Воронеж. 30.12.2017. ABIREG.RU – Аналитика – ЗАО «Воронежстальмост» за свою почти 70-летнюю историю пережило многие взлеты и падения, но, назло конкурентам, никогда не сдавалось. Несколько последних лет были проведены в стагнации: за заказы приходилось бороться, развитие тормозилось из-за отсутствия средств. Выдержав иго низких цен и конкуренции, «Воронежстальмост» расправил крылья. О том, как помог предприятию Крымский мост и что же будет после него, в интервью «Абирегу» рассказал генеральный директор «Воронежстальмоста» Андрей Боровиков.
– Андрей Владимирович, каким для «Воронежстальмоста» станет 2017 год?
– Этот год станет одним из наиболее успешным за всю историю существования завода. Рассчитываем на объем выручки в районе 5 млрд рублей, чистая прибыль будет порядка 100 млн рублей. Мы произвели рекордное количество металлоконструкций: по итогам года выйдет более 56-57 тыс. тонн. Мы усиленно работали и смогли преодолеть отметку 2007 года в 55,2 тыс. тонн. Тогда по всей стране был подъем экономики, и промышленности в том числе. Спустя 10 лет мы смогли это сделать – говорят же, что история по спирали ходит, вот он, новый виток. Безусловно, здесь немалая заслуга объекта, который теперь получил свое официальное название как Крымский мост, потому что такой постоянный заказ, достаточно большой по объему, положительно сказался на деятельности предприятия. В этом году не было проблем с получением заказов, мощности были постоянно загружены. Нельзя сказать, что работаем со сверхдоходностью, но ситуация стабилизировалась, что дало положительный эффект. С точки зрения экономики предприятия, смогли позволить себе заняться перевооружением. В последнее время такое не часто бывает, так что этот год заканчиваем с хорошим настроением.
– По поводу перевооружения, чем конкретно занимались, что модернизировали?
– Перевооружение мы потихоньку начали еще в 2016 году, в этом году сделали на него упор. У нас на предприятии есть два крупных подразделения – это заготовительное, которое занимается разделкой листового и профильного металла и подготовкой полуфабриката, и сборочное производство, где рождаются крупногабаритные конструкции. Мы занялись переосмыслением заготовки – в последние годы из-за того, что работали, пусть и в небольшой, но все-таки убыток, мы вынужденно не занимались техническим переоснащением. Идеи копились, а денег на их воплощение не было. В этом году у нас, можно сказать, «прорыв». Закупили оборудование, меняем расположение участков, выстраиваем технологические потоки. Очень много работы сделано, но еще много предстоит и в следующем году.
– Сколько уже вложили в модернизацию?
– Пока сложно сказать, но около 300 млн рублей. Ведь мы не только новое оборудование закупаем, но и помещения ремонтируем, куда это все ставить. Предприятие в хорошем смысле старое, не с нуля строим: в следующем году 70 лет, часть зданий еще послевоенной постройки. Что говорить, строили бы завод на новом месте, все бы сделали по-другому. В существующих условиях мы пытаемся сделать что-то более правильное, не потому что наши деды строили не так, а потому что меняются технологии, меняются конструкции, очень многое меняется. Нам необходимо догнать технический прогресс: 2009 год и последующие были для нас непростыми, многое упущено.
– Какова была в этом году загрузка мощностей на производстве, можете похвастаться 100-процентной?
– Этот год позволил нам делать столько, сколько можем. Получилось, что смогли сделать рекордный по выпуску год. С этой точки зрения, конечно, можно считать, что отработали на 100%. В уходящем году была возможность делать еще больше. Можно было принять еще 500 человек, но впереди еще будут тяжелые времена. Законы рынка и конкуренции никто не отменял. У нас рынок очень жесткий в плане ценообразования, нас давят ценами, приходится снижать. Рекордные объемы – это хорошо, но сейчас важна подготовка к конкурентной борьбе.
– Вы сейчас берете крупные заказы или все силы направляете на успешное завершение строительства Крымского моста?
– Сегодня мы параллельно делаем очень большой мост через Волгу в Дубне. Этот проект мы завершим, скорее всего, в первом квартале 2018-го. На следующий год пока больших объектов нет. Загружаться загружаемся, но в основном небольшими заказами – эстакады, железнодорожные мосты, путепроводы. Не готов вам сказать, что следующий год будет посвящен чему-то. Хотя у нас страна нуждается в дорогах, будем надеяться, что на этом не остановимся.
– Значит, каких-то определенных планов пока на 2018 совсем нет?
