Тамбов. 28.12.2017. ABIREG.RU – Аналитика – Строительная отрасль Тамбовской области продолжает развиваться сбалансированно: сохраняются темпы ввода жилья, появляются новые дороги, мосты, объекты социальной инфраструктуры. Регион активно принимает участие в ряде крупных проектов и госпрограмм, реализуемых в соответствии со стратегическими инициативами президента России Владимира Путина. Об основных итогах уходящего года региональной политики в сфере дорожного и жилищного строительства, а также приоритетных планах на предстоящий год в интервью «Абирегу» рассказал заместитель губернатора Тамбовской области Арсен Габуев.
– Арсен Таймуразович, по итогам прошлого года планировалось введение в эксплуатацию 273,7 км дорог и 360,75 погонного метра искусственных сооружений. Удалось ли осуществить задуманное?
– В 2017 году на строительство и реконструкцию автомобильных дорог и искусственных сооружений было направлено более 1 млрд 580 млн рублей. Это составило 100% от запланированного объема. При этом, несмотря на то, что в текущем году Дорожный фонд был урезан порядка на 1,3 млрд рублей, мы достигли практически всех плановых показателей.
В рамках федеральной программы реконструирован и введен в эксплуатацию мост через реку Савала в Жердевском районе. Общая протяженность сооружения составила более 190 погонных метров. Еще три уникальных объекта в области близки к завершению, их сдача также планируется в этом году.
– Вы говорили о том, что тамбовские дороги могут быстро прийти в негодность в связи с ежегодным перемещением по ним более 30 млн тонн с/х продукции. Будут ли приняты меры для решения возникшей проблемы?
– Если быть более точным, я говорил о том, что Тамбовская область – аграрный регион, и ежегодно по региональным и муниципальным дорогам перевозится более 30 млн тонн сельхозпродукции. Кроме того, сегодня увеличилось количество транзитного транспорта, проходящего непосредственно по региональным дорогам. Тамбовская область – это сердце России. Она находится на пути нескольких транспортных коридоров. В связи с этим интенсивность грузоперевозок в области возросла почти в 20 раз. Тамбовские дороги оказались просто не готовы к таким нагрузкам.
Сейчас мы прорабатываем вопрос о внедрении на территории области комплексной автоматизированной системы весогабаритного контроля, что позволит контролировать грузовые перевозки и обеспечить сохранность дорожного покрытия областных и муниципальных автодорог.
– А как работает система автоматического весогабаритного контроля?
– Принцип работы системы заключается в том, что в полотно автодороги монтируются тензометрические датчики, которые снимают показатели нагрузки на ось. А рамки фото и видеофиксации полностью идентифицируют транспортное средство (габариты, вес, скорость движения). Таким образом, в случае нарушения грузоперевозчиком правил движения крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств ему будет выписан штраф. Система позволит сэкономить бюджетные средства на ремонт автодорог за счет уменьшения нарушителей и вреда автодорогам. Важно, что это создаст дополнительные источники поступлений в бюджет Дорожного фонда. А значит, мы получим возможность оперативно ремонтировать дороги, урон которым нанес большегрузный транспорт.
У нас в планах установить на территории области не менее 10 постов автоматического весогабаритного контроля. Для реализации проекта в пилотном режиме уже отобраны пять из них, которые будут расположены на самых загруженных по интенсивности движения участках автомобильных дорог – на подъезде в Тамбов и Мичуринск. Проект будет реализован на принципах государственно-частного партнерства.
– Какие еще планы в области дорожного строительства намечены на 2018 год?
– Текущее состояние автомобильных дорог в регионе требует достаточно серьезных финансовых вложений. К сожалению, сегодня объем Дорожного фонда не позволяет полностью решить все проблемы, копившиеся не один год. Поэтому перед нами в первую очередь стоит задача его наполнения. Во-вторых, мы будем акцентировать свое внимание на тех проблемных вопросах, которые сейчас остро стоят в сфере дорожного строительства.
В следующем году большой объем инвестиций будет направлен непосредственно на областной центр – Тамбов. Здесь запланированы масштабные работы по строительству автодорог в новых микрорайонах города. При поддержке федерального бюджета будет построено 23,17 км автодорог по улицам микрорайонов Радужное, Северный и Телецентр. Также в облцентре будут проведены ремонтные работы уникальных искусственных сооружений – путепровода «Октябрьский» и путепровода через реку Цна.
