Воронеж. 27.12.2017. ABIREG.RU – Аналитика – Символом правления губернатора Алексея Гордеева Воронежской областью можно считать крылатую фразу: «Если огурец поместить в рассол, его не нужно будет уговаривать, он станет соленым без приказа. Наша задача – создать хороший рассол, в котором бизнесмены станут хорошими солеными огурцами».
Вся элита региона признает, что управленца такого уровня во главе региона никогда не было и именно это позволило провести смену элит, избавившись от «торгашей» и «карликов», развить масштабные проекты в производстве говядины и свинины и подтолкнуть молочное производство. Среди не до конца решенных проблем, которые перейдут по наследству Александру Гусеву, – архитектурный бандитизм и идущий рука об руку с избавлением от него рост влияния строительных кланов.
Притом что Алексею Гордееву не удалось привлечь в Воронежскую область суперзнаковых инвесторов, у него получилось обеспечить ощущение вектора положительных изменений и окультуривания региона. Наверное, именно это ощущение позволило в самые кризисные годы поднять экономику региона почти в три раза и, как и обещал Алексей Гордеев, вывести Воронежскую область в число регионов-лидеров России. Это же ощущение провоцировало определенную недооценку достигнутых результатов губернатора: на столь благоприятном фоне в качестве рядовых воспринимались даже те дорожные развязки, федеральные трассы и новые театры, открытие которых прежде вообще казалось нереальным.
«Рассол» для воронежских элит
Когда в 2009 году Алексей Гордеев заступил на пост воронежского губернатора, в регионе правили прозванные позже политическими карликами сторонники клана «Родной Воронеж» и крупнейшие строители. Экс-министр первые годы вел очень жесткую управленческую политику, нещадно избавляясь от неэффективных кадров и навязывая новую парадигму управления.
Наблюдатели уже тогда определили его управленческий стиль как сочетание двух принципов: личного участия в решении проблем и строгой дистанции ото всех (даже ближайших) политических единомышленников. Этот принцип главенствовал в кадровой политике Алексея Гордеева почти всё время работы в регионе. Даже скандалы, связанные с высокопоставленными фигурами областного правительства, до последнего времени не оставляли пятен на репутации губернатора, а все отставки и назначения были результатом исключительно «волевых решений» главы региона.
Первым таким решением, определившим целый виток политической истории Воронежа, оказалась борьба с «политическими карликами» в городской власти – лоббистами и торгашами. «Мы будем наводить порядок, нас ничто не остановит», – сказал чуть более восьми лет назад Алексей Гордеев. Итогом этих полулегендарных слов стал «разгром» так называемых «родноворонежцев» во главе с мэром Сергеем Колиухом и вице-спикером гордумы Леонидом Зенищевым и последующее назначение на должность главы областного центра доверенного заместителя Александра Гусева.
Разобравшись с городской властью, Алексей Гордеев продолжил приводить в чувства муниципалитеты, которые с момента его прихода в регион постепенно встроились в общую идею развития области. Не поняли ее только представители «восточного куста» (руководители отдаленных Поворинского и Грибановского районов и Борисоглебского городского округа), отметившиеся к середине 2010-х громкими провалами.
«Куст» был «рассажен» командой господина Гордеева практически вручную. Проштрафившиеся префекты друг за другом менялись на молодых и более успешных коллег из примерных районов. Всё это дополнило картину моноцентричного режима воронежского губернатора, в котором уживались прямо противоположные черты: Алексей Гордеев долгое время слыл либералом, способным открыто критиковать политику федерального центра, но при этом ему изначально были свойственны черты своеобразного «регионального авторитаризма», которые проявлялись и в «чеченских» показателях «Единой России» на выборах в ряде муниципалитетов, и в вытеснении из региона представителей парламентской оппозиции.
Политолог Владимир Слатинов уверен, что в целом именно политические успехи Алексея Гордеева обусловили рост воронежской экономики. «Главным политическим достижением Алексея Гордеева стало то, что он сумел умерить эгоизм местных элит. Где-то – очень жестко, где-то – сочетанием жесткости и мягкости, но он встроил их в свою идею развития региона. Значительная часть первого срока господина Гордеева ушла на то, чтобы консолидировать систему управления муниципалитетами. Проще говоря, привести в чувства глав районов и городов. Это было непросто, ведь некоторых приходилось буквально ломать через колено. Однако до конца решить эту задачу он так и не смог. В значительной степени Алексей Гордеев опирался на местные кадры, из-за чего приходилось идти на компромиссы. В итоге клановость и фрагментарность так и не были побеждены», – отметил эксперт.
