WorldClass

22 сентября 2024, 12:26
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

ЭЖ-Черноземье // Руководитель воронежского УФНС: «Не допустить снижения темпов налоговых поступлений в бюджеты всех уровней»

30.11.2009 16:49
Четкое выстраивание иерархии приоритетов, скрупулезность и последовательность в их реализации, неангажированность в принятии решений позволили налоговому ведомству стать одним из эффективных государственных учреждений в Воронежской области.

Четкое выстраивание иерархии приоритетов, скрупулезность и последовательность в их реализации, неангажированность в принятии решений позволили налоговому ведомству стать одним из эффективных государственных учреждений в Воронежской области.

Какие процессы происходят в экономике Воронежской области? Как идет сбор налогов в этом году в условиях продолжающегося экономического кризиса? Насколько адаптировались специалисты налоговых органов к новым реалиям? Как видят они налоговую перспективу на ближайшее время, и какие прогнозные характеристики они дают? Об этом и других аспектах деятельности - в беседе председателя редакционного совета регионального делового издания «Экономика и жизнь - Черноземье» Дмитрия НЕЧАЕВА с руководителем Управления ФНС России по Воронежской области Сергеем ДУКАНОВЫМ.

«Просел» ряд отраслей областной экономики

-Сергей Сергеевич, как выглядит картина по налоговым сборам за 9 месяцев 2009 года в Воронежской области? Оказались ли они прогнозируемыми для вас? Как они выглядят в сравнении с аналогичным периодом 2008 года?

-В целом считаю, что ситуация со сбором налогов приобрела стабильный характер. Кто-то ожидал резкого падения налоговых сборов, но такого не случилось, кто-то - их рост, что не соответствовало существующим реалиям, но ясно одно: мы ушли от крайностей. В предшествующие годы был достигнут своеобразный пик финансовых результатов, и вполне естественно, учитывая фактор кризиса, было ожидать уменьшения налоговых поступлений. УФНС сообщало региональной власти, что мы столкнемся с проблемой возврата в 2009 году тех средств, которые поступили еще в 2008 году (в частности, налога на прибыль).

Сегодня гигантских долгов налогоплательщиков, к примеру, по областному бюджету, нет. И дальше, уверен, мы можем рассчитывать на то, что существенного роста налоговой задолженности у нас не будет. Уровень налоговых поступлений стабилизировался во многом и потому, что на 2009 год наш прогноз отличался реалистичными оценками, сопровождавшимися плановыми и системными действиями.

-Обладаете ли вы данными о том, какова ситуация с налоговыми сборами по итогам 9 месяцев 2009 года в соседних территориях: Белгородской, Курской, Липецкой, Орловской и Тамбовской областях? Есть ли какие-либо закономерности в данном аспекте?

-Да, такими данными обладаем. Результаты и некоторые закономерности хорошо видны в приведенной таблице.

-Можно ли видеть по налоговым сборам, какие из отраслей экономики Воронежской области больше всего «просели» из-за последствий финансового кризиса?

- Налоговые показатели -это, на мой взгляд, индикатор общей ситуации в экономике. Снижение производства и реализации приводит к уменьшению налоговых поступлений. По результатам работы за 9 месяцев «просел» ряд отраслей. Во-первых, это химическое производство (ОАО «Минудобрения», ОАО «Воронежский синтетический каучук» и др.). В данном секторе экономики снизились и оборот - на 28,5%, и индекс промышленного производства - на 36,7%, и, соответственно, налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ уменьшились на 79,5 процента.

Во-вторых, это производство прочих неметаллических минеральных продуктов. Это такие предприятия, как ЗАО «ВКСМ», ОАО «Завод железобетонных изделий № 2», ОАО «Семилук-ский огнеупорный завод», ЗАО «Подгоренский цементник» и др. Здесь отмечается снижение оборота на 26,6 процента и индекса промышленного производства - на 22,4 процента. В итоге - снижение налоговых поступлений на 41 процент.

