Курск. 12.02.2018. ABIREG.RU – Аналитика – В последние годы на новостных лентах Курска всё чаще появляется информация о закрытии в городе трамвайного движения. Тенденция для российских городов не новая. Трамваи уже исчезли с улиц Астрахани, Владикавказа, Воронежа, Иваново, Рязани. В Архангельске избавились и от троллейбуса, и от трамвая. Причина в низкой рентабельности электротранспорта – сложная конкуренция с частными автобусами и маршрутками медленно, но верно вытесняет его. «Абирег» разбирался, ожидает ли Курск участь городов, избавившихся от трамвайного движения. И если будет принято решение о модернизации существующей сети, то кто оплатит ее проведение?
Если проанализировать финансовое состояние МУП «Курскэлектротранс», занимающегося электроперевозками, из года в год оно не улучшается. Так, при выручке в 366 млн рублей в 2016 году чистый убыток предприятия за этот период составил 24 млн рублей.
Особенно сложно обстоят дела с погашением долгов перед поставщиками электроэнергии – объединением предприятий «КурскАтомЭнергоСбыт». Прошлым летом даже шла речь о временном ограничении режима потребления электроэнергии для МУП «Курскэлектротранс». По худшему развитию сценария часть трамвайных маршрутов могли укоротить, оставив горожан, в том числе пенсионеров и льготников, без единственного для многих доступного бюджетного вида транспорта.
Многомиллионные долги за электроэнергию не позволяют МУП «Курскэлектротранс» своевременно обновлять парк трамваев и троллейбусов, вести реконструкцию трамвайных путей, давно требующих ремонта.
Обстановку вокруг электротранспорта также подогревают слухи о причастности высокопоставленных курских чиновников к частным перевозкам пассажиров в маршрутках и якобы заинтересованности администрации в скорейшем исчезновении курских трамваев и троллейбусов с улиц города.
Ежегодно трамваи и троллейбусы Курска перевозят в среднем 25 млн человек, это четверть от всего потока пассажиров. Нетрудно подсчитать, сколько прибыли получат автоперевозчики (собственники частных компаний) в случае закрытия электротранспорта.
За несколько дней до 2018 года произошло событие, подтверждающее грядущую стагнацию муниципального предприятия. Судебные приставы арестовали имущество МУП «Курскэлектротранс», которое задолжало в пользу физических и юридических лиц, а также поставщиков энергоресурсов 10,6 млн рублей. Из них 5,5 млн рублей – долг перед ОП «КурскАтомЭнергосбыт».
Как сообщили в пресс-службе УФССП по Курской области, арест наложен на четыре автомобиля («Ладу», «Тойоту» и две «Нивы Шевроле») и три нежилых здания общей площадью 1,7 тыс. кв. м (это одна из баз предприятия, расположенная на ул. Прогонная). Арестованное имущество было оставлено на ответственное хранение руководителю МУП «Курскэлектротранс». Если задолженность не будет погашена, автомобили и здания выставят на торги, отметили в УФССП.
Чуть позже выяснилось, что действия судебных исполнителей инициировала городская администрация. «Мы сами попросили, чтобы база на Прогонной через службу судебных приставов была продана, – рассказал глава Курска Николай Овчаров на брифинге с журналистами. – Вырученные средства пойдут на погашение задолженности, которая есть у «Курскэлектротранса».
Однако при этом мэр дал оптимистичный прогноз будущему предприятия и анонсировал, что в город привезут 20 бывших в употреблении трамваев, которые московская городская дума решила подарить курянам. При этом старые вагоны списывать не будут, а проведут их капитально-восстановительный ремонт.
На сегодня парк трамваев Курска насчитывает 70 вагонов, из которых на линию выходят 42. Последняя поставка техники (тоже б/у) была в 2012 году из Праги.
Перевозчика 20 трамваев 2000-2005 годов выпуска из Москвы Курск определил со второй попытки. Проведенный 11 декабря 2017 года конкурс был объявлен несостоявшимся, заявку единственного участника признали не соответствующей требованиям. Следующий конкурс состоялся 16 января 2018 года, по его результатам определился победитель – ООО «Негабарит 46». Стоимость перевозки вагонов, предложенная исполнителем, – 1,59 млн рублей. Из-за необходимости проведения повторного тендера первоначальный срок прибытия вагонов в распоряжение МУП «Курскэлектротранс» был передвинут на 31 марта. Сами трамваи, приготовленные для передачи, специалисты из Курска осмотрели в Москве еще осенью.
