Липецк. 12.01.2018. ABIREG.RU – Аналитика – О строительстве спорткомплекса «Катящиеся камни» в Липецке заговорили еще в 2012 году. Но дело как-то сразу не пошло: сначала из-за санкций пришлось разорвать контракт с венгерским подрядчиком – фирмой Market, потом долго не удавалось провести торги, а когда аукцион все-таки состоялся, выяснилось, что у компании-победителя – ООО «Мурадин» – нет банковской гарантии. Но чиновники проблем будто не замечали. И даже обещали сдать спорткомплекс в 2018 году. До даты «икс» остается всё меньше времени. «Абирег» решил выяснить, какие работы на объекте выполнили за пять лет и когда, наконец, спорткомплекс распахнет свои двери.
«Катящиеся камни» должны стать одним из символов региона, объектом, которому нет равных в Центральной России, – примерно так преподносили идею строительства спорткомплекса липецкие чиновники. Однако вместо звания «лучшего из дворцов спорта» «Камни» снискали славу одного из самых известных липецких долгостроев. «Конечно, можно всё свалить на санкции, сложную экономическую обстановку. Но, скорее всего, дело не в этом, – отмечает эксперт, знакомый с ситуацией, – изначально была поставлена невыполнимая задача. А когда начались сложности, у некоторых не хватило смелости признать свои ошибки и пересмотреть планы».
На протяжении пяти лет власти ни разу не отказывались от строительства объекта, ссылались на то, что трудности временные и никого не пугают. При этом каждый год в областной бюджет закладывали графу расходов «Строительство многофункционального спортивного комплекса в г. Липецке». Сколько же денег за это время потратили на объект? В региональном управлении строительства вопросу удивились. «Вы не счетная палата, нечего людей такими цифрами пугать, да и не нужны они вам, а то лишние вопросы возникнут», – ответили в ведомстве. Интересная реакция.
Впрочем, на сайте областного совета депутатов сохранились законопроекты об областном бюджете, включая периоды с 2014 по 2017 годы, вместе с приложениями, поясняющими распределение расходов. Так, согласно этим документам, в 2014 году на строительство многофункционального спортивного комплекса планировали выделить 96,1 млн рублей, в 2015-м – почти 487,5 млн рублей, в 2016-м – 830,3 млн рублей, в 2017-м – 525,7 млн рублей. Куда в итоге пошли эти деньги?
Как сообщил начальник управления строительства и архитектуры Липецкой области Игорь Шамардин, с момента начала строительства на объекте провели следующие работы: подвели постоянные инженерные коммуникации, в том числе электро- и водоснабжение, водоотведение, интернет-телефонию, закончили земляные и свайные работы, монтаж ростверков всех зданий. В здании бассейна выполнили работы по устройству фундаментной плиты, стен, колонн, балок перекрытия подвальных помещений, на 90% работы по устройству плиты перекрытия над подвалом и начали возводить железобетонные конструкции (колонны и стены). В здании многофункциональной арены на 95% завершили подготовку оснований под фундаментную плиту и на 60% работы по армированию и бетонированию фундаментной плиты. В здании ледовой арены на 50% подготовили шлаковое основание под фундаментную плиту, на 70% смонтировали систему канализации под плитой, на 30% армировали и бетонировали плиту. Также за это время построили и сдали в эксплуатацию новую канализационную насосную станцию. Старую – снесли.
Масштаб поражает. Однако то, что на бумаге кажется значительным, не всегда таковым является в реальности. «Когда наши представители приехали на объект, их взору открылись лишь залитая бетоном площадка размером с футбольное поле, торчащая из нее арматура и несколько «заснувших» строительных кранов», – рассказал первый секретарь комитета Липецкого областного отделения КПРФ Николай Разворотнев.
Но липецкие чиновники оптимизма не теряют. Теперь достраивать спорткомплекс решили поэтапно. Недавно состоялся аукцион на выполнение комплекса работ «Строительство многофункционального спортивного комплекса в г. Липецке. Первый этап строительства». В результате контракт заключили с ООО «Липецкстрой». На подрядчика возлагают большие надежды. Почти за два года – до декабря 2019-го – ему необходимо возвести первый из «камней» – ледовую арену, а также автостоянку. Цена вопроса, по данным управления строительства, – 2,26 млрд рублей. И это, по мнению властей, должно стать только началом. Если всё пойдет успешно, следом планируют построить второй и третий «камни» – бассейн и многофункциональную арену. Впрочем, подобные обещания липчане уже слышали. Достроить спорткомплекс обещали и в 2015-м, и в 2018-м... Сроки называли, а потом... срывали. Что нас ждет в этот раз?
«Я не вижу нужды строить настолько затратный объект. Возможно, при другой социально-экономической ситуации реализовать замысел можно было бы быстрыми темпами и с меньшими потерями для бюджета. Но сейчас это лишено всякого смысла», – прокомментировал депутат Липецкого облсовета Сергей Токарев.
По мнению господина Токарева, в регионе немало проблем, требующих вложений. Взять, к примеру, обманутых дольщиков – с недостроями нужно разбираться. Или инженерные сети: они настолько изношены, что могут «рвануть» все в один момент. «Мне кажется, власть настолько оторвалась от реальной жизни, что просто не замечает нужд большинства населения. Всё делается ради одного – отчитаться о небывалых успехах, пустить пыль в глаза, пропиариться. Перед федеральным центром показать, как всё у нас хорошо развивается. А людям через СМИ донести, что власть о них заботится», – продолжает депутат.
Но где эта забота? «Катящиеся камни» строят за средства областного бюджета, практически две трети которого составляют налоги на прибыль и на доходы физических лиц. То есть оплачивают строительство простые липчане. А потом им же придется снова платить, чтобы заниматься там спортом. И занятия эти, скорее всего, будут недешевыми, ведь огромный комплекс нужно будет содержать. «Лучше бы эти деньги потратили на строительство дворовых спортивных объектов, чтобы спорт был доступен всем, а не только представителям финансовой элиты», – считает господин Токарев.
Также мы пытались связаться с руководством треста «Липецкстрой». Но его директор Валерий Сешенов от бесед отказался, сославшись на чрезмерную занятость. «Не исключено, что это на самом деле так, но, может быть, причина в другом – объект и условия контракта оказались настолько сложными, что подрядчик уже сам не рад, что связался с этим», – высказал предположение эксперт «Абирега».