что у них есть данные о картельном соглашении на рынке продажи и поставки детского питания в учреждения Белгородской области. В итоге эти материалы ОНФ направил в ФАС России, а оттуда нам спустили поручение разобраться. Сейчас мы ведем проверку по этим материалам.
– Какие новшества в работе будут внедряться в 2018 году?
– Планируется, что в следующем году мы перейдем на новую, цифровую, систему контроля. Это поможет упростить выявление антиконкурентных согласованных действий на торгах и сделать их более прозрачными. ФАС в Центральном аппарате начинает использовать технику, которая автоматически ищет признаки нарушения антимонопольного законодательства в системе электронных аукционов. Роботы будут оценивать, насколько аффилированы между собой участники торгов и прослеживать согласованность их действий. С помощью автоматов выявлять нарушителей будет проще. Таких нарушений много. Надеемся, что подобные системы и оборудование поступят в следующем году и в наше управление.
– Назовите несколько знаковых дел, которые вы разбирали в этом году.
– Например, довольно резонансное дело, связанное с выкупом помещения детской библиотеки под кафе «Комод» в Белгороде. По предварительным оценкам, потери бюджета от нарушений в приватизации городского имущества могут достичь 20 млн рублей. При активном участии прокуратуры Белгорода мы выявили схему продажи и зафиксировали факт нарушения. Сейчас документы по разбирательству с признаками преступления направлены в УМВД по Белгородской области. Если уголовное дело не возбудят, мы будем штрафовать чиновников городской администрации.
– Что за схема использовалась при продаже?
– Сначала были одни условия приватизации, потом они изменились в пользу частного лица. Муниципалитет передал помещение сначала в аренду, а затем выставил на продажу с определенными условиями. С арендатором они договорились, что большая часть площади будет использоваться как библиотека, конференц-зал или другое творческое пространство. А в оставшейся части может находиться кафе. Но затем по документам площадь под кафе выросла. Кроме того, по условиям первоначального договора предприниматель должен был отремонтировать помещение за свой счет, а в итоге получилось так, что деньги ему компенсировали. Причины изменения договора не ясны. В данном случае ответственность может быть именно на чиновниках. Тот, кто купил, формально ничего не нарушил. Другое дело, есть ли там коррупционный интерес. Всё это должны выяснить правоохранительные органы.
– Будем следить за решением. Было еще сообщение об устной договоренности перевозчиков Старого Оскола и администрации...
– Это еще одно громкое дело. Оно связано с заключением договора на пассажирские перевозки в Старом Осколе с компанией «Трансальянс» без проведения торгов. Действовали в данном случае примитивно: просто устно договорились и отдали все перевозки одной компании, у которой был один автобус. С правом осуществлять перевозки передали и муниципальные субсидии. Ситуация из ряда вон выходящая.
Сейчас, после нашего вмешательства, провели конкурс на осуществление пассажирских перевозок. Нарушителей мы пока не штрафовали, так как материалы также находятся на рассмотрении правоохранительных органов. Если они не выявят признаков преступления, мы возбудим дела об административных правонарушениях и накажем виновных. Но в этом случае отвечать будет не только администрация, но и коммерческая организация и ее руководитель. За антиконкурентные соглашения оборотный штраф может превысить 1 млн рублей.
– В этом году белгородское УФАС оценивало положение сетей на продуктовом рынке и выявило доминирующее положение «Пятерочки» и «Магнита» в некоторых районах. Расскажите, что это значит.
– Мы оценили состояние продуктового рынка на определенных территориях и выявили, что на некоторые сети приходится более 25% объема реализованных товаров за 2016 год. Это порог, достижение которого не позволяет сети дальше развиваться в конкретном районе. Например, если в одном районе доля «Магнита» превышает четверть, то они не могут открывать новые магазины на данной территории. В противном случае у антимонопольных органов есть право подать иски о признании недействительными сделок о покупке земли или аренде новых помещений.
– И сколько районов у вас на контроле?
– Получилось, что в семи районах доминирующее положение занимает ЗАО «Тандер» (сеть «Магнит»). Еще в шести районах – торговая сеть «Пятерочка» (два юрлица).
– Какие самые частые нарушения со стороны муниципальных органов? Есть ли у них пробелы в работе с закупками?
– Это сложно назвать пробелами, скорее вопрос подхода к работе: одних допускают к торгам, других – нет. Формируются различного рода дискриминационные условия для «чужих», техзадание составляется под «своих» заказчиков. Эти нарушения мы регулярно находим и требуем устранить. Причем наши решения по закупкам сейчас обжалуются всё меньше – около 5%. И в судах нам, как правило, удается доказать свою правоту.
– Кто самый злостный нарушитель?
– По статистическим данным управления, больше всего нарушений допускают муниципальные заказчики Белгородского и Грайворонского районов. Лучше всего ситуация в Губкинском городском округе. У них не только нет нарушений, за весь год на них даже нет ни одной жалобы.
– Что можете сказать о ситуации в системе закупок для нужд здравоохранения области. Блогер Сергей Лежнев предположил наличие картельного сговора между учреждениями здравоохранения и поставщиками медпрепаратов...
– По материалам, поступившим из ФАС России, мы проводили проверку и нашли признаки картельного сговора. Нарушения, если их удастся доказать, затрагивают не только Белгородскую область. Подобная ситуация по всей стране. Основные участники дела находится в Москве. ФАС России наделила нас полномочиями возбудить и рассмотреть это дело.
– Выходит, что шум был не на пустом месте?
– Да, признаки нарушения есть, сейчас нам нужно это доказать. Дело довольно сложное, с большим числом участников, и в нем могут быть замешаны не только московские поставщики, но и наши главврачи больниц, в том числе и из числа депутатов.