Воронеж. 31.01.2018. ABIREG.RU – Аналитика – Недавно Денис Мантуров провел в Липецке заседание координационного совета по развитию промышленности строительных материалов. Из его доклада, в частности, можно было сделать вывод, что благодаря поддержке предприятий кризис в строительной отрасли практически не заметен. Липецкие чиновники министра поддержали, заявив, что наш регион – один из лидеров по строительству жилья. И вроде всё хорошо, но вот сами строители не разделяют оптимизма власть имущих. Тяжело ли работать в нынешних реалиях? Существует ли на самом деле строительный кризис? И если да, то как его победить? Своим мнением в интервью с «Абирегом» поделился генеральный директор ООО «КрафтБетон» Игорь Быков.
– Ваше предприятие работает одиннадцатый год и за это время зарекомендовало себя как очень перспективное. С чего начинали и тяжело ли было развиваться?
– Начинали с завоевания рынка. Создавали имидж, репутацию. Это всегда непросто, ведь, чтобы сформировать клиентскую базу, нужно показать: вы работаете не то что не хуже других, но и лучше. На этом трудности не закончились – не успел завод «встать на ноги», начался кризис 2008 года, появились долгострои, обманутые дольщики... Результаты, которых предприятие так упорно достигало, стали снижаться. Новая волна роста началась лишь в 2011 году – за четыре года мы достигли практически 90% производственных мощностей, и акционеры решили расширять площадки. Но вновь с реализацией программы пришлось «притормаживать»: с 2015 года в строительной отрасли начались не лучшие времена.
– Наверное, накаляет обстановку и конкуренция. «КрафтБетон» ведь не единственное в регионе предприятие, обеспечивающее строительную отрасль?
– Плиты пустотного настила, сваи, фундаментные блоки, каркасные колонны, действительно, производим не только мы, и конкуренция среди предприятий очень жесткая, особенно в последнее время. Чтобы оставаться на плаву, приходится не только обеспечивать качество, но и держать привлекательные цены, даже несмотря на то, что стоимость закупочных материалов постоянно растет. Этот рынок в основном принадлежит крупным игрокам, а они практически ни с кем не считаются, поднять цены могут буквально за ночь. Так недавно произошло с металлом – его стоимость увеличилась примерно на 10%, а это 4-5 тыс. рублей за тонну. Переложить затраты на покупателей конкуренция не позволяет, поэтому приходится экономить на развитии производств.
– Вы сказали, что с 2015 года начались не лучшие времена. То есть вы разделяете точку зрения некоторых экспертов о строительном кризисе?
– Кризис однозначно есть. Это в первую очередь видно по платежеспособности стройпредприятий – раньше мы в основном работали по предоплате, сейчас «кредиторку» заменила «дебиторка». Если сравнивать 2016 и 2017 годы, видно, что спрос на наших условиях упал – многие хотят получать продукцию «под честное слово», мы же постоянно так работать не можем, если всё будем отдавать бесплатно, просто угробим завод. Риски очень высоки, ведь большинство строительных компаний не имеет за душой ничего. У них уставный капитал – 10 тыс. рублей, они ничем ни перед кем не отвечают, поэтому так легко обходятся с деньгами и так просто банкротятся.
– Под угрозой, получается, вся отрасль. Как вы считаете, можно ли изменить ситуацию?
– Можно и нужно. И некоторые шаги в этом направлении в правительстве уже делают. Но, к сожалению, нередко меры у нас принимают с опозданием, лишь после того, как что-то плохое уже случится. Государственная «машина» довольно неповоротливая, ей требуется время, чтобы заметить проблему, «раскрутиться», запустить определенные механизмы – подготовить законопроекты, принять программы. Это целая эпопея. Так что пока результаты такой работы не сильно ощущаются. Но надеемся, они будут.
– На что, прежде всего, необходимо обратить внимание? В каком направлении работать?
– В первую очередь нужно повышать ответственность строителей, и здесь без государственного влияния не обойтись – создавать «подушку безопасности» для поставщиков стройматериалов. Также необходимо решить проблему финансирования объектов, предусмотреть какие-то гарантии, страховые фонды. Плюс – повышать платежеспособность населения. Покупательная способность сегодня, может, и не сильно упала, но ее структура заметно изменилась. Сейчас в основном деньги тратят на продукты, товары первой необходимости, на жилье спрос упал. Кстати, эту проблему можно было бы урегулировать, создав рынок арендного жилья по подобию того, что был в Российской империи или сейчас существует в западных странах. Это могло бы вытянуть строительный комплекс.
– В Липецкой области давно ведут разговоры о строительстве арендных или, как их еще называют, доходных домов. Что мешает реализовать замысел?
– Скорее всего, законодательная база. Люди, которые могли бы и хотели бы принять участие в воплощении этой идеи, боятся, что затраченные средства к ним не вернутся. При нынешней экономической ситуации, системе налогообложения ждать возвращения средств придется очень долго. Нужно менять законы и создавать более привлекательные условия для инвесторов.
– На недавнем заседании координационного совета в Липецке прозвучала мысль, что благодаря поддержке предприятий кризис в отрасли фактически не чувствуется. Но мы с вами говорим о противоположном. Неужели господдержка настолько мала? Или ее вообще нет?
– Поддержка есть, но не совсем та, что требуется сегодня. Раздавать деньги – хорошо, но кому-то они достанутся, а кому-то – нет. Лучше бы строителям дали «удочки», а не «рыбу», создали условия для «ловли», а предприятия уже сами бы себя обеспечили. Можно процентную ставку на закупку оборудования субсидировать, а мне его загружать будет нечем, я не смогу выйти на 100% выработки. И что дальше? Налоги и амортизация меня разорят. Финансовая помощь не главное. Лучше было бы создать программы развития, как, например, для сельского хозяйства, знаю, она успешно реализуется – строятся промышленные помещения, элеваторы, – и принимать новые законы, в частности по тому же арендному жилью...
Я был на этом совещании и хочу отметить: благополучность, рост показателей – это всё внешнее. Если копнуть глубже, взять, к примеру, загрузку мощностей производств, станет ясно, что идет снижение. И более того, эксперты отмечают, что ситуация с производством некоторых видов стройматериалов будет лишь усугубляться.
– Но вас, я понимаю, сложностями не напугаешь: вы начинали работать в трудные времена и сейчас продолжаете развиваться. Какие планы у предприятия на этот год?
– Мы стараемся не стоять на месте. В прошлом году запустили новые производственные линии, открыли термодиффузионное цинкование, дробеструйную обработку. В этом году продолжим модернизацию, надеемся ввести в строй один пролет для производства большеразмерных конструкций. Мостовые краны под эту программу уже оплатили. В феврале будем монтировать оборудование. Это позволит выпускать тяжелые сборные конструкции из железобетона массой от 25 тонн. Если раньше мы работали на рынке строительства жилья, то такая модернизация позволит нам выйти на промышленные площадки. Так что планы у предприятия серьезные, будем покорять новые горизонты, стараться увеличивать объемы производства.