26 ноября 2024, 16:34
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Бывший главный архитектор Воронежа Антон Шевелев рассказал в суде, как работал и на чем прогорел «архитектурный бандитизм»

26.02.2018 19:19
Автор:

Воронеж. 26.02.2018. ABIREG.RU – Аналитика – 26 февраля в Ленинском райсуде Воронежа под председательством судьи Дениса Гриценко прошло первое заседание по скандальному уголовному делу бывшего руководителя управления главного архитектора (УГА) Антона Шевелева. Экс-чиновник свою вину признал частично, выразив несогласие с позицией обвинения, требующего осудить его по ч. 6 ст. 290 УК РФ («Взятка в особо крупном размере»). На заседании господин Шевелев выступил с показаниями. Почти полуторачасовая речь архитектора была посвящена механизмам работы подконтрольных ему компаний «Вламиан» (ныне «КРОиС») и «Новый город – ХХ1 век» во время его бытности руководителем УГА. Также подсудимый рассказал о своем видении причин уголовного преследования. Как правило, обнаружение проблемы «архитектурного бандитизма» связывают с публичной критикой строительного блока мэрии теперь уже экс-губернатором Алексеем Гордеевым. По мнению Антона Шевелева, внимание силовиков к его проектному бизнесу спустя более 10 лет с его основания привлек корпоративный конфликт.

Из какого сора рос «архитектурный бандитизм»

Бывший руководитель УГА Антон Шевелев выбрал профессию по примеру своего отца – Владимира Шевелева. Под его лицензией будущий чиновник работал еще во время обучения в воронежском инженерном институте в конце 1990-х. За два года до окончания учебы по специальности «архитектура» Антон Шевелев устроился работать в ООО «Воронежпроект», откуда в 2002-м перешел в МКП «Управление главного архитектора» на должность начальника отдела реализации генплана.

Опыт сотрудничества с застройщиками привел господина Шевелева к планам создать собственный бизнес. Вместе с отцом он решил учредить компанию, которая оказывала бы услуги коммерческого проектирования: начиная от консультационного сопровождения по сложным административным вопросам, заканчивая непосредственной разработкой проектов. Так, в 2005 году была учреждена компания ООО «Новый город – ХХ1 век», 49% уставного капитала которой с самого первого дня ее возникновения принадлежали Антону Шевелеву. 51% находился в собственности ЗАО «СМП «Электронжилсоцстрой», возглавляемого Юрием Гайдаем, бывшим вице-мэром Воронежа.

С тех пор «Новый город – ХХ1 век» с привлечением коллег семьи Шевелевых участвовал в разработке нескольких десятков проектов. Положение Антона Шевелева, по собственному признанию, вселяло в него уверенность относительно будущего компании: работа на подведомственном УГА предприятии дала ему большой административный опыт. Непосредственно коммерческими договорами занимался его отец, с 2005 по 2010 год числившийся гендиректором ООО «Новый город – ХХ1 век». Для упрощения ведения бухгалтерского отчета и оптимизации налогов руководители компании часто договаривались с заказчиками о расчете «наличкой».

«Никто из застройщиков не любил самостоятельно бегать по кабинетам УГА, потом помогать проектировщикам с подготовкой техзадания, потом доказывать, что по этой документации можно получить разрешение на строительство... Удобнее было поручать решение всех вопросов одному ответственному лицу, которое разбирается в направлении архитектурно-строительной деятельности», – вспоминает Антон Шевелев. Оплата услуг разработчиков компании «Новый город – ХХ1 век» происходила наличными по трудовому соглашению. Оставшуюся прибыль делили господа Шевелевы.

Через пять лет, после назначения Антона Шевелева главным архитектором Воронежа, его отцу пришлось покинуть должность руководителя проектной конторы. «Я сам попросил отца снять с себя полномочия директора, чтобы исключить конфликт интересов в будущем и чтобы лишний раз не акцентировать внимание на фамилии Шевелев», – признается бывший чиновник. В 2010 году место Владимира Шевелева занял молодой архитектор Максим Яровой (сейчас возглавляет управление административно-технического контроля мэрии Воронежа). Помимо него на вакантную должность рассматривалась однокурсница и бывшая коллега Антона Шевелева – Ольга Куцева (работавшая в проектной компании своего мужа Руслана Куцева – ООО «Вламиан»). Она отказалась от работы на коммерческом предприятии и попросила подыскать ей место на муниципальном. Поэтому благодаря стараниям главного архитектора госпожа Куцева пришла на работу в УГА. Сначала она работала там в качестве специалиста отдела градплана, а после – начальника отдела согласования градостроительной документации. Расчет Антона Шевелева был сугубо практичен – именно через возглавляемый в тот момент Ольгой Куцевой отдел проходили все предпроектные и проектные проработки.