Глобальное экономическое мышление
Экономические итоги работы Алексея Гордеева на посту губернатора Воронежской области как-то априори принято подводить в комплементарном ключе. Нового здесь сказать действительно нечего: регулярные отчеты о растущих «быстрее федеральных значений» показателях давно превратились в мантру, которую не способны заглушить отдельные неудачные решения или провальные проекты – хотя на счету господина Гордеева были и те, и другие. Критика же экономической сферы в большинстве случаев исходила от самой власти и имела вид старой, доброй показательной порки.
Если обратиться к основным маркерам воронежской экономики, то валовый региональный продукт за время правления Алексея Гордеева увеличился в три раза – с 301 млрд рублей в 2009 году до 885 млрд рублей в 2016-м. Отрицательную динамику показатель демонстрировал только однажды: в кризисном 2009-м индекс составил 96,3%. Но уже с 2010-го ВРП пошел вверх, достигнув максимальных значений в 2011 и 2012 годах – 111,4% и 109,3% соответственно.
Аналогичным образом вел себя и индекс промышленного производства, который «провалился» только в первый год губернаторства Алексея Гордеева – 99,4%. Понятно, что динамика воронежской экономики в целом коррелируется с общефедеральным кризисным трендом, но из песни слов не выкинешь. Начиная с 2010-го показатель стабильно превышал прошлогодний уровень, а в 2012 году и вовсе достиг пикового значения – 129,7%. Средняя зарплата по Воронежской области на начало губернаторства Алексея Гордеева составляла 11,5 тыс. рублей, на конец – 27,5 тыс. рублей.
«Оставаясь федеральным политиком, Алексей Гордеев видел свою основную миссию в изменении сознания, изменении региональной среды. Чтобы местное бизнес-сообщество начало мыслить не только в рамках своих узких интересов, но и национальными категориями. Гордеев пытался придать более глобальный уровень мышления воронежской экономике. И ему это удалось. Изменилось не просто общее экономическое положение региона, но сама атмосфера деловой среды. Воронежская область стала генерировать глобальные тренды, стала запускать проекты, которые интересны в масштабе всей страны», – уверен региональный менеджер «Внешэкономбанка» в Воронежской области Олег Цуцаев.
Не удивительно, что «глобальное» мышление ярче всего проявилось в сфере сельского хозяйства, где бывшему отраслевому министру удалось наладить эффективную работу регионального АПК и вывести его в лидеры на федеральном уровне. Сформированные Алексеем Гордеевым молочный и мясной кластеры выдали на-гора почти 25%-й рост поголовья КРС (с 358 тыс. голов в 2009-м до 466 тыс. голов в 2016-м) и 40%-й – реализации молока (с 370 тыс. до 524 тыс. тонн), переместив регион с 29-й на 12-ю строчку в списке субъектов РФ по объемам производства последнего. Крупнейшие российские молочные и мясные холдинги – «Молвест», «ЭкоНива», «Заречное», «Агроэко» – начали активный рост под чутким присмотром воронежского губернатора. Ежегодный объем инвестиций в региональный АПК за последнюю пятилетку вырос с 4,6 млрд до 31,9 млрд рублей.
Однако таких же серьезных рывков в сфере промышленного производства воронежская экономика не увидела. Процессы, происходившие в отрасли, Олег Цуцаев аккуратно называет «балансировкой ситуации» и «планомерным ростом». «Промышленность осознала свои компетенции и начала реализовывать их в контексте федеральных проектов», – отмечает эксперт.
Привлечению знаковых проектов в промышленность региона чиновникам мешали кризис и отсутствие особой экономической зоны. «Пробить» ее создание так и не удалось. Но упущения в промышленности компенсировались масштабными инфраструктурными проектами, а всю статистику вытащило строительство двух энергоблоков Нововоронежской АЭС.