– Главная задача для нас – не снижать планку. Разогнали производство, люди стали больше зарплату получать, ведь премиальная часть завязана на выпуске. Пока есть возможность, будем работать на том же уровне. Сказать, что будем строить мост на Сахалин, не могу пока. Сахалин, будет строиться, но боюсь, что без нас, уж больно далеко. Может, и поучаствуем, но, скорее, на подхвате. Есть заводы более восточные, они будут иметь преимущество. Логистика помешала нам участвовать в строительстве красивейших мостов во Владивостоке, ведь перевозка – это вторая цена конструкции.
– Вы продолжаете возить конструкции автомобильным транспортом, не пришли к железнодорожным перевозкам?
– Все-таки отдаем предпочтение автомобильному. При условиях паромной переправы, конечно, были проблемы: она очень сильно зависит от погоды. Но для наших заказчиков автотранспорт выгоднее, потому что доезжает сразу до строительной площадки.
– Вы упоминали, что ваш рынок очень суров, уменьшается ли число конкурентов, есть те, кто не справился?
– Я бы не сказал, что уменьшается. Есть предприятия, которые очень плохо себя чувствуют и дошли до банкротства. Это, кстати, больше востока касается. Мне трудно сейчас дать оценку, почему так произошло. Есть достаточно крупные заводы, которые не выдержали «ценопадов». Может, они пройдут период переосмысления и выживут, но на это потребуются деньги, большие кредиты нужно будет чем-то гасить. Поэтому все, что мы сейчас делаем на нашем предприятии, направлено на облегчение будущей конкурентной борьбы.
– К анонсированным местным проектам у вас есть интерес? В этом году в Воронеже много всего заявили – и метро, и окружную дорогу.
– Безусловно, интерес есть. Метро – это, конечно, больше именно анонс, потому что впереди большие проектные работы, изыскательские и техноэкономические обоснования. Это непростой проект, устремленный в будущее. А вот что давно анонсировано в плане эстакад и развязок, это, конечно, нужно делать. Мы с вами жители Воронежа, видим, что происходит в городе. У нас вчера в гостях были москвичи, они говорят: «У вас коллапс». Мы со свой стороны готовы участвовать, но для начала власти нужно решить непростой вопрос финансирования.
– Но воронежские развязки не смогут дать вам большую загрузку, правильно?
– Ну почему же? Например, у нас есть проект развязки на Остужева, там много металлоконструкций. Объемы, конечно, не крымские, но вполне нормальные, с удовольствием поработаем.
– Крымский мост позволил расправить предприятию плечи. Количество сотрудников не пришлось увеличивать, цеха достраивать?
– С 2009 года у нас идет работа по оптимизации. В частности, избавляемся от непрофильных активов – скважин, котельных. В 2017 году подарили котельную городу. Соответственно, рабочие котельной теперь за пределами нашего штата. Численность персонала держим в одной поре, но в плане правильной организации производства еще есть чем заниматься. По категориям цифры незначительно менялись. Делаем упор на производство, все-таки больше потребности в тех людях, которые непосредственно руками или на станках что-то делают. Увеличивать число сотрудников сейчас не правильно: вызовы рынка не позволяют. В смысле нужно быть к ним готовым. Пугаться нечего, мы уже привыкли к сложным ситуациям. Цены падают. Ну упали, и что? Работать все равно будем.
– Не считаете, что предприятию нужны глобальные перемены? Нет в них потребности?
– Мы все-таки достаточно узкопрофессиональное предприятие, хотя за многое брались. Мы делали для «Сименса» трансформаторные баки, пытались делать вышки связи и строительные конструкции. Но все-таки предприятие нацелено под производство мостовых металлоконструкций. Это связано с их особенностями, грузоподъемностью механизмов и другим. Мы пробуем, но чаще всего это экономически необоснованно. Как у нас были основной продукцией мостовые конструкции, мосты, так это и остается и останется в будущем, ведь это важно для нашей страны. Сейчас просто нужно постараться снизить себестоимость продукции, не снижая качества.
– На каком уровне доходности вы сейчас работаете?
– Наша отрасль сверхдоходностью не отличается. Примерный уровень в настоящее время колеблется около 5%. Прошлый год мы отработали с 1–2% прибыли. Наша отрасль – это европейский уровень, где спокойно при 2% работают, была бы работа. Для России это, конечно, нонсенс, потому что много нюансов. В принципе, и мы можем так работать, ничего страшного. Но этот объем не дает нам возможности для развития. Оборотных денег на перевооружение не хватает, а набирать миллиардные кредиты у нас нет желания, сегодня можешь выплатить проценты, а завтра нет.