Новая должность усилила уверенность Антона Шевелева в успешном будущем его компании. В суде он признался, что от рывка по муниципальной карьерной лестнице он ожидал роста объема работы за счет более тесного сотрудничества с застройщиками.

Обкат схемы

После устройства близкого к Антону Шевелеву человека в УГА «Новый город – ХХ1 век» начал работу над крупным проектом жилого комплекса «Челюскинцев 101». По собственному признанию, его проработку чиновник вел вместе с главой компании-застройщика (ООО «Воронеж-Строй») Дмитрием Поликарповым с 2006 года. Антон Шевелев дал бизнесмену обещание, что его компания справится со всеми проектными работами, а он лично будет сопровождать проект на всех ступенях административных коридоров. Убедить господина Поликарпова в успешном сотрудничестве с ООО «Новый город – ХХ1 век» было непросто, вспоминает господин Шевелев. На тот момент у него не было ни офиса, ни полного штата профильных сотрудников.

В результате застройщик «Челюскинцев 101» согласился сотрудничать с близкими к чиновнику компаниями. Вместе с Максимом Яровым Антон Шевелев разработал архитектурное решение комплекса. Планировку территории, в свою очередь, прорабатывал супруг Ольги Куцевой – Руслан. Его жена в последующем в сотрудничестве с господами Яровым и Шевелевым помогала принимать ее. Давая показания о работе над этим и другими проектами, экс-чиновник подчеркивал, что именно его творческая проектная работа выходила за рамки должностных полномочий руководителя УГА.

Проектировка «Челюскинцев 101» велась от лица компании «Вламиан», так как у нее на тот момент был допуск СРО. У компании «Новый город – ХХ1 век» (ограничившейся только подготовкой архитектурных решений) такого допуска не было, а ждать получения заказчик проекта не мог. По договоренности с Русланом Куцевым (в компании господина Шевелева он числится инженером) было решено, что оплата заказчика будет распределена между исполнителями вне зависимости от компаний, в которых они числятся. По словам Антона Шевелева, работа над проектом шла в том числе дома у Ольги Куцевой и на ее рабочем месте в УГА. Встречи с Дмитрием Поликарповым чиновник проводил в личном кабинете.

Таким образом, на проекте «Челюскинцев 101» Антоном Шевелевым была обкатана схема, по которой он работал до конца 2016 года. Выполняя архитектурное решение в качестве учредителя ООО «Новый город – ХХ1 век», он получал авторское право на проект, а Руслан Куцев от имени «Вламиана» создавал всю необходимую проектную и рабочую документацию. С 2011-го вся внутренняя бухгалтерия совместного бизнеса компаний велась с учетом заключения единого договора на проектирование объектов.

«Хочу отметить, что и «Вламиан», и «Новый город – ХХ1 век» рассматривалась мной как одна организация, предоставляющая полный комплекс услуг по проектированию, – говорит Антон Шевелев. – Я не видел разницы, через какую организацию направить оплату за выполненную нами работу». Роль чиновника, по его словам, заключалась в выборе заказов для проектирования, а также непосредственном участии в проектировке и контроле проводимых работ. Господин Шевелев признается, что самостоятельно выбирал для сотрудничества только значимые проекты, которые могли принести его бизнесу прибыль. Прежде чем познакомить компаньонов с заказчиками, он прорабатывал их самостоятельно, а все проблемные вопросы разрешал в ручном режиме. По словам подсудимого, по такой схеме его бизнес работал над всеми проектами.

Через звезды к терниям

Предприятие Антона Шевелева с момента его повышения активно обрастало заказами. Вместе с компаньонами чиновник занимался проектированием жилых домов для ООО «ГарантСтрой» Александра Надзинского, ООО «Парнас-2001» Игоря Мачнева, строительной компании «БиК» Дмитрия Большакова и ООО «Шельф» Владимира Колыхалина. С последним он познакомился в 2012 году и приступил к разработке дома на набережной Массалитинова, 35, пообещав бизнесмену полную разработку проекта вплоть до авторского надзора. По словам подсудимого, его компаньон Руслан Куцев не принимал участие в работе с самого начала. Примечательно, что встречи с заказчиками проходили в УГА по субботам.

В середине 2012 года Максим Яровой покинул должность руководителя компании «Новый город – ХХ1 век» в связи с переходом на муниципальную службу (до вскрытия «архитектурного бандитизма» он трудился в строительном блоке мэрии и два года возглавлял МКП «УГА»). Не видя поводов не доверять семье Куцевых, Антон Шевелев назначил Руслана руководителем своей проектной конторы. С помощью такой рокировки чиновник увеличил влияние на компанию «Вламиан» (впоследствии сменившей название на «Вламиан-проект» и ПСК «КРОиС»). Осенью того же года господин Куцев подключился к работе над проектом на набережной Массалитинова, который претерпевал некоторые изменения (снижение этажности, изменение общего стиля здания).