«Безусловно, период, когда Алексей Гордеев руководил Воронежской областью, можно оценить чрезвычайно положительно. Начнем с того, что все основные показатели региона росли стабильно быстрее, чем аналогичные показатели страны в целом. Не случайно в большинстве российских рейтингов, которые ориентированы на динамику, Воронежская область всегда в передовиках. Проблема же в том, что регион изначально имел очень низкую базу и слабые показатели, поэтому расти было легко. Но даже сейчас, после многих лет роста, мы по-прежнему характеризуемся как относительно бедный регион», – считает банковский аналитик Елена Чуфринова.
Окультуренная провинция
Культурная жизнь в период правления Алексея Гордеева в целом была на подъеме: развалины театров, усадеб и музеев приобрели божеский вид. Внимание уделялось искусству как в его классическом, так и в современном проявлении. Область запестрила всевозможными фестивалями и творческими мероприятиями. Алексей Гордеев и его супруга Татьяна стремились приблизить провинциальную воронежскую культуру к столичному уровню, что способствовало ее стабильному развитию.
По мнению искусствоведа и историка Бронислава Табачникова, вклад Алексея Гордеева в культуру переоценить невозможно. «Воронеж стал при нем современными Фивами. То, что было сделано Алексеем Васильевичем, – это нечто бесподобное. Губернатор создал атмосферу не только глубокого уважения к культуре и ее людям, но и понимания значимости культуры в жизни общества», – считает профессор.
Главной «культурной» жемчужиной Воронежа стал «Платоновский фестиваль искусств», который был создан по идее руководителя Камерного театра Михаила Бычкова с легкой подачи Алексея Гордеева. За шесть лет существования фестиваль набрал очков популярности, однако из-за высоких цен и спроса для большинства жителей региона доступными остаются только бесплатные мероприятия, которые зачастую вызывают противоречивые чувства. По данным ряда опросов, большая часть жителей Воронежа вообще игнорирует это событие. В это же время в Камерном театре зародился фестиваль поэтического искусства «Мандельштамфест», арт-директором которого также стал Михаил Бычков.
Еще одним знаковым событием для региона можно назвать международный фестиваль садов и цветов «Город-сад». Мероприятие, впервые прошедшее в формате сельскохозяйственной выставки в 2010 году на Советской площади, в 2017 году «разрослось» и заполонило почти весь Центральный парк. Садово-парковое искусство процветало и за пределами городами: Алексей Гордеев и его супруга Татьяна пролоббировали реконструкцию старинных воронежских усадеб. В первую очередь дворцового комплекса Ольденбургских в Рамонском районе: к 2013 году имение было приведено в порядок, а в 2015 году завершилась реставрация Свитского корпуса. Дворцовый парк стал площадкой для крупнейшего всероссийского международного фестиваля под открытым небом «Усадьба Jazz».
В Репном была восстановлена еще одна разрушенная усадьба Лосевых-Шатиловых – Сталь фон Гольштейн. К реконструкции удалось привлечь известного столичного реставратора Валентину Федотову, затем подключился областной Краеведческий музей, директор которого смогла изыскать как в России, так и за границей множество вещей, некогда принадлежащих семье.
По инициативе Алексея Гордеева были проведены работы по реконструкции-реставрации исторического здания Академического театра драмы им. Кольцова. В 2012 году труппа наконец-то смогла вернуться на подмостки родного здания, которые не видела уже 16 лет. Совершенно неудивительно, что в этот же период новым зданием обзавелся и камерный, руководитель которого является губернаторским протеже.
Незаметная социалка
Логичным продолжением культурной темы в регионе можно назвать моду на «парадную благотворительность», введенную супругами Гордеевыми вместе с гражданским собранием «Лидер». Богатейшие бизнесмены регулярно принимают участие в десятках благотворительных акций – «Рождественское чудо – детям», «Рождественский благотворительный вечер», «Дети-космонавты» и других. Некоторое время личным попечительством Татьяны Гордеевой пользовался и реабилитационный центр «Парус надежды».