В-третьих, снизились на 29,9 процента налоговые поступления от металлургического производства и производства готовых металлических изделий (ЗАО «Воронежстальмост» и др.). Также за счет снижения оборота на 53,4 процента и индекса промышленного производства - на 65,1 процента.
И в-четвертых, «просела» строительная отрасль (ОАО «Воронежстрой», ЗАО «Воронежское монтажное управление - 2», ОАО «Воронежтрубопроводстрой», ОАО «Домостроительный комбинат» и др.). В этом сегменте областной экономики наблюдается снижение оборота на 12,4 процента, которое привело к снижению налоговых поступлений в бюджет на 14,8 процента.

Воронежский АПК имеет ряд особенностей

-Какими прогнозными характеристиками по налоговым сборам в Воронежской области на краткосрочную перспективу может поделиться налоговое ведомство?

-Некоторые характеристики выглядят так. Прогноз поступлений доходов в консолидированный бюджет области (это и областной, и местные бюджеты) по налогам, администрируемым налоговыми органами, по оценке УФНС по Воронежской области, на 2010 год определен в сумме 29,1 млрд рублей с ростом к прогнозной оценке на 2009 год на 485,3 млн рублей, или 1,7 процента. Есть и более оптимистичный прогноз, с большим ростом. Областной Думой в 1-м чтении принят консолидированный бюджет области на 2010 год в сумме 52,1 млрд рублей, в том числе налоговые доходы, администрируемые ФНС, - 33,0 млрд рублей. В кризисный, да и посткризисный периоды достаточно сложно дать точный прогноз. Думаю, что в 2010 году мы продолжим совместную работу с региональной властью, чтобы обеспечить налоговые поступления и социально-экономическую стабильность в регионе.

-Как вы оцениваете ситуацию со сбором налогов в АПК Воронежской области, ведь есть мнение, что эта отрасль чуть ли не единственная, которая выиграла от мирового финансового кризиса?

-В АПК Воронежской области, на наш взгляд, есть ряд особенностей. Что касается структуры АПК, то преобладание в данной сфере среднего и малого бизнеса и его ориентированность на выпуск продуктов первой необходимости в сложившихся экономических условиях, на наш взгляд, позволяет надеяться, что кризисные явления в указанной сфере по сравнению с другими отраслями проявятся в несколько меньшей степени. В то же время, рост цен и тарифов на газ, электроэнергию и другие энергоносители осложняет ситуацию в сфере животноводства.

Следующим проанализируем другой аспект. Агропромышленный комплекс включает в себя 4 тыс. налогоплательщиков (организаций и ИП). При этом основная его часть - предприятия-сельхозпроизводители: в сфере растениеводства - 72%, животноводства - 10%, смешанного производства - 3 процента. В переработке занято 15% от общего количества плательщиков в данной сфере.

Еще одна особенность АПК -это и условия осуществления хозяйственной деятельности. И в первую очередь, то, что сельхозпроизводители в основном арендуют землю у физических лиц, т.к. земли сельхозназначения в большей части паевые. Это данность, как и сезонный характер сельского хозяйства. Поэтому появляется такой фактор, как минимизация налогов, т.е. фактически новые производители не имеют производственной базы и, отработав 1 цикл, прекращают деятельность
без уплаты налогов. Наша задача - направить все усилия налоговых органов на предупреждение банкротств и предотвращение применения различных схем минимизации налогов, в том числе за счет ценовой политики.

Например, значительная доля сельхозпроизводителей (45%) применяет ЕСХН, реализует продукцию без НДС, что «не привлекательно» для покупателей продукции. Налоговые органы с целью пресечения схем контролируют, в первую очередь, производителей и переработчиков, которые имеют общих учредителей, инвесторов или прочие виды взаимозависимости. Кроме того, мы совместно работаем с органами местного самоуправления по легализации объектов налогообложения и получению от них дополнительной информации для осуществления налогового администрирования.

Малый и средний бизнес не показывают ни роста, ни падения

-Можно ли по налоговым сборам увидеть тенденции в малом и среднем бизнесе Воронежской области? Если да, то каков тренд данного сектора региональной экономики?

-У малого и среднего бизнеса сейчас одна задача - выжить. Поэтому в последнее время сложилась такая тенденция, когда поступления по налогам на единый вмененный доход и налогам по упрощенной системе налогообложения практически не выходят за нулевую отметку: нет ни роста, ни падения -можно считать, что это, скорее, хорошо, поскольку говорит о том, что этот сегмент бизнеса жив. И плохо, так как можно было рассчитывать на чуть большие поступления от этого сектора за счет получения малым бизнесом конкурентных преимуществ во время кризиса. Однако налоговые органы учитывают и такие факторы, как оптимизация налогообложения в этом сегменте бизнеса, жесткая конкуренция на рынке, поскольку эта отрасль представлена торговлей и сферой услуг. Торговля у нас все-таки укрупняется, и конкурировать с торговыми сетями достаточно сложно.

