Липецк. 28.12.2017. ABIREG.RU – Аналитика – Группа «Абирег» продолжает подводить итоги уходящего 2017 года. О том, какими они оказались для городского совета Липецка, почему повысили стоимость проезда в общественном транспорте, с чем связано обращение депутатов к Дмитрию Медведеву и как поддержали обманутых дольщиков, рассказал «Абирегу» председатель городского парламента Игорь Тиньков.
– 2017 год для горсовета начался со скандала. Тогда Александра Конаныхина накануне его ареста по подозрению в мошенничестве назначили гендиректором Липецкой городской энергетической компании (ЛГЭК). И депутаты к неудовольствию влиятельных людей проголосовали против этого назначения. Как вы спустя год оцениваете всю эту историю?
– Я тоже был в числе тех, кто был против назначения Конаныхина гендиректором ЛГЭКа. Во-первых, не было никакого смысла менять одного хорошего специалиста на другого. Во-вторых, прежде чем принимать решение, мы обращались к силовикам, и у нас была информация, что Конаныхин находится в поле зрения правоохранительных органов. И нам, естественно, было непонятно, зачем ставить на ключевую должность человека с неясным будущим. Но его назначили, и Липецкая городская энергетическая компания от этого ничего не выиграла. Было бы лучше, если бы наша точка зрения тогда победила.
– Другим источником страстей, кипевших в городе и в горсовете в этом году, стало повышение стоимости проезда в городском транспорте. Случалось даже массовое бойкотирование повышения тарифов. Была какая-то петиция президенту. Почему тарифы всё же решили поднять?
– Мне кажется, все эти волнения были из-за того, что в нашем человеке сидит какое-то неистребимое желание бесплатной жизни. Я придерживаюсь той точки зрения, что повышение тарифов на проезд в общественном транспорте не вытекает из того, что этого хочет власть или те, кто на нем перемещается. Это вопрос экономический. Если мы видим, что растут цены на топливо, на запчасти и на всё остальное, оставить транспорт на прежнем тарифе – значит угробить его окончательно. У нас же было время, когда автобусы возили липчан бесплатно. И к чему это привело? Автобусы не на что было ремонтировать, и они просто развалились, а квалифицированные транспортники разбежались, потому что им не с чего было платить нормальную заработную плату. Мы поставили вопрос так: если я плачу нормальные деньги, соответственно, я хотел бы получать и хорошую услугу. Было много недовольных и тогда, когда в марте мы проголосовали за отмену троллейбусов. И чем всё это закончилось? Тем, что все, в конце концов, остались всем довольны. Человеку что нужно? Добраться из пункта А в пункт Б. Максимально комфортно и в идеале бесплатно. Мэрия сегодня массово закупает комфортный транспорт, планирует вернуться к автобусам-«гармошкам», и проезд по сравнению с соседними регионами стоит не так уж и дорого. Электрический транспорт со временем вернется. В этом году мы начали тестировать электробусы. Правда, город стоит на холмах, и такой транспорт, к сожалению, не очень хорошо справляется, особенно зимой. Еще одна проблема: электробусы не так много могут проехать на одной зарядке. Но это вещи, которые конструкторы обещают доработать, и электротранспорт обязательно появится в городе.
– В этом году депутаты липецкого горсовета обращались к председателю Госдумы Вячеславу Володину и главе правительства Дмитрию Медведеву с просьбой продлить программу переселения горожан из ветхого и аварийного жилья. Зачем это нужно и чем закончилась история с обращением?
– Если говорить точно, мы поддержали в этом вопросе своих новосибирских коллег. По программе переселения из аварийного жилищного фонда, которая закончилась в сентябре, мы у себя в Липецке сделали много. Но, хоть наш город сравнительно молодой, у нас осталось еще много жилья, которое находится в ветхом и аварийном состоянии. На сегодняшний день аварийными признаны 127 многоэтажек общей площадью около 90 тыс. кв. м. Для расселения людей, которые живут в этих домах, нужно больше 3 млрд рублей. Мы из своего бюджета можем ежегодно выделять на эти цели порядка 150 млн рублей. То есть на решение этой проблемы потребуется 15-20 лет. Без новой госпрограммы с федеральным финансированием для нас эта задача непосильна. Поэтому мы и обратились в Госдуму и правительство и попросили продлить программу. И, я так понимаю, в 2019 году она будет продлена.
– В 2017 году, в связи с тяжелым кризисом в стройиндустрии, в городе появилось непривычно много обманутых дольщиков и горсовет поставил вопрос об их спасении. Вы можете их спасти?
– Одному муниципалитету это не под силу, но совместными усилиями федерации, области и города мы их спасем. Мы уже передали участок земли строительной компании, которая взялась достраивать дома на улице Неделина. Предполагается, что это решение должно компенсировать расходы застройщика на завершение проекта. Конечно, этот вопрос вызвал разногласия между депутатами. Было мнение, что мы переплачиваем, потому что земля может стоить дороже затрат, которые понесет компания. Ясно, что пока мы проводим эту работу на первобытно-общинном уровне: вы мне дубину – я вам мамонта. Поэтому я предложил в будущем монетизировать этот процесс. Мы продаем земельный участок и «перегоняем» деньги достройщику. Ровно столько, сколько он израсходует на завершение строительства.
– А почему вы отложили эту схему на будущее?
– Понимаете, чтобы продать земельный участок, нужно подготовить документы, потом его с аукциона продать. А это время. Люди, которые попали в сложную ситуацию, платят ипотеки, продали свое жилье, снимают квартиры. Им ждать некогда. Поэтому мы решили не считать деньги, а подумать о людях.
– Летом много шума наделал платный Парк миниатюр достопримечательностей Липецкой области в Быхановом саду. Пришли какие-то люди, отгородили часть общественной земли и, по сути дела, стали продавать ее за деньги, показывая свою экспозицию. Какого мнения об этом был горсовет?
– В горсовете из-за этого тоже было много шума – депутаты возмущались. Мне тоже это не понравилось. Я был бы не против, если бы это имело событийный, а не постоянный характер. Показали людям интересную вещь и уехали. А когда у людей забирают пространство в общественном месте, чтобы зарабатывать там деньги, это, по-моему, неправильно. Но я понимал, что этот вопрос решится сам собой. Когда я посмотрел Парк миниатюр – это на самом деле очень интересно, – я устроителям сказал: «Здесь денег не заработаешь, и это ненадолго». И, действительно, рынок всё расставил по своим местам. Люди один раз посмотрели и просто перестали туда ходить.