Что до социальной политики в ее политическом понимании, то, отдавая дань стремительному развитию социальной инфраструктуры в районах, нельзя обойти вниманием ряд громких провалов. Например, прямо под конец губернаторства Алексея Гордеева региональный департамент соцзащиты оказался в центре внимания правоохранительных органов из-за неэффективного использования денег, выделенных на поставку средств гигиенического ухода за инвалидами. В результате начальник департамента Андрей Измалков, входивший в президиум областного правительства и находившийся на хорошем счету у губернатора, «эвакуировался» в относительно безопасную мэрию.
Предшественник господина Измалкова Наталья Самойлюк покинула должность не менее скандально – два года назад в Алферовке (Новохоперский район) сгорел психоневрологический интернат, в огне погибли 23 человека. Глава МЧС России Владимир Пучков лично приезжал контролировать ход спасательных работ. Федеральный чиновник жестко «проехался» по социальному блоку правительства Алексея Гордеева, назвав первопричиной трагедии формализм и безразличие местных властей. Летом 2017 года в Алферовке открылся новый интернат за 400 млн рублей.
Лоббистских ресурсов Алексея Гордеева не хватило для появления нового здания онкологического диспансера – планы по его строительству вынашивались с 2013 года. Как и в большинстве случаев, необходимые 13 млрд рублей найти не удалось, поэтому власти ограничились проведением ремонта существующих корпусов. Проектирование нового здания диспансера рядом с облбольницей запланировано на 2018 год. Но, как известно, спроектировать – не значит построить.
Скрестить клюшки
В последние годы губернаторства Алексея Гордеева Воронежская область благодаря федеральным деньгам получила полсотни спорткомплексов и несколько сотен многофункциональных спортплощадок, в том числе в небольших населенных пунктах области. Тем не менее активно занимающиеся спортом люди вынуждены вкладывать в свое хобби или занятия детей собственные деньги: бюджетные организации не могут обеспечить воспитанников необходимой экипировкой. Впрочем, это федеральная тенденция.
Также федеральной тенденцией стал отказ региональных бюджетов от финансирования профессионального спорта. Местные чиновники не раз ссылались на мировую практику в этом вопросе, забывая при этом об отсутствии спортивной инфраструктуры, обязательными участниками которой в идеале должны выступать бизнес и общественные организации.
Почти три года назад Алексей Гордеев сообщил, что с 2016-го бюджетное финансирование спортивных команд региона прекратится в связи с изменением в федеральном законодательстве. 2015 год стал неким «переходным периодом», в течение которого руководство клубов судорожно искало спонсоров. Первой ласточкой грядущего коллапса стало закрытие футбольной команды «Выбор-Курбатово» одноименной строительной компании Александра Цыбаня. В начале 2015-го эксперты объясняли такой шаг консолидацией всего воронежского футбола вокруг «Факела». СМИ писали, что облправительство планирует отвести строительным компаниям роль основных спонсоров команды.
Однако внимание властей «Факел» не спасло. В этом году у клуба возникли финансовые проблемы – как следствие, плохие результаты и низкая посещаемость матчей. Куда стремительнее «загнулся» хоккейный клуб «Буран», который в «тучные» времена бюджетного финансирования блистал в Высшей хоккейной лиге, находя свое место в полуфинале и четвертьфинале. Сезон 2016-2017 годов «Буран» закончил на последнем месте турнирной таблицы. Из-за долгов перед налоговой и несколькими контрагентами клубу придется пройти болезненную процедуру банкротства, безусловно, влияющую на его имидж. Впрочем, для нового сезона власти зарегистрировали «Бурану» «чистое» юрлицо с новым руководством и обновленной командой, но в данный момент трудно предугадать, сколько оно протянет. Сейчас воронежские хоккеисты занимают третье место с конца в турнирной таблице ВХЛ.
Тем не менее Алексей Гордеев не останется в памяти региона как губернатор, отвернувшийся от развития спорта. В 2014-м он обратился к профильному министру Виталию Мутко с предложением включить область в список субъектов, принимающих команд-участниц чемпионата мира по футболу 2018 года. Министерство инициативу поддержало, и в облцентре началась реконструкция стадионов «Чайка» и «Локомотив» – тренировочных площадок для участников ЧМ. Появление таких объектов потянет за собой развитие не только регионального спорта, но и гостиничного бизнеса и торговли. Однако эти и другие итоги своей работы Алексей Гордеев будет наблюдать уже с федерального поста.