Формируя экономическую стратегию на перспективу, нельзя принижать потенциал малого бизнеса, его роль в развитии областной экономики. Вот, например, недавно в правительстве Воронежской области проводилось совещание по поводу придорожного сервиса. На мой взгляд, это было интересное и полезное совещание. Позиция губернатора Воронежской области четкая: надо просто создавать условия для развития этого направления малого бизнеса, формировать соответствующую инфраструктуру, в том числе организовать соответствующие крытые павильоны и сдавать их в аренду. Это недорогой проект, который окупит себя и увеличит в дальнейшем налогооблагаемую базу. Не менее важным является и то, что у определенной территории появится шанс на благоустройство.

-В этом году по всей стране увеличили транспортный налог. Намного ли вырос этот налог в нашей области по сравнению с другими регионами? На что идут средства?

-В Воронежской области на самую распространенную категорию транспортных средств мощностью до 100 л.с. на 2008 год была установлена ставка транспортного налога в размере 12 рублей за 1 лошадиную силу, а на 2009 год - в размере 20 рублей (максимум 25 рублей). В соседних областях, например в Тамбовской и Курской, ставка налога для данной категории транспортных средств не менялась в 2008-2009 гг. и составила соответственно 10 руб. и 15 руб. за 1 лошадиную силу. В соответствии с бюджетным законодательством, с 2009 года транспортный налог целиком поступает в местные бюджеты.

-Обладаете ли вы данными о количественных показателях и динамике задолженности по платежам в бюджетную систему и государственные внебюджетные фонды?

-В кризис важно не дать бизнесу использовать налоги как кредитные средства. Мы сделали все возможное, чтобы максимально оперативно отрабатывать все меры принудительного взыскания. В результате имеем положительную динамику в погашении задолженности. На 1.10.2009 года общая сумма задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды составила 17077,0 млн рублей и снизилась по сравнению с началом 2009 года на 1278,5 млн рублей, или на 7 процентов. Сумма значительная, но 13,1 млрд рублей - это задолженность по 617 организациям, находящимся в процедурах банкротства.

Недоимка - это фактически текущие неплатежи. На 1.10.2009 ее размер - около 3 млрд рублей, но выросла она с начала года лишь на 3 процента.

Управление ФНС выстроило иерархию приоритетов своей деятельности

-Как вы сами оцениваете уровень, качество и эффективность налогового администрирования в Воронежской области? Выслушиваете ли вы иные точки зрения на эту тему, если они существуют?

-Качество и эффективность налогового администрирования определяются, в том числе, показателями контрольной работы за 9 месяцев 2009 года. Федеральной налоговой службой разработаны критерии для оценки финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. При такой организации работы исключаются из проверок добросовестные налогоплательщики, значительно уменьшается нагрузка контроля на легальный бизнес, в первую очередь, малый. Количество проверок с 10,8 тыс. в 2002 сократилось до 1,1 тыс. за 9 мес. 2009 г., а доначисления на 1 проверку выросли почти в 13 раз, с 90 тыс. рублей до 1,5 млн рублей. Аналитическая работа до начала проверки позволяет оценить нарушения, предполагаемую сумму доначислений и включить в состав проверяющих сотрудников правоохранительных органов.

Положительный волновой эффект контрольной работы -это повышение самоконтроля со стороны бизнеса. Самоконтроль выражается в росте уточненных деклараций с суммами налогов к доплате. Если в 2006 году было подано уточненных деклараций лишь на сумму 68778 тыс. рублей, то в 2007 году - на 612608 тыс. руб., а за 9 месяцев текущего года - на 566764 тыс. рублей.

В целом я удовлетворен организацией налогового администрирования. Да, мы выслушиваем различные точки зрения, в том числе и критические, и реагируем, соответственно, на объективные оценки.

-Если говорить о ключевых направлениях работы Управления ФНС России по Воронежской области, то какую иерархию приоритетов вы бы выбрали?

