Воронеж. 14.02.2018. ABIREG.RU – Эксклюзив – Авиакомпания «РусЛайн» уже 20 лет занимается системным построением и развитием маршрутной сети из ряда городов России в облет Москвы.
О том, какие успехи были достигнуты в налаживании авиасообщения между областными центрами, какие тренды наблюдаются в данный момент на авиарынке Черноземья и за счет чего можно популяризировать авиасообщение, «Абирегу» рассказал заместитель генерального директора по коммерции авиакомпании «РусЛайн» Александр Крутов.
– Александр Валерьевич, давайте начнем с самого начала. Расскажите, когда зародилась компания, в каком направлении она развивалась и что она представляет собой сейчас.
– Компания основана давно, в прошлом году мы отметили ее 20-летие.
Изначально «РусЛайн» выполнял чартерные и ВИП-перевозки. Однако свое перерождение компания получила с приходом нового собственника, который, кстати говоря, является выходцем из Воронежа. В 2009 году воронежский бизнесмен Николай Уланов, который на данный момент занимает пост управляющего партнера, принял решение о взятии курса на региональные перевозки. Данной стратегии мы придерживаемся и сейчас. Разумеется, чартеры мы тоже выполняем, но основная доля бизнеса приходится всё же на «регионалку».
– Какие цели преследовало создание компании? Что нового, на ваш взгляд, сумел привнести «РусЛайн» на рынок авиаперевозок?
– Без ложной скромности можем сказать, что мы одними из первых стали возрождать утерянные на постсоветском пространстве связи между регионами. Да, существовали местные авиакомпании, которые выполняли рейсы в Москву из своего города, а также небольшие авиапредприятия в Сибири и на Дальнем Востоке, летающие между райцентрами и труднодоступными населенными пунктами. Мы же приняли решение о системном построении и развитии маршрутной сети из ряда городов России. Сейчас это уже кажется нереальным, но еще лет восемь назад, чтобы, например, попасть из Уфы в Екатеринбург (между которыми 50 минут полета), нужно было сначала лететь около двух часов в Москву, а после минимум двух часов ожидания еще два часа лететь до Екатеринбурга. В основу нашей стратегии легло соединение областных центров между собой, минуя столичный авиаузел. Также мы соединили с Москвой столицы регионов, из которых ранее можно было путешествовать только наземным транспортом.
– Как развивалась (и развивается) компания на территории Черноземья?
– Освоение рынка Черноземья началось в 2010 году, когда мы открыли полеты в Воронеж из Домодедово. Сначала они выполнялись всего трижды в неделю, сейчас же количество ежедневных рейсов доходит до трех. Затем мы соединили столицу Черноземья с Санкт-Петербургом, Екатеринбургом и Сочи. За Воронежем последовал Белгород, затем Липецк, Тамбов и Курск.
– Какие направления доступны в данный момент из аэропортов Воронежа, Липецка, Тамбова, Белгорода и Курска? Какую долю в пассажиропотоке они занимают? Какие из них наиболее рентабельны?
– Количество направлений и рейсов меняется в зависимости от сезона.
Круглогодично мы выполняем полеты из Воронежа, Тамбова, Белгорода и Липецка в Москву и Санкт-Петербург. К сожалению, полеты в Курск пришлось прекратить. Летом к нашим рейсам добавляются Екатеринбург из Воронежа и Липецка, Сочи из Воронежа, Тамбова и Липецка, а также Симферополь из Тамбова и Липецка.
– Какие из этих рейсов субсидируются государством и в каком объеме?
– Если говорить про региональную поддержку, то нам ее оказывают Липецкая и Тамбовская области. Особенно хочется отметить наше сотрудничество с ними. Благодаря грамотному подходу администрации этих регионов идет комплексное освоение рынка и полеты осуществляются не только в Москву, но и в Санкт-Петербург, Сочи, Екатеринбург. В 2018 году будут открыты рейсы в Симферополь и Краснодар. Такой подход позволил вывести на самоокупаемость рейсы из Липецка в Москву, и в 2018 году субсидирование не требуется. Видя потенциал и востребованность, мы также откроем рейсы из Тамбова в Симферополь без субсидий. Мы придерживаемся позиции, что постоянно рейс субсидироваться не должен. Результатом субсидирования должен быть коммерчески эффективный рейс.
