Злоупотребления и подкуп работников контрактных служб будут караться согласно Уголовному кодексу.
Лишение свободы до восьми лет и штраф в размере 40-кратной суммы взятки – такое наказание будет грозить за подкуп работников контрактных служб в особо крупном размере при проведении государственных и муниципальных закупок. Соответствующие поправки в Уголовный кодекс РФ намерен сегодня рекомендовать к принятию комитет ГД по госстроительству и законодательству, рассказали «Известиям» в комитете. Эксперты отмечают, что проект является логическим продолжением борьбы государства с картелизацией экономики и злоупотреблениями в сфере госзакупок.
Законопроект в марте 2017 года внес в Госдуму президент Владимир Путин. В пояснительной записке к документу (есть в распоряжении «Известий») указано, что за откаты при реализации государственных и муниципальных контрактов сейчас наказать удается не всех. Так, действующее законодательство предусматривает для представителей заказчика, которые не являются должностными лицами (например, работников контрактной службы, контрактных управляющих, членов комиссии по осуществлению закупок и лиц, осуществляющих приемку товаров, работ и услуг) только административное наказание. За их подкуп наказания также не предполагается. В то же время эти действия «могут причинять существенный ущерб бюджетной системе РФ», подчеркивается в пояснительной записке.
Внесенный президентом проект призван исправить эту ситуацию. Поправки дополняют УК новыми статьями – «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» и «Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок».
Согласно первой статье, штрафом до 200 тыс. рублей или лишением свободы на срок до 3 лет предлагается наказывать за нарушения при закупках, если они совершены из корыстной или иной личной заинтересованности и причинили крупный ущерб – от 150 тыс. рублей. Если ущерб особо крупный (свыше 1 млн рублей) или преступление совершено группой лиц по предварительному сговору, за него будет грозить штраф в сумме от 200 тыс. до 1 млн рублей либо лишение свободы сроком до семи лет.
За подкуп работников контрактной службы или уполномоченного представителя заказчика в проекте предусмотрен штраф от 300 до 500 тыс. рублей или заключение на срок до трех лет вместе со штрафом в 10-кратном размере взятки. Подкупом в этом случае будет считаться передача денег, ценных бумаг, другого имущества или незаконное оказание услуг имущественного характера. За аналогичные действия в особо крупном размере санкции более суровые – от 1 до 2,5 млн рублей либо заключение до восьми лет с 40-кратным штрафом. Работник контрактной службы, принявший подкуп, рискует лишиться свободы на три года и заплатить в казну 20-кратную сумму взятки. Если же работник вымогал ее, то ему будет грозить до 10 лет заключения и 50-кратный штраф. Аналогичную сумму ему придется заплатить, если размер подкупа превышал 1 млн рублей. Кроме того, в этом случае он может отправиться за решетку на 12 лет.
Новации позволят более эффективно противодействовать коррупционным проявлениям в системе госзакупок и защитить бюджетную систему, убежден глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («Единая Россия»).
Проект логически продолжает меры по борьбе государства с картелизацией экономики и злоупотреблениями в сфере госзакупок, отметила партнер юргруппы «Яковлев и Партнеры» Екатерина Смирнова. Она напомнила, что ранее Федеральная антимонопольная служба разработала поправки в ст. 178 УК РФ «Ограничение конкуренции». Эти изменения расширяют перечень лиц, привлекаемых к ответственности за картельные сговоры. Параллельно ужесточается и ответственность в сфере госзаказа. Однако, по мнению Екатерины Смирновой, введение уголовной ответственности для сотрудников компаний-заказчиков может оказаться чрезмерным. Закон о контрактной системе № 44-ФЗ пока далек от совершенства, и зачастую осуществить закупку без его нарушения невозможно, указала эксперт.
Предлагаемые меры восполняют пробелы в законодательстве, полагает партнер BGP Litigation Дмитрий Селезнёв. По его словам, случаи злоупотреблений в сфере госзакупок не единичны. Но если нарушения совершались лицами, которые не являются должностными и не выполняют управленческих функций, они, как правило, не подпадали под положения УК, отметил Дмитрий Селезнёв. В то же время он добавил, что пока неясны некоторые нюансы правоприменения поправок – например, в случаях если решение о закупке было принято по закону, но при этом имел место подкуп.
Татьяна Берсенева
Известия, 00:01, 04.04.2018