Не останется без внимания и муниципальная дорожная сеть, органам местного самоуправления будут выделены субсидии на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автодорог в размере 2,2 млрд рублей. Продолжится работа по строительству и ремонту автомобильных дорог к сельским населенным пунктам общей протяженностью порядка 35 км.
В результате в 2018 году планируется построить и отремонтировать 112,67 км автодорог и 113,1 погонного метра искусственных сооружений.
– Как разработка местных карьеров повлияет на развитие дорожного строительства в регионе?
– В нашем регионе находятся два природных месторождения известняков, одним из перспективных мы считаем «Иловайское-3» в Мичуринском районе. Сейчас управление по экономической политике администрации области совместно с Корпорацией развития Тамбовской области единовременно разрабатывает несколько инвестпроектов по добыче и переработке известняков в щебень.
Реализация данного проекта в будущем позволит значительно увеличить объемы строительства и реконструкции региональных автодорог за счет снижения себестоимости дорожно-строительных работ. Так, сегодня себестоимость добычи щебня по стране варьируется от 230 до 290 рублей за тонну. Основная проблема – это транспортные расходы. Например, доставка щебня из соседних регионов (Воронежа и Липецка) в среднем обходится в 700-900 рублей за тонну. При разработке местных карьеров мы будем получать щебень на объект уже по цене 500-600 рублей за тонну. Следовательно, за счет снижения транспортных издержек мы сможем удешевить себестоимость дорожных работ.
Наряду с этим ведется активная работа по производству щебня из дробленого железобетона старых конструкций на площадке бывшего химического завода в Уварово. Данный материал мы уже начали применять при строительстве и ремонте сельских дорог, а также дорог с низкой интенсивностью движения.
– В августе 2017 года рассматривался проект по разработке фосфогипса, запасы которого на площадке бывшего завода в Уварово высоки. Как его использование в дорожно-строительной отрасли повлияет на стоимость и качество дорожных работ?
– Фосфогипс довольно перспективный материал. Его стоимость значительно ниже, чем у щебня. Причем по своим прочностным характеристикам он не уступает основанию из традиционно применяемых каменных материалов. Безусловно, эффективное использование фосфогипса в дорожном строительстве даст возможность значительно снизить стоимость объектов без ущерба качества и долговечности. Если ориентироваться на опыт других регионов, где автодороги с «фосфогипсовой подушкой» уже построены и эксплуатируются (например, в Саратовской области), то применение данного материала позволяет снизить себестоимость строительства автодорог в среднем на 30%.
Мы рассчитываем, что первый экспериментальный участок с применением фосфогипса в нашем регионе появится уже в следующем году.
– Насколько сложной является ситуация в жилищном строительстве в этом году? Удастся ли по итогам года ввести в эксплуатацию 835 тыс. кв. м жилья, как и было запланировано?
– Итоговые цифры пока озвучивать еще рано. Они появятся в начале следующего года. Однако могу сказать, что по прогнозным показателям будет введено в эксплуатацию примерно 836-837 тыс. кв. м жилья. Сейчас продолжают осваиваться новые районы комплексной застройки, такие как Телецентр, участок в районе ГСК «Пехотка» по ул. Астраханская, участок в районе пересечения улиц Магистральная и Бабарыкина. Уверенными темпами ведется строительство индивидуального жилья.
Тем не менее общая ситуация на рынке жилищного строительства остается достаточно тяжелой. Очевидно, что предложение существенно превышает спрос. И эта проблема актуальна не только для нашего региона, но и для страны в целом. Наша главная задача – создать эффективные меры для стимулирования спроса на рынке жилищного строительства. В следующем году мы планируем запустить региональную программу по субсидированию ипотечного кредитования из областного бюджета в общем объеме 200 млн рублей. Программа позволит жителям нашей области компенсировать часть процентной ставки по ипотеке.
Стоит отметить, что программа будет выгодна и для экономики региона. Поскольку те денежные средства, которые заемщик инвестирует в строительную отрасль, позволят увеличить налоговые поступления, объем ввода жилья и создать дополнительные рабочие места. По нашим оценкам, это позволит привлечь в сферу жилищного строительства порядка 4-5 млрд рублей, что станет хорошим импульсом для ее дальнейшего развития.