-Первое и самое главное -не допустить роста налоговой задолженности, программа-максимум - не допустить снижения поступлений в бюджете текущего года. На сегодня есть достаточно средств: сотни миллионов рублей, которые покрывают эти задолженности за текущий год.

Второй приоритет - противодействие банкротству. Программа-минимум - не допустить валового банкротства предприятий, а если банкротства будут продолжаться, то не допустить увеличения валовой налоговой задолженности, как это было в 2004, 2005 и 2006 годах. И пока нам это удается. Да, банкротства идут, но доля банкротств по инициативе налоговых органов в них минимальна.

Следующий приоритет - это анализ и контроль. Да, мы понимаем, что объективные обстоятельства не позволят нам получить необходимые средства в бюджетах всех уровней, но есть основания провести контрольную работу за прошедшие годы, вычислить ту сумму, которая не поступила в бюджет за предыдущие периоды, и взыскать ее. Здесь тоже есть важные цифровые показатели: мы начислили 2 млрд рублей за 9 месяцев и получили уже 70% (1,4 млрд) от этой суммы. Кстати, в 2008 году за этот период УФНСначислило 1,5 млрд и взыскало 60% (это приблизительно 1 млрд). За 9 месяцев 2009 года мы имеем рост в 400 млн рублей, а это - дополнительный доход в бюджет. У нас осталось еще три месяца, и мы не будем сидеть сложа руки. Думаю, будут и дополнительные поступления.

Четвертый приоритет - работа по легализации заработной платы, следствием чего является не только помощь людям, но и пополнение бюджетов. Проблемы определились серьезные, острые, и мы занимаемся ими: жалобы граждан, сведения от сотрудников предприятий, обиженных работодателем. Люди сообщают информацию, приносят подтверждающие документы, в том числе журналы смен, где они расписывались, копии иных документов. Могу сказать вам, что у людей появилась нетерпимость к зарплатам в конвертах, они начинают думать о завтрашнем дне, им хочется получать больничные листы и иметь хоть какую-то страховку, чтобы взять кредит, выехать за границу. Как вы видите, эти перечисленные мной приоритеты складываются в некую иерархию, стратегическую линию нашей деятельности. Четкое понимание того, что надо делать, последовательность в реализации задуманного, даже несмотря на кризис, приносят свои результаты.

-У меня сложилось впечатление, что вы и ваша служба практически адаптировались к условиям кризиса. Так ли это?

-Мне хочется верить, что мы адаптировались. Во всяком случае, я не сказал бы, что процесс мы завершили, но некоторые модели поведения мы апробировали. Думаю, с этой схемой мы можем проработать год-два, а потом нам в любом случае придется менять стратегию.

- Даже успешная работа в плане налогового администрирования с четко выстроенной иерархией приоритетов лишь поможет оптимизировать налоговые поступления в бюджеты всех уровней на территории Воронежской области, но не решит проблему с увеличением налогооблагаемой базы. На ваш взгляд, на какие отрасли экономики, с точки зрения налогового ведомства, должны направить усилия все уровни власти для того, чтобы содействовать росту налогооблагаемой базы?

-АПК, ставка на переработку, глубокую переработку. Особый разговор - растениеводство, модернизация сахарных заводов, зернохранилищ и элеваторов. Однозначно животноводство, поскольку необходимо добиться круглогодичной занятости сельского населения и, как следствие, увеличения поступающих налогов. Еще один вектор развития областной экономики - транспортно-логистическое направление. Кроме того, Воронежская область всегда отличалась мощной промышленной отраслью, индустриальным вектором развития.

-Как выстраивается взаимодействие УФНС и правительства Воронежской области в сфере налоговых сборов и увеличения налогооблагаемой базы? Какое это взаимодействие? Каковы результаты?

- Мы работаем вместе по многим вопросам. Уверен, что координация усилий региональной власти и управления ФНС дает свои плоды по широкому спектру вопросов. Тем более, что мы все заинтересованы в модернизации экономики, росте налогов и, как следствие, улучшении уровня и качества жизни областного населения.

Материал подготовила Елена РАСЕНКОВА, обозреватель «ЭЖ-Черноземье»
«Экономика и жизнь – Черноземье» № 21 от 28 ноября — 11 декабря 2009 г.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0