Недавно проблемы курского транспорта, в том числе и трамвая, обсуждались на общественных слушаниях в городской администрации. Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры города до 2035 года, представленная на слушаниях, следом была утверждена гордумой. По заказу администрации ее разработали специалисты Юго-Западного государственного университета (ЮЗГУ).
Кроме реконструкции улиц, строительства новых дорог и развязок разработчики предложили провести капитальный ремонт и строительство новых трамвайных путей (по улицам Запольная, Студенческая и Косухина), строительство новых троллейбусных линий, а также устройство дополнительных троллейбусных маршрутов.
Участники слушаний больше всего интересовались, на какие средства планируется реализовать все пункты программы. Ведь только на развитие общественного электротранспорта Курска предполагается израсходовать 1,6 млрд рублей. Как пояснили представители городской администрации, кроме денег из местного бюджета к финансовому участию в развитии транспортной инфраструктуры планируется привлечение крупных бизнесменов.
Опрос, проведенный нашим агентством, показал, что эта инициатива не находит широкой поддержки среди предпринимателей Курска. Так, респонденты в принципе соглашаются с необходимостью модернизации городского общественного транспорта, но вносить свои средства не собираются.
«Мы платим немалые налоги в различные бюджеты, пусть власти разумно их расходуют», – сказал предприниматель, занимающийся производством продовольствия.
«Не думаю, что инициатива будет поддержана. Лично я не вижу, как инвестиции моей компании увеличат наш товарооборот, – ответил другой курский бизнесмен. – Тем более в генплане Курска на 2007-2020 годы планировалось строительство троллейбусной линии от проспекта Дружбы через проспекты Хрущева и Клыкова к улице Сумская. Осталось два года, а маршруты пока только на бумаге».
Опрос показал, что в перечислении денег в транспортную инфраструктуру могут быть заинтересованы разве что крупные девелоперы, которым это может сулить дополнительный поток покупателей в торговые центры. Примеры тому уже есть. Так, за счет частного инвестора были расширены и реконструированы улица Карла Маркса, Московская площадь и другие транспортные артерии, проходящие возле ТЦ.
К сведению, в программе за счет средств внебюджетных источников планируют привлечь более 2,5 млрд рублей. Насколько такое возможно, покажет время. Впрочем, уже известно, что планируемое строительство дороги от проспекта Клыкова до улицы Энгельса за счет частного капитала переросло в долгострой из-за остановки реализации проекта очередного ТРЦ корпорации «ГРИНН».
Еще один источник софинансирования реконструкции транспортной структуры – возможное участие Курска в специальной федеральной программе. Единственное и пока главное препятствие войти в нее – это численность городского населения. По последним данным она составляет около 450 тыс. человек, в то время как условия программы требуют свыше 500 тыс. человек. Как объяснили в администрации города, чтобы получить федеральные средства, местная власть рассчитывает увеличить население, объединив город и часть Курского района. Планы интересные, но здесь возникает закономерный вопрос – какая часть района войдет в состав областного центра, если по последним данным в Курском районе насчитывается немногим более 57,6 тыс. человек?
Несмотря на грандиозные планы по развитию электротранспорта, по факту они пока не подкреплены ничем конкретным. К чему может привести возможное исчезновение трамваев в Курске? Во-первых, увеличение количества маршруток и легковых автомобилей неизбежно ведет к уплотнению транспортного потока и появлению дополнительных пробок. Во-вторых, потратив огромные средства на демонтаж трамвайных путей и благоустройство дорог, многие города спустя время возвращаются к необходимости трамвайного сообщения. Так, зарубежный опыт показал, что в странах Европы в 1950-1960-е годы уже отказывались от трамваев, но через 20-30 лет были вынуждены строить новые трамвайные пути. Так что если негласное курское лобби маршрутчиков возьмет свое вопреки обещаниям власти, вполне возможно, что уже через год-другой куряне будут ностальгировать по старым, добрым трамваям, да и вернуть в городскую казну напрасно потраченную кругленькую сумму будет невозможно.