– К каким результатам привела программа снижения административных барьеров в строительстве?
– Если говорить в целом о сроках прохождения процедур, необходимых для получения разрешения на строительство, то за последнее время нам удалось сократить их с 315 дней до 90. Количество процедур, необходимых для получения разрешения на строительство, уменьшилось с 17 до 9.
Также в области разработаны и утверждены генеральные планы и правила землепользования и застройки всех городских округов, городских и сельских поселений области. Услуги в сфере строительства представители бизнеса и население сегодня могут получить в электронном виде.
Конечно, мы и дальше будем продолжать поиск оптимальных механизмов и путей сокращения сроков прохождения всех важных для строительного комплекса процедур.
– Не повлияет ли сокращение количества процедур, необходимых для получения разрешения на строительство, на появление недобросовестных застройщиков?
– Нет, сейчас со стороны государства существует достаточно жесткий контроль в сфере жилищного строительства. Для того чтобы начать строить, застройщик должен получить положительное заключение экспертизы по проектной документации, иметь соответствующую банковскую гарантию, обеспечение заявки и т. п. Уже этот факт сводит к минимуму возможность участия недобросовестных застройщиков в самой этой процедуре.
Что касается застройщиков, привлекающих для строительства многоквартирных жилых домов денежные средства граждан, то на федеральном уровне разработаны специальные механизмы, позволяющие максимально обезопасить последних. Можно сказать, что эти механизмы в принципе направлены на отказ от долевого строительства и переход к банковскому финансированию девелоперских проектов.
– Сколько семей, относящихся к льготным категориям, по разным федеральным программам улучшили свои жилищные условия в этом году?
– В общей сложности в этом году благодаря господдержке свои жилищные условия улучшили более 500 тамбовских семей. Так, для улучшения жилищных условий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, вынужденных переселенцев и переселенцев с севера в рамках программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» были предоставлены государственные жилищные сертификаты на общую сумму 35,9 млн рублей.
Свыше 340 молодых семей получили социальные выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения на общую сумму 237,4 млн рублей.
В регионе продолжается работа по обеспечению жильем детей-сирот. Всего в 2017 году на эти цели было выделено 300 млн рублей. Около 30 млн рублей было направлено на программу улучшения жилищных условий работникам бюджетных учреждений.
– Возникали ли проблемы при газификации в сельской местности?
– Газификация в нашем регионе идет довольно уверенными темпами. Тамбовская область с 2003 года входит в инвестиционную программу газификации регионов России ПАО «Газпром». На сегодняшний день в регионе уровень газификации в сельской местности достигает почти 91%. Это один из самых высоких показателей в стране.
Между тем нужно учитывать тот факт, что в последнее время наблюдается снижение роста сельской агломерации. В Тамбовской области есть немало деревень по 5-6 дворов, население которых в буквальном смысле приближается к нулю. Согласитесь, здесь уже работают экономические законы. Газификация таких небольших и по площади, и по населению деревень – это дорогостоящий проект, который не сможет окупиться даже через много лет. Конечно, мы стараемся решать эту проблему. В этом году мы отправили в «Газпром» достаточно большой перечень сельских населенных пунктов, которые будут включены в инвестиционную программу газификации.
– Какими построенными в этом году объектами социального назначения область может гордиться?
– В числе знаковых для жизни региона событий я в первую очередь назову завершение и ввод в эксплуатацию одного из сложнейших объектов, который нам удалось реализовать, – школы «Сколково-Тамбов». Это инновационное образовательное учреждение, и по количеству вводных мест оно является единственным образовательным учреждением в России. Здание школы насчитывает девять модулей в четыре этажа и рассчитано на 2425 учащихся (97 классов).
Также одним из грандиозных проектов стало открытие в Тамбове Центра единоборств имени Евгения и Сергея Артюхиных. Общая стоимость строительства комплекса составила более 2,6 млрд рублей.
Кроме этого, в 2017 году введен в эксплуатацию очень важный для жителей области объект здравоохранения – это хирургический корпус детской областной больницы в Тамбове.
Среди важнейших задач на ближайшую перспективу – завершение строительства перинатального центра общей площадью 28,8 тыс. кв. м. Объект является одним из наиболее приоритетных проектов системы здравоохранения региона. Его запуск позволит вывести на качественно новый уровень медицинскую помощь беременным и новорожденным, снизить младенческую смертность.