– Существует ли определенный сегмент пассажиров, на который в первую очередь ориентирована ваша деятельность?
– В первую очередь мы ориентированы на представителей местного бизнеса, государственных и муниципальных служащих, руководителей крупных предприятий. Летом и в период праздников и каникул добавляются семьи, которые прилетают навестить родителей в регионы, а также трансферные пассажиры, путешествующие из Домодедово по туристическим направлениям.
– Какие тренды наблюдаются на авиарынке Черноземья? Чем они отличаются от тенденций всероссийского профильного рынка?
– Основной тренд рынка Черноземья – это его активное развитие. Полеты в Москву показывают серьезный рост.
– Насколько должно быть заполнено воздушное судно, чтобы рейс не стал убыточным?
– Сложно ответить на этот вопрос однозначно. Доходность рейса зависит не только от количества перевезенных пассажиров, но и от того тарифа, по которому эти перевозки были осуществлены. Обязательно надо учитывать расходы на ГСМ в разных аэропортах страны, поскольку стоимость обслуживания может отличаться в разы. Также не стоит забывать про конкуренцию на рынке. Сейчас, ввиду переизбытка емкостей, многие перевозчики демпингуют и летают ниже себестоимости. Это делается для того, чтобы хоть как-то привлечь пассажиров. Цены на билеты, если брать в целом по стране, снизились, что подтверждает Минтранс РФ, а вот расходы серьезно выросли. К примеру, цена на керосин за год увеличилась в среднем на 25%. В результате всего этого мы вынуждены балансировать для максимизации дохода и выхода на рентабельность.
– За счет чего вы компенсируете нерентабельные рейсы? Часто ли приходится отменять вылеты из-за незаполненных самолетов или этого не происходит?
– Мы, конечно же, стараемся этого не делать. За долгие годы работы сложилась определенная статистика, и мы заблаговременно можем предсказать уровень загруженности тех или иных направлений. В случае отмены вылета мы пересаживаем пассажиров на следующие рейсы, которые с небольшим интервалом вылетают в тот же день, или же на рейсы других авиакомпаний.
– Авиатранспорт составляет существенную конкуренцию железнодорожному, в частности за счет дешевизны билетов и минимизации времени в пути при перелетах. За счет каких новых опций и действий в целом планируется популяризировать авиасообщение?
– Мы, как региональная авиакомпания, со своей стороны стараемся открывать маршруты в облет Москвы, увеличивать частоту полетов. Внедрять больше электронных сервисов, чтобы пассажир меньше времени тратил на прохождение формальных процедур в аэропорту.
– Какие меры необходимо предпринять в стране, чтобы россияне меньше боялись летать? Идет ли речь о повышении надежности авиатранспорта?
– Что касается первого вопроса, я считаю, что российским СМИ надо освещать больше тем, связанных с гражданской авиацией, показывать, как авиакомпании работают изнутри. Многие боятся летать, потому что не понимают, сколько степеней контроля и проверки проходит каждая процедура.
А что касается второго вопроса, авиационный транспорт является самым безопасным. Это подтверждает статистика. И здесь я не могу не отметить, что наша авиакомпания работает над поддержанием высочайшего уровня авиационный безопасности.
– Насколько объем выручки компании по итогам прошлого года сопоставим с выручкой за 2016 год?
– Выручка в 2017 году выше.
– Что вы ждете от 2018 года?
– В первую очередь мы ожидаем увеличения нашей полетной программы: на 8% планируем увеличить количество рейсов и на 13% – количество перевезенных пассажиров. Считаю, что хорошим драйвером для этого послужит чемпионат мира по футболу.