«С мая по август 2013 года мною и Яровым был переработан эскизный проект жилого дома, а параллельно Куцевым под моим руководством разрабатывалась рабочая документация, – утверждает Антон Шевелев. – С момента начала работы над рабочей документацией Руслан Куцев присутствовал на всех встречах по данному проекту в моем кабинете на Кольцовской, 45». Как отмечает экс-чиновник, его компаньона знали все сотрудники УГА – вплоть до секретарей. Своим заместителям Светлане Огневой, Григорию Чурсанову, Михаилу Скисову, Сергею Фатееву он представлял Руслана Куцева лично в качестве компаньона.

В работе над девелоперскими проектами господина Колыхалина в проектной конторе «Новый город – ХХ1 век» обнаружились разногласия. Так, Руслан Куцев якобы скрыл от Антона Шевелева факты заключения двух договоров на проектные работы над двумя объектами по улице Достоевского с компанией «Шельф». Впоследствии силовики обнаружили эти документы в ходе обысков в подконтрольной Владимиру Колыхалину компании.

Также внутренние конфликты компаньонов возникали в процессе работы над заказами других девелоперов – Дмитрия Большакова и Александра Надзинского. Но самой значительной в рассказе обвиняемого стала история сотрудничества с известным бизнесменом Валерием Чешинским, главой Русской продовольственной компании. В 2013 году он обратился к Антону Шевелеву по поводу будущей трансформации земель под предприятиями, подконтрольными ОАО «Воронежская хлебная компания», под жилую застройку. Свои активы господин Чешинский рассчитывал перенести за город – предположительно, в индустриальный парк «Масловский». Проекты трансформации земель Антон Шевелев начал готовить совместно с Ольгой Куцевой.

Разработка градостроительных концепций производственных объектов господина Чешинского (на улицах Туполева, Карпинского, Фридриха Энгельса, Революции 1905 года, проспекте Труда и т. д.) была оценена господином Шевелевым в 3 млн рублей. По словам экс-чиновника, все итоговые материалы были переданы заказчику, однако оплата их так и не произошла. Руслан Куцев сообщил господину Шевелеву, что в связи с просрочкой он даже обращался в суд. Однако денег за выполненные работы главный архитектор Воронежа так и не получил, хотя, по собственному признанию, обсуждал вопрос оплаты работ с Валерием Чешинским по телефону лично.

Впоследствии ему стало известно, что Куцевы якобы без его ведома заключили с компаниями господина Чешинского (ОАО «Хлебозавод №1», ОАО «Воронежская хлебная база», ОАО «Мукомольный комбинат «Воронежский», ОАО «Воронежский экспериментальный комбикормовый завод») четыре договора на общую сумму 12,8 млн рублей. «Нежелание компаньонов делить со мной потенциальную прибыль подтолкнуло их к написанию заявления на меня в правоохранительные органы», – уверен Антон Шевелев. Никак иначе подсудимый не может объяснить скрытие от него заключения договоров с заказчиком.

Как итог

Свою работу в проектной организации «Новый город – ХХ1 век» Антон Шевелев сравнивает с работой менеджера по работе с клиентами. Экс-чиновник уверен, что в его действиях нет состава преступления по ч. 6 ст. 290 УК РФ, так как с Русланом Куцевым его связывали деловые отношения. Господин Шевелев заверил суд, что не требовал с руководителя компаний взятки, а делил с ним прибыль за исполненные работы. Такое признание, по мнению защиты, тянет на более мягкие статьи. Например, на «Злоупотребление должностными полномочиями» (ст. 285 УК РФ), «Превышение должностных полномочий» (ст. 286 УК РФ) или на «Незаконное участие в предпринимательской деятельности» (ст. 289 УК РФ).

Напомним, что описываемые события стали известны широкой общественности в начале 2017 года. Их связывали с публичной критикой тогдашнего губернатора Алексея Гордеева, обвинившего чиновников в работе в угоду коммерческим компаниям. Борьбу с «архитектурным бандитизмом» общественность ставила в заслугу главе региона. Факт инициации уголовного дела компаньоном Антона Шевелева огласке не предавался.

После выступления Антона Шевелева на первом заседании по его уголовному делу его адвокаты не стали задавать вопросы, дав стороне обвинения время на формулировку своих. Следующее заседание по делу пройдет 28